Рефераты. Религоведение

Религоведение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



О. Н. Кузь,

П. В. Брунько



РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 7

Тема 1. Религиоведение как наука и учебная дисциплина.......................... 8

Тема 2. Религия как предмет исследования. Происхождение и формы религии        18

Тема 3. Религиозные системы Древнего мира............................................ 35

Тема 4. Национальные религии.................................................................... 46

Тема 5. Буддизм: история и современность................................................ 60

Тема 6. Христианство: истоки, эволюция исовременное положение......... 68

Тема 7. Православие..................................................................................... 82

Тема 8. Католицизм...................................................................................... 94

Тема 9. Протестантизм ................................................................................ 106

Тема 10. Ислам ............................................................................................ 125

Тема 11. Современные нетрадиционные религии

Тема 12. Религия в Украине. Современное положение христианства в Украине       146

Тема 13. Конституционно-правовые основы обеспечения свободы совести в Украине     158

Тема 14. Религиозное сознание и проблемы современной социальной теории         166

Литература.................................................................................................... 172

ВВЕДЕНИЕ


«Бог умер», - сказал Фридрих Ницше. XXI век будет религиозным или не будет вовсе», — сказал Андре Мальро.

Независимо от того, верит ли человек в Бога, стремление понять бесконечность, смысл жизни, причины несправедливостей и страданий, надежда на продолжение существования после смерти остаётся главными составляющими человеческого духа.

Трудно дать определение, что есть религия, но одно можно сказать определённо: вера в сверхъестественное есть универсальная характеристика всех ранних форм общественной жизни, и она сохраняется до наших дней.

Религия - это, прежде всего факт социальной жизни и, согласно одному из определений, представляет собой систему символов, действующих с це­лью установления глубоких, убедительных и длительных настроений и мотиваций людей через формулирование представлений об общем порядке существования и облекающих эти представления аурой подлинности, чтобы эти настроения и мотивации выглядели как единственно реальные.

Функция религии в обществе рассматривается как соединяющая сила для членов группы, будь это домохозяйство, клан, племенной союз или со­временное государство. Тем самым религия, наряду, например, с государством, политикой и правом, выступает как один из фундаментальных факторов стабильности и социального порядка, а изучение мира религиозного — обязательным компонентом подготовки будущих специалистов в самых разнообразных отраслях знания.

Тема 1. РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тяга человека к познанию природы, общества, самого себя среди явлений окружающего мира неисчерпаема и вечна. Есть знания, необходимые каждому специалисту для успешной деятельности в конкретной отрасли, а есть понятия, идеи, теории, усвоение которых имеет важное значение для становления каждого человека как личности, для формирования его духовной природы. Одной из наук, которая содержит такие знания, есть религиоведение. Научное религиоведение является ком­плексом теоретических взглядов на религиозное сознание как форму общественного сознания, на социальную природу и роль религии, закономерности ее возникновения и развития. Религиоведение - это гуманитарная наука, которая исследует социально-историческую природу религии, механизм ее социальных связей с политическими, экономическими, духовными системами общества, особенности ее воздействия на верующих.

Исторические истоки религиоведения восходят к периоду античности. Так, еще в середине 1 тыс. до н. э. греческие философы обратили внимание на то, что люди выдумали своих богов для того, чтобы внушить человеку страх и заставить его соблюдать законы. Демокрит считал, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы. Евгемер выдвинул теорию о происхождении религии из почитания и обожествления древнейших царей, где боги и герои — то обожествленные великие люди прошлого, а мифы — фантастическое изложение реальных событий прошлого. Возникновение христианства покончило с практикой античного вольнодумства, вплоть до эпохи Возрождения. Крупнейшие мыслители Нового времени Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза возродили традиции вольнодумства на новом, более высоком, уровне и много сделали для того, чтобы объяснить, что представляет собой религия, каковы её сущностные характеристики. Большое влияние на становление религиоведения оказали также французские материалисты XVIII в. и немецкие философы И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

Как отрасль гуманитарного знания, религиоведение возникло в Европе во второй половине XIX в. на стыке философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языковедения, сравнительной мифологии и фольклористики, имея своей целью не апологию конкретных религиозных догматов, а непредвзятое исследование религий мира.

На рубеже XIX - XX вв. внутри религиоведения сформировались относительно самостоятельные дисциплины: философия религии, история религии, психология религии, социология религии, окончательно утвердился круг проблем их исследования. В XX в. лекции по религиоведению стали читать во всех крупных учебных заведениях стран Европы и Америки, а научные разработки религиоведения стали использовать не только светские ученые, либеральные теологи, но и религиозные ортодоксы.

Предметом религиоведения является анализ объективных закономерностей возникновения, становления и развития религий, их функционирования, структура и разнообразные феномены, взаимосвязь и взаимодействие религии с другими отраслями знаний.

Предмет религиоведения постоянно развивается и изменяется с течением времени, по мере накопления новых фактов и их осмысления. Главным при этом является разработка наиболее универсальных понятий и теорий науки о религии. При исследовании религий религиоведение опирается на данные различных естественных и обществоведческих наук, особенно на достижения современной научно-технической революции.

Религиоведение выступает целостной и одновременно многодисциплинарной отраслью гуманитарного знания, объединяя в себе ряд разделов и структурных систем.

Философия религии изучает основные религиозно-философские идеи в их историческом развитии, разнообразные концепции, которые интерпрети­руют религию под углом зрения герменевтики, феноменологии, экзистенциализма, материализма, прагматизма, позитивизма, психоанализа.

История религии изучает становление и развитие религии от возникновения примитивных верований, первичных религиозных форм до становления и развития национальных и мировых религий. Психология религии исследует истоки религиозного феномена, психологию верующих, изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений, их направленность, место и роль в религиозном комплексе, влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Социология религии рассматривает религию как общественное явление, общественные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структуру, место, функции и роль в общественной системе, воздействие на различные элементы социальной системы, использование религиозного фактора в различных социальных обстоятельствах.

Футорология религии рассматривает перспективы социальных процессов, связанных с тенденциями религии в будущем.

Феноменология религии осуществляет систематическое описание религиозных явлений, классифицирует их на основе сравнения.

Религиозная антропология исследует человека в контексте религиозного мировоззрения на основе единства духовного и телесного начал у человеческого индивида.

Религиозная культурология исследует религиозное искусство в практике богослужения конкретных религиозных систем.

География религии рассматривает знания о территориальной организации мировых, региональных религий в историческом аспекте и на современном этапе.

Вольнодумство по отношению к религии изучает происхождение, и смысл свободной мысли, закономерность ее развития, функции в обществе и жизни личности, ее различные проявления, историю, типы и этапы развития, проявление ее в разных эпохах в народном сознании, науке, морали, политике, искусстве, философии, теологии.

В процессе исследования религии используются разнообразные методы познания: общефилософский, социологический, теоретический, эмпирический. Чаще всего осуществляют интегрирование индивидуальных методов и приемов, что открывает широкие познавательные и исследовательские возможности.

Генетический метод ставит цель воспроизвести развитие религии на всех ее этапах, начиная с начальной фазы. Здесь большое внимание уделяется поиску и установлению промежуточных звеньев в цепи ее эволюции. Но чем глубже исследователь опускается к истокам религии, тем меньше в его распоряжении оказывается фактического материала. В этом случае историзм выступает в форме актуализма, т. е. изучения прошлого через познание настоящего.

Исторический метод предусматривает изучение религий в процессе их возникновения, становления и развития, а также взаимодействие в этом процессе закономерностей истории и конкретных обстоятельств.

Сравнительно-исторический метод использует сравнительно-исторические исследования: сравнение различных этапов развития одной религии в различные периоды времени, различных религий, существующих одновременно, но пребывающих на различных этапах развития, реконструкцию тенденций развития. На основе сравнительного анализа сформировалась специальная отрасль исследования — сравнительное религиоведение.

Структурно-функциональный метод направлен на раскрытие структуры и функционирования религий, религиозных организаций, культов. Выделение элементов религиозных систем, сравнение с другими элементами и системой вообще дает возможность глубже познать особенности их функционирования. Религия в этом случае выступает подсистемой.

Социологический метод дает широкие возможности познания религии как определенной социальной системы, социальной подсистемы, которая является объектом внешних воздействий и одновременно субъектом воздействий на разные социальные группы, институты, на бытие людей. Социологический анализ раскрывает механизм функционирования религиозных верований и учений в разных социальных группах верующих, освещает главные тенденции развития религиозных ситуаций с учетом воздействия различных социальных факторов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.