Таким образом, обеспеченность предприятия основными средствами и средствами энергетики в целом улучшилась. Ведь среднегодовая стоимость основных средств увеличилась больше, чем росла инфляция, и в натуральных измерителях (лошадиные силы и киловатт-часы) показатели возросли существенно.
Из данных, приведенных в таблицах 3 и 4, видно, что материально-техническая база ООО "Прогресс-Агро" за изученные годы качественно преобразилась. Тракторы и другая техника старых марок были проданы, а вместо них хозяйство приобрело новые машины, почти все они - лучших зарубежных марок.
1.3. Производственная специализация и основные результаты финансовой деятельности ООО "Прогресс-Агро" в 2001-2006 гг.
Природные условия и применяемая структура посевных угодий определяют производственное направление или специализацию хозяйства. Основным показателем, характеризующим специализацию, является структура товарной продукции. Ее анализ выполнили в соответствии с методикой, изложенной в работах Н.А. Пиличева[6].
Рассматривая структуру товарной сельскохозяйственной продукции ООО "Прогресс-Агро", можно сделать вывод о том, что обследованное хозяйство имеет многоотраслевой тип специализации.
В среднем за шесть лет в ООО "Прогресс-Агро" денежная выручка от реализации сельскохозяйственной продукции увеличилась с 40,4 млн.руб. более чем до 260 млн.руб. Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции занимает продукция растениеводства. На её долю приходилось до 70 % денежной выручки, а иногда еще больше. Продукция животноводства занимала от 2,2 до 30 % от общего объёма реализованной продукции (в последние годы, о чем подробнее будет указано во второй части комплексной дипломной работы).
Из животноводческой продукции наибольшую сумму денежной выручки хозяйство получало от реализации свиней. В 2005 г. на их долю пришлось 8,7 % всей товарной продукции. Это обусловливается развитием в хозяйстве свиноводческой фермы и переработки мяса. Но уже в 2006 г. основной удельный вес заняла продажа молока.
Большой объём в структуре товарной продукции занимает денежная выручка от реализации зерна, а также сахарной свёклы и подсолнечника. В среднем за шесть лет зерна реализовано на сумму от 23226 тыс.руб. до 26450 тыс. руб., что в первые годы составляло более половины от общей выручки. В последние годы доля зерна уменьшилась, ее заняли сахарная свекла и маслосемена.
Тем не менее, производственное направление ООО "Прогресс-Агро" можно определить как зерново-животноводческое (производство свинины, а с 2003 г. - и молока).
Производство свинины, молока и производство зерна взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга. Производство зерна необходимо для развития животноводства, так как зерно является концентрированным кормом для животных. В то же время от животноводства получают ценные органические удобрения, являющиеся необходимым условием повышения плодородия почвы.
В связи с указанными обстоятельствами представляют большой интерес для анализа производственной деятельности ООО "Прогресс-Агро" показатели, отражающие урожайность основных культур, продуктивность животных и вытекающие из них показатели валовых сборов зерна и зернобобовых, сахарной свёклы, семян подсолнечника, прироста живой массы свиней и КРС, надои молока. Соответствующая информация содержится в годовой бухгалтерской отчетности в формах № 9-АПК ("Отчет о производстве и себестоимости продукции растениеводства") и 13-АПК ("Отчет о производстве и себестоимости продукции животноводства"). Правда, для расчета удоев коров и среднесуточных приростов живой массы молодняка КРС данные, приводимые в форме 13-АПК "Отчет о производстве и себестоимости продукции животноводства", необходимо подвергнуть несложной дополнительной обработке: разделить валовой надой молока на среднегодовую численность коров, а валовой прирост молодняка КРС - разделить на количество дней в году (365 дней), а затем на среднегодовую численность молодняка на выращивании и откорме.
В таблице 5 приведены указанные выше основные производственные результаты обследованного предприятия за 2001-2006 гг. Анализ результатов деятельности предприятия проводили с учетом положений, изложенных в официальных методических рекомендациях[7].
Из таблицы 5 видно, что в 2001-2006 гг. урожайность зерновых и зернобобовых культур в хозяйстве была очень высокой - до 49,7 ц/га (в весе после доработки). Однако в 2003 г., вследствие крайне неблагоприятных метеоусловий, урожайность этих культур существенно уменьшилась, составив лишь 35,8 ц/га. Еще больше сократилось валовое производство зерна и зернобобовых, поскольку часть посевов погибла. В последние годы под зерновые площади пашни стали уменьшать.
Недобор урожая зерновых частично был компенсирован ростом урожайности и валовых сборов сахарной свёклы и маслосемян, включая сою. Что касается животноводческой продукции, в том числе в виде переработанного молока, то их производство постоянно возрастало.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что возможности предприятия в наращивании объема товарной продукции, в увеличении выручки от ее продаж весьма значительны. Это видно из основных коммерческих результатов ООО "Прогресс-Агро" за 2001-2006 гг. Указанные результаты представлены в таблице 6.
Таблица 6 - Основные коммерческие результаты ООО "Прогресс-Агро" в 2001-2006 гг.
Показатели
Годы
2006 г. в % к 2001 (2002) г.
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Продано продукции, тонн:
зерновых и зернобобовых
23226
27480
15775
19214
9409
26450
113,9
сахарной свёклы
712
1764
2616
8705
34438
74745
105 раз
семян подсолнечника
407
843
2177
2144
7054
2964
728
КРС
-
2
20
161
17
53
26,5 раз
молока
691
806
1165
1595
2324
336,3
свиней
114
131
303
279
253
762
668,4
Цена продаж за 1 т, руб.:
2145
2288
3393
2358
1854
2608
121,6
640
557
873
734
697
977
152,7
2280
4253
4428
6939
5404
6269
275,0
17000
33000
23435
37471
35264
207,4
3356
4221
5452
7738
9016
268,7
27281
31565
28340
37728
64032
55259
202,6
Себестоимость 1 т проданной продукции, руб.
1458
2069
2412
1613
2061
141,4
438
540
672
450
528
831
189,7
1789
3386
3485
4719
4366
4659
260,4
70500
61531
53581
91941
123210
174,8
6042
4988
4997
4638
3052
50,5
37696
35473
35145
42230
30802
40552
107,6
Рентабельность продаж, %
47,1
10,6
40,7
9,03
13,0
21,0
44,6
46,1
3,1
29,9
38,7
24,2
14,9
32,3
27,4
25,6
27,1
32,0
19,2
25,7
93,8
-75,9
-46,4
-128,6
-145,4
-65,1
85,8
-44,5
-15,4
8,8
40,1
66,1
751,1*
-27,6
-11,0
-19,4
-11,9
51,9
26,6
51,3**
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16