Рефераты. Религоведение

Типологический метод позволяет охарактеризовать исторические типы религии, а также типы вольнодумства. С помощью процедур разделения и группирования объектов формируются стойкие статистические группы признаков. Неизменяемость признаков определенного объекта является основанием для отнесения его к соответствующему типу.

Казуальный метод способствует познанию причинно-следственных связей возникновения и эволюции различных религиозных явлений. Главным вопросом казуального метода является вопрос: «Почему религия не может быть понята через саму себя, почему она не есть причина самой себя?» Этот метод помогает познать разные религиозные и нерелигиозные формы, анализируя отношения людей в процессе их жизнедеятельности.

Философско-логический метод исследует процесс отображения религии в сознании человека, формирование духовных ценностей, религиозных символов и понятий на основе рассмотрения религии как объекта философских знаний, социально-духовного феномена общества. При таком анализе объектом исследования является не только сама религия, а и природная и социальная среда, которые воздействуют на ее формирование.

Учения о религии подразделяются на религиозные (конфессиональные) и нерелигиозные (неконфессиональные); на нормативные, дескриптивные и исторические.

Религиозные учения представляют собой направления, представленные теологами и исследователями, основывающимися на религиозном мировоззрении. Они считают, что в основе понимания религии должна быть религиозная вера, а знание сути религии возможно лишь для верующего человека. Личный религиозный опыт исследователя может дать уникальный материал для развития религиозного познания, но, стоит подчеркнуть, что результаты самонаблюдения требуют теоретической интерпретации.

Нерелигиозные учения базируются на противоположных мировоззренческих принципах, используя достижения науки, они имеют возможность успешно познавать различные феномены и сущность религии. Здесь отсутствие религиозной веры заполняется фундаментальным религиозным образованием.

Нормативные исследования связаны с анализом истинности постулатов религии, ценностей, которые она проповедует, и т. п.

Дескриптивно исторические исследования рассматривают структуру религии, ее историческое развитие. Эти исследования не оперируют оценоч­ными суждениями относительно конкретных аспектов религиозных доктрин. Религиоведение сформировалось на основе дескриптивного подхода, т. е. имеет тенденцию к максимально допустимой объективности в отличие от дисциплин теологического цикла, которые характеризуются нормативным подходом к предмету. В наше время в изучении религии преобладает дескриптивный подход. Религиоведение не ставит целью согласовать взгля­ды на религию верующего и неверующего или верующих разных конфессий. Оно дает определенный объем научных знаний и ставит целью научить самостоятельно и объективно оценивать религиозные явления, религию как общественный феномен, события, про­исходящие в религиозной жизни конкретного общества. Поэтому в своих исследованиях оно использует общенаучные и специфические принципы.

Принцип объективности предусматривает строгую объективность, конкретно-историческое рассмотрение предмета, неприятие абстрактных сте­реотипов, представления в чёрно-белых тонах явления религии или вольнодумства. Объективность требует научно обоснованных положений, установленных фактов, уклонения от тенденциозности.

Культурологический принцип дает возможность рассматривать религию и вольнодумство в контек­сте развития духовной культуры, в историческом и современном аспектах, в различных формах их проявлений.

Антропологический принцип сосредоточивает внимание на анализе мировоззренческих вопросов в аспекте проблем бытия человека, в сути, цели и содержании его жизни, смерти и бессмертия, то есть в русле философской антропологии.

Принцип толерантности и терпимости предусматривает диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе, мире. Это относится к выяснению основ бытия природы, общества, человека, космоса, биосферы, экономики, политики, права, морали, искусства, психики и т. д. Исходные основания религиозных и нерелигиозных мировоззрений различны. Рознятся в них и пояснения процессов и событий в природе, обществе, человеке. Но экономические, экологические, моральные, эстетические, социально-политические и другие идеи, ценности могут быть близкими.

Принцип правового обеспечения свободы совести имеет общефилософский, теологический, этический, эстетический, политологический, правоведческий аспекты. Он предусматривает за человеком право исповедовать конкретную религию или не исповедовать никакой, отправлять или не отправлять религиозные культы и соответственно организовывать научные исследования этих явлений и процессов.

Анализируя любую форму религии, религиоведение использует:

•/ общефилософские и социально-философские категории: бытие, сознание, познание, отображение, символ, истина, фантазия, общество, материальное, духовное, культура, отчуждение;

■S общенаучные термины: структура, система, функция, закон, роль и др.

S конкретные научные термины: эпоха, право, иллюзия, вера, чувства, настроение, страдание, общение, жизнь, смерть;

*f специальные религиозные термины: религия, теология, религиозный культ, церковь, конфессия, храм, молитва, теизм, деизм, пантеизм, скептицизм, атеизм и др. Особое место занимают термины: Бог, ангел, рай, ад, провидение, карма, сансара и т. п., которые в науке имеют часто другое значение, чем в религии;

■s термины, обозначающие процессы трансформации религии: сакрализация, секуляризация, эволюция религии, церквообразование, детеоло-гизация, демифологизация и др.

Контрольные вопросы

□      Сформулируйте понятие «религиоведение», определите его предмет.

□      Определите структуру религиоведения.

□      Почему религиоведение является составной частью гуманитарного образования.

□      Объясните практическое значение курса религиоведения.

□      В чем заключается мировоззренческое значение религиоведения.

Тема 2. РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФОРМЫ РЕЛИГИИ


Слово «религия» в переводе с латинского языка означает «набожность», «благочестие», «святыня», «предмет культа». Религия - одна из форм общественного сознания, мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование одного или нескольких богов и той или иной разновидности сверхъестественного. Вера в сверхъестественное - главный признак религии. Поэтому религию часто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» - верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» - под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин. Верующие представляют себе сверхъестественное не только в виде сверхъестественных существ (боги, духи), но также и в виде сверхъестественных объектов (рай, ад), процессов (сотворение мира, воскрешение мертвых), свойств реальных объектов (чудотворные иконы, способность реликвий; влиять на людей) отношении (связь между молитвой и ожидаемым результатом

Религиозная вера занимает особое место в религии и психике ее носителей. Поскольку ее предметом является нечто трансцендентное (потустороннее - находящееся вне материального мира) постольку она не подлежит, по мнению верующего человека, эмпирической проверке, не включена в общую систему познания и практики. Так немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) считал что существование Бога нельзя с помощью логики ни доказать, ни опровергнуть. При этом следует подчеркнуть, что религиозная вера является главнейшим условием существования любой религии но вера в сверхъестественное может существовать и вне конкретной религии (пример: эзотерические учения и объединения).

Религиозные представления возникают в эпоху верхнего палеолита, примерно 40 тыс. лет назад Феномен религии непосредственно связан с завершением процесса антропогенеза, с появлением и развитием человеческого интеллекта, речевой деятельности. Поэтому религия, с одной стороны как бы отделяет человека от животного, а с другой - является обязательным элементом развития и становления человеческой цивилизации. По мере усложнения устройства человеческого общества соответственно видоизменяются и усложняются религиозные представления.

Религии возникают и существуют в результате действия целого комплекса причин. Совокупность причин, породивших и поддерживающих существование религии, называют корнями религии. Различают социальные (общественные), гносеологические (познавательные) и психологические (эмоциональные) корни религии.

Социальные корни религии — это породившие и поддерживающие существование религии особенности практической деятельности людей. Главным социальным корнем является относительная слабость человеческой практики, то есть неспособность людей своим трудом и своими поступками устранить нежелательные для себя явления (голод, нищету, эксплуатацию, угнетение др.), по-разному проявляющаяся в первобытном и классово антагонистическом обществе. В первобытном обществе — это главным образом бессилие по отношению к природе, а в антагонистическом обществе — по отношению к эксплуатации и политическому гнету. Важным социальным корнем, имевшим место в различные периоды истории, является также бессилие людей перед стихийными социальными законами. К социальным корням религии относятся и конкретные общественные явления, по отношению к которым проявляется бессилие масс: войны, нищета, кризисы и др.

Социальные корни религии являются главными, определяющими. Это значит, что они обусловливают существование как гносеологических, так психологических корней.

Под гносеологическими корнями религии понимаются породившие и поддерживающие существование ее особенности познавательной деятельности людей. Главным гносеологическим корнем религии является ограниченность знаний людей о природе и обществе, что оставляет место для различных фантазий и измышлений. Другим гносеологически корнем религии является сложность процесса познания, в котором возможны ошибки и заблуждения, многие из которых становятся религиозной фантазией. Еще один гносеологический корень религии - способность к абстрактному мышлению: умение мысленно расчленять предметы на части, отделять свойства от предметов, находить общее в разных предметах и т. п. Например, наблюдая за больными, первобытные люди выработали понятие «болезнь», которое является абстракцией свойства человека «болеть». Однако понятие «болезнь» стало восприниматься как самостоятельное существо (дух), которое якобы то входит в организм, то удаляется от него.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.