Рефераты. Религоведение

Характерной чертой древнеримской религии было наличие персонификации или воплощений моральных понятий, человеческих чувств (Физес Верность, Конкордия - Согласие, Пакс - Мир Спес - Надежда, Ювенус - Молодость) и т д

Древнеримская религия имела очень разветвленную магию. Перед каждым важным делом римляне вначале узнавали про волю богов, которая проявлялась в различных знамениях, что наблюдали и разъясняли специальные жрецы-авгуры Большое развитие имели анимизм, и культ предков Духов предков называли манами - чистыми и добрыми духами. Близки к духам предков были личные духи гении, которые воплощали жизненную силу мужчин и юноны, которые были ангелами-хранительницами женщин. К духам-покровителям принадлежали лары, охраняющие поле и дом крестьянина, а также пенаты, заведовавшие кладовой Государство рассматривалось римлянами как большая семья, поэтому были и государственные пенаты, которых почитали в одном храме с Вестой (воплощением семейного очага).

Широкий веротерпимый политеизм римлян легко вбирал в себя чужие религиозные верования и представления, так что в период империи римская религия походила на сборище богов со всех концов света. Из Малой Азии проник культ матери богов - Кибелы, со 2 в. н. э. стал популярен культ иранского бога солнца Митры. Больше всего ощущалось греческое влияние, выражавшееся в культах Аполлона, Асклепия (Эскулапа), Геракла (Геркулеса) Артемиды и т. д.

В период Римской империи возникают культ цезарей обожествление личности императора.

В Древнем Риме не возникло жреческой касты и храмового хозяйства, что не создало и развитого вероучения, а веротерпимость римлян привела к тому, что государство не занималось религиозным воспитанием граждан. Это позволило христианству одержать полную победу в Риме.

Контрольные, вопросы

□      Назовите основные причины возникновения религий в Древнем мире.

□      Охарактеризуйте верования и культы в Древнем Египте.

□      Укажите основные черты религии в Древней Мессопотамии.

□      Что представляет собой религия Древней Греции.

□      Каковы особенности религии Древнего Рима.

Тема 4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЛИГИИ

Иудаизм


Иудаизм является одной из древнейших национальных религий, он распространен главным образом среди еврейского населения. Впоследствии на его основе было основано христианство Иудаизм возникает в конце II тыс. до н. э. среди кочевых семитских племен, осевших в Палестине и впитавших в себя религиозные традиции религий Ближнего Востока. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иудеев, которое в конце XI века до н. э. стало господствующим среди еврейских племен. История его развития связана с покорением иудейского рабовладельческого государства римлянами и с рассеянием (диаспорой) приверженцев иудаизма за пределами Палестины, созданием религиозных общин — синагог, которые возглавлялись раввинами-законоучителями и судьями, регулировавшими религиозную и светскую жизнь верующих. Иудаизм принимал различные ис­торические формы. Обычно выделяют библейский, раввино-талмудический и реформированный период эволюции иудаизма.

Догматика и культ в иудаизме разработаны на основе библейско-талмудических поучений. Источниками вероучения являются священные книги: Танах — Священное Писание иудеев, сформированное с начала X по конец II вв. до н. э., состоящее из 39 книг; Тора — Пятикнижие Моисея, со­ставная часть Танаха, но Толмуд одновременно и самостоятельный религиозный источник; Толмуд — по сути, сборник разъяснений к Танаху и Торе, составленный с III в. до н. э. до конца IV в. н. э., в котором содержатся законы условного и гражданского права, нравственные нормы, практические советы по вопросам личной и семейной жизни, система иудейской обрядности, состоящая из 613 предписаний (365 запретов и 248 повелений). В иудейской религии выделяют следующие направления:

1) ортодоксальное, или традиционное — сложилось в раввино-толмудический период (II в. - нач. XIX в.):

2) реформированное — возникло в начале XIX в. в связи с приспособлением евреев диаспоры к новым условиям жизни в буржуазном обществе и потребностью интегрировать в европейскую и американскую культуру, что, в свою очередь, стимулировало расхождение между ортодоксальным (основанным на абсолютном духовном авторитете Торы) и реформированным иудаизмом;

3) консервативное - сложилось во втором десятилетии XX в. как реакция на «устарелость» ортодоксального иудаизма и ассимиляторской тенденции. Консервативный иудаизм представляет собой средний вариант между ортодоксальным и реформистским, поскольку отличается либерализмом в теологии и традиционностью в практике;

4) реконструкцио-нистское - возникло в середине XX в. как реализация тенденции реконструировать религиозные представления и переосмыслить их индивидуально так, чтобы они превратились для верующего в действен­ную силу. Характерная особенность реконструкционизма выражена в поисках единства с христианством на основе идеи общности веры в единого Бога, что отразилось в создании в 1947 г. Общества иудео-христианской дружбы. Сегодня иудео-христианство достаточно популярно среди верующих этнических евреев Европы и Америки.

В настоящее время среди евреев-иудеев сохраняются секты караимов и хасидов. Караимы — антиталмудическая секта, возникшая в VIII в. среди земледельцев и ремесленников еврейской диаспоры как протест против социального угнетения, оправдываемого Талмудом и раввинами. Основатель секты Анан бен Давид в качестве религиозного источника призывал признавать только Тору в ее «первоздатной чистоте», несовместимой с какими-либо толкованиями. Самые важные принципы караимства - самостоятельное изучение Священного Писания и почитание десяти заповедей. Иисуса

Христа и Мухаммеда караимы почитают как великих пророков. В этом проявляется влияние Христианства и особенно Ислама. Религиозные обряды караимы отправляют в домашних условиях.

Хасидизм — религиозное движение, возникшее среди евреев Украины и Польши в XVIII в. как форма социального протеста низов против господства финансовой верхушки общин и подерживающих их раввинов. В XIX веке хасидизм превратился в откровенно мистическое течение в иудаизме. Основоположник этого учения Израиль Бешт (1700 — 1760) подчеркивал, что неравенство, существующее в мире, не влияет на отношения между Богом и людьми. По представлениям хасидов, Бог (Шехина) присутствует во всем, что окружает человека (т. е. религиозный пантеизм). Хасидизм провозглашает необходимость непосредственной связи верующего с богом и соответственно отрицает талмудическую «ученость» и раввинское посредничество. Спасение хасидизм видит в индивидуальном религиозно-нравственном совершенствовании на основе постоянного изучения Торы и мистического учения Каббалы (Каббала - «понятие», «традиция» — учение, согласно которому приблизиться к познанию Бога человек может только через знания мистического значения имен, букв, чисел, магических формул и т. д.). Помочь в совершенствовании могут цадики (праведники), избранные Богом люди, которым дано особое откровение и которые являются главами общин хасидов с XVIII в. Хасиды признают зло низшей ступенью добра и связывают его с Шехиной. Эти представления аккумулируются в «доктрине радости», которая проявляется в песнях, плясках экстатического по своему характеру хасидского религиозного культа, а также в отрицании аскетизма. Хасидизм охватывает половину мирового религиозного еврейства и существует в разных формах, главным образом в форме «хаббад-хасидизма», объединяющего мистику хасидизма с раввинским богословием. Живут хасиды замкнутыми общинами, доступ в которые посторонним запрещен. Довременный хасидизм как учение и практика признан даже в Израиле религиозными иудаистскими ортодоксами. Последова­тели хасидизма есть и в Украине, где много их священных мест (гг. Бердичев, Умань, Тараща и др.):"Основу вероучения иудаизма составляет вера: в единого Бога Яхве, управляющего миром; в «богоизбранность» еврейского народа, который имеет особые отношения с Богом («избранный народ») и, соответственно, пользуется особым его покровительством; в загробный мир; в бессмертие души; в посмертное воздаяние; в воскресение мертвых; в святость Танаха и Талмуда; в приход Мессии (спасителя, присланного богом людям); в конец существования материального мира (эсхатологическое учение).

Для иудаизма характерен монотеизм. В современном иудаизме под мессией понимается мистический посланник бога, который должен обновить мир, собрать всех евреев в Палестине («вокруг Сиона» - возвышенность в окрестностях Иерусалима, где, по преданию, был главный храм бога Яхве) и покарать их врагов. Приход мессии связывается с праведным судом над врагами правоверных и торжеством равенства и справедливости. Мессия возвысит еврейский народ.

В иудаизме особое значение придается десяти заповедям поведения верующих, изложенным в Торе и конкретизированных в Талмуде, которые выражают волю (Закон) Бога и должны, безусловно, выполняться верующими.

Культ в иудаизме состоит из большого количества обрядов, молитв, постов, запретов (365) и повелений (248), которые полностью регламентируют все дела и поступки иудея. В иудаизме существуют храмы - синагоги (название совпадает с названием религиозной общины), в которых культовые действия осуществляют раввины. Особенностью храмового культа является отсутствие любых изображений. Считается, что творить может лишь Бог. Человек, изображающий предметы природы, уподобляется Богу - а это большой грех.

Иудей обязан соблюдать посты, есть только дозволенную (кашерную) и не есть недозволенную (трефную) пищу, проводить обряд обрезания на восьмой день после рождения, обряд совершеннолетия, похорон, трижды в день молиться и др. Из совокупности всех праздников особо почитается суббота (Шабат). В этот день нельзя ничего делать, даже лечить больных, зажигать огонь, готовить пищу. Самым важным праздником считается Пейсах (Пасха), который связывается с легендой об освобождении евреев из египетского плена. Среди других праздников: Йом-Кипур (судный день), Пост 9 ава, Рош-Ашана (праздник Нового года), Суккот (праздник кущей), Ханука (праздник света и обновления), Пурим (праздник в честь богоизбранности еврейского народа), Симхат-Тора (праздник в честь Торы) и др.

В настоящее время иудаизм является национальной религией государства Израиль, хотя и не имеет статуса государственной религии. В городах и поселках действуют религиозные советы, ведется религиозная работа в армии и в системе образования, действуют раввинатские суды. Всю религиозную деятельность координирует и направляет Верховный Раввинатский Совет. В Украине действуют свыше 80 иудейских общин.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.