Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Так, стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. [25,с.147,148]
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Двойственный характер налоговых отношений сформировал у налогоплательщиков определенный стиль поведения по отношению к налогам, базирующийся на следующих принципах:
налоги надо платить, поскольку это своего рода финансовая повинность, т. е. финансовая государственная обязанность фирмы;
платить только минимальную сумму положенных налогов;
платить налоги следует в последний день установленного для этого срока. [43, с. 78]
Рядом законов, принятых Верховным Советом Республики Беларусь, создана новая налоговая система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы[5,c.36].
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся: объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога; субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог; источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог; ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога; налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога; срок уплаты налога - срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока; правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
Положительный эффект воздействия системы налогообложения на предприятия возможен при соблюдении некоторых условий.
Во-первых, возлагаемое на предприятия налоговое бремя не может быть чрезмерным, лишающим их источников финансирования для расширения и технического перевооружения производства.
Во-вторых, количество взимаемых налогов должно быть оптимальным, а порядок их исчисления и взимания — простым и понятным каждому плательщику.
В-третъих, необходимы согласованность и взаимоувязка налогов без их дублирования одного другим, а также стабильность ставок и порядка уплаты налогов на длительное время.
В-четвертых, система налогообложения должна быть одинаковой для предприятий любых форм собственности и хозяйствования и в то же время гибкой, создавая при помощи налоговых льгот предпочтительные условия развития для тех предприятий, в деятельности которых заинтересовано общество [10, с.109-111].
Обеспечив соблюдение вышеизложенных принципов, мы тем самым будем способствовать становлению наиболее эффективной системы налогообложения в Республике Беларусь.
1.2. Классификация налогов, их виды
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.
Согласно законодательству Республики Беларусь объектами налогообложения являются:
- прибыль (доходы);
- стоимость определенных товаров;
- добавленная стоимость продукции;
- имущество юридических и физических лиц;
- доходы физических лиц;
- другие объекты, установленные законодательством.
Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, которые первоначально еще в ХVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.
Классификация налогов на прямые и косвенные исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.
К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат основанием для обложения.
Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные товары, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами, транспортный налог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.
Во многих развитых странах в структуре налоговых доходов превалируют прямые налоги: США – 91,1 %, Япония – 71,2 %, однако в ФРГ этот показатель составлял 44,1 %. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45 % (1995 г.).
Различают несколько способов классификации налогов по различным признакам.
По методу установления и взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги - налоги на отдельные объекты имущества (земля, дома, денежный капитал, имущество):
Косвенные налоги взимаются через действующий механизм цен и вытекают из хозяйственных актов, финансовых операций и оборотов.
Особое значение имеет дифференциация налогов по источникам налогообложения.
Различают три источника налогообложения:
- издержки производства (себестоимость);
- прибыль;
- выручка.
По значимости и принадлежности налоги подразделяются на:
- общереспубликанские (отчисления от выручки);
- местные (подоходный налог, налог на недвижимость).
В Республике Беларусь выделяется также смешанная классификация (с учётом четырёх предыдущих):
- налоги и отчисления от выручки;
- налоги на прибыль и доходы (налог на недвижимость);
- налог в счёт остающейся прибыли (например, налог на рекламу);
- налоги, включаемые в себестоимость;
- прочие [45; c.36,37].
Таким образом, повышение роли налогов в нашей стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества.
При достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов будут отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.При этом существуют различные классификации налогов, основная из которых – разделение налогов на косвенные и прямые.
2. НАЛОГИ И ВВП. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
2.1. Налоговая нагрузка, ее определение
Налоговая нагрузка ВВП, это соотношение суммы всех налогов к ВВП.
Для того, чтобы оценить уровень налоговой нагрузки на промышленные предприятия необходимо иметь представление о налоговой системе. Налоговая система Республики Беларусь построена по принципу изъятия налогов и неналоговых платежей из выручки предприятия в определенной последовательности.
При расчете налоговой нагрузке следует учитывать, что предприятие платит как республиканские так и местные налоги и сборы, причем местные налоги дифференцируются в соответствии с законодательством.
Также необходимо отметить, что законодательством Республики Беларусь предусмотрено огромное количество налоговых льгот по различным налогам и платежам.
Приведенный в таблицах транспортный сбор является целевым сбором местных органов власти и управления, в частности устанавливается Решением Минского городского совета депутатов и имеет целевое назначение.
Можно также сказать, что по некоторым сборам ставки дифференцированы, а шкала налогообложения имеет прогрессивный вид, т.е. сумма налога, подлежащего к уплате в бюджет напрямую зависит от величины дохода субъекта налоговых отношений.
Можно попытаться исчислить изменение уровня налоговой нагрузки путем подстановок числовых данных в приведенные ниже таблицы, однако полученная информация не будет соответствовать действительности, так как порядок отнесения затрат предприятия на издержки производства и обращения довольно сложен и его постоянно корректируют органы власти и управления (установление норм отнесения на затраты, лимиты использования и др. ограничения.)
Промышленное предприятие по действующему законодательству будет являться плательщиком следующих налогов (целевых сборов):
- налог на добавленную стоимость ( налог исчисляется и уплачивается СС выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также иных объектов налогообложения) ;
- акцизы (исчисляется со стоимости подакцизных товаров по утвержденным перечням);
- налог на прибыль( уплачивается с прибыли предприятия);
- налоги на доходы(исчисляется с суммы дохода. платежа выплачиваемой нерезиденту за оказанные услуги, выполненные работы);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11