Данные анализа налоговых поступлений свидетельствуют о том, что централизация доходов бюджета к ВВП (с учетом недоимки, но без учета ФСЗН) в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла с 33,8 до 37,2%, или на 3,4 п.п., в основном за счет включения в республиканский бюджет инновационных фондов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в ВВП вырос с 33,6 до 36,8% в сравниваемых периодах (рост на 3,5 п.п.), а недоимка снизилась с 0,5 до 0,4% (падение – на 0,1 п.п.), табл. 3.3. По данным Министерства по налогам и сборам, удельный вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам бюджета (включая доходы государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, но без ФСЗН) сократился с 1,4% на 1.01.2005 до 1,2% на 1.01.2006 г. По состоянию на 1 января 2006 года задолженность по платежам в бюджеты всех уровней составила 281,7 млрд. рублей и по сравнению с 1 декабря 2005 года сократилась в реальном выражении на 12,8 процента[46].
Таблица 3.3. Динамика централизации доходов республиканского бюджета
Показатели
Ед. изм.
2001 г.
2002 г.
2003 г.
2004 г.*
2005 г.*
1. Валовой внутренний продукт
млрд. руб.
17173,2
26138,3
36564,8
49991,8
63678,9
2. Доходы республиканского бюджета (с государ. целевыми бюджетными и внебюджетными фондами, без ФСЗН)
5747,1
8636,1
12210,6
16669,1
23413,6
3. Недоимка по доходам и поступлениям
134,2
218,6
250,0
235,2
281,7
4. Уд. вес недоимки по доходам и поступлениям к доходам консол. бюджета (с гос. целевыми фондами)
%
2,3
2,5
2,1
1,4
1,2
5. Общая совокупная налоговая нагрузка (централизация)
34,3
33,9
34,1
33,8
37,2
в том числе:
уд. вес доходов конс. бюджета в ВВП
33,5
33,0
33,4
33,3
36,8
уд. вес недоимки в ВВП
0,8
0,9
0,7
0,5
0,4
*без учета ФСЗН
Отметим, что в 2005 году централизация ресурсов республиканского бюджета в ВВП в сопоставимой с 2001 годом структуре (т.е. в структуре доходов бюджета 2001 года) составила 34,6%. Этот показатель свидетельствует о выполнении параметров Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, в соответствии с которой уровень централизации в консолидированном бюджете к 2005 году необходимо было снизить до 35-37% ВВП.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2005 год энергетичность доходов составила 1,106, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов республиканского бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 11,7 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что за 2004 год энергетичность доходов составила 1,04).
Необходимо отметить, что если дебиторская задолженность консолидированному бюджету на 1 января 2006 года сложилась в сумме 281,7 млрд. руб., то кредиторская задолженность республиканского бюджета составила 228,9 млрд. руб., т.е. чистая дебиторская задолженность бюджета равна 52,8 млрд. руб., или 0,2% от доходов республиканского бюджета за 2003 г. Для сравнения проанализируем данный агрегат за последние пять лет, табл. 3.4[46].
Таблица 3.4. Динамика чистой кредиторской задолженности республиканского бюджета
Показатель
2001
2002
2003
2004
2005*
Дебиторская задолженность консолид. бюджету на конец года, млрд. руб.
Кредиторская задолженность консолид. бюджета на конец года, млрд. руб.
312,6
243,6
227,3
171,1
228,9
Чистая кредиторская задолженность бюджета:
- в млрд. рублей
178,4
25,0
Чистая дебиторская задолженность бюджета:
22,7
64,1
52,8
- в процентах к доходам
республиканского бюджета (без ФСЗН)
3,1
0,3
0,2
*до заключительных оборотов
В разрезе основных налогов структура республиканского бюджета (без доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов и ФСЗН) за 2001-2005 годы по основным налогам представлена в табл. 3.5. В 2005 году по сравнению с 2004 годом удельный вес НДС в структуре республиканского бюджета увеличился с 27,9% до 32,1%, прямые налоги на доходы и прибыль – с 15,6% до 16,1%, подоходный налог не изменился – 10,3%, акцизы сократились – с 8,2% до 7,5%. Удельный вес доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций также вырос - с 8% до 9,2%, а вот доли текущих и капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей сократились на 0,2 и 0,1 п.п[46].
Таблица 3.5. Динамика структуры доходов республиканского
бюджета за 2001-2005 гг., %
2005
НДС
30,7
30,2
28,8
27,9
32,1
Налоги на доходы и прибыль
16,6
12,7
13,4
15,6
16,1
Подоходный налог
11,3
10,8
10,2
10,3
Акцизы
9,4
8,3
8,4
8,2
7,5
Доходы от внешней торговли
6,4
7,3
9,6
8,0
9,2
Текущие неналоговые доходы и обязательные платежи
5,3
6,0
6,9
6,7
Капитальные неналоговые доходы
1,3
6,3
0,1
Прочие поступления в бюджет
19,1
23,1
22,9
18,0
Итого доходов (без доходов гос. целевых бюджетных и внебюджетных фондов и ФСЗН)
100,0
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11