В составе зерновых большие колебания отличали объемы продаж пшеницы и ячменя.
Подобным же неравномерным характером отличались продажи двух других основных культур, выращиваемых в хозяйстве, - подсолнечника и сахарной свеклы. B 2001 г. маслосемян было продано 407 т, а в 2005 г. (самом успешном для этой культуры) - 7054 т (в 17 раз больше). Аналогичные коле-
Таблица 21 - Удельный вес растениеводства в структуре товарной продукции ООО "Прогресс-Агро" в 2001, 2002, 2005 и 2006 гг.
Показатели
Годы
2006 г. в % к 2001 г.
2001
2002
2005
2006
Общая стоимость реализованной продукции предприятия
67172
91673
140068
268992
400,5
Темпы роста, %
100
136,5
152,8
192,0
-
В том числе продукция растениеводства
55887
81527
93677
186008
332,8
145,9
114,9
198,6
Удельный вес растениеводства в общей выручке, %
83,2
88,9
66,9
69,2
83,1
Из товарной продукции растениеводства приходится:
на зерно
49820
62870
17448
68975
138,4
Темпы роста выручки от зерна, %
126,2
27,8
395,3
Удельный вес зерна в общей выручке, %
74,2
68,6
12,5
25,6
34,6
на сахарную свеклу
456
989
24019
72991
16006,8
Темпы роста выручки от сахарной свеклы, %
216,9
2428,6
303,9
Удельный вес сахарной свеклы в общей выручке, %
0,7
1,1
17,1
27,1
3871,4
на подсолнечник
928
3585
38120
18581
2002,2
Темпы роста выручки от подсолнечника, %
386,3
1063,3
48,7
Удельный вес подсолнечника в общей выручке, %
1,4
3,9
27,2
6,9
493,4
продукция растениеводства после переработки
4465
6522
12060
21018
470,7
146,1
184,9
174,3
Удельный вес продукции растениеводства после переработки в общей выручке, %
6,6
7,1
8,6
7,8
118,4
Удельный вес нерастениеводческих отраслей, работ, услуг, %
16,8
11,1
33,1
30,8
183,3
Источник: расчеты автора на основе показателей формы № 7-АПК (с 2005 г. - № 9-АПК)
бания наблюдались в объемах реализации фабричной сахарной свеклы. Они возросли с 712 т в 2001 г. до 74745 т в 2006 г. (разница - почти 105 раз).
ООО "Прогресс-Агро" как вытекает из приведенногопоказателя роста объемов продажи указанной культуры, фактически изменило производственную специализацию растениеводства. Оно стало производить и продавать сахарной свеклы на сумму, превышающую аналогичные показатели не только по маслосеменам подсолнечника (второй по значению товарной культуры), но и по зерновым. Так, в 2006 г. от продажи свеклы на сахарный завод (без учета ее переработки на сахар) хозяйство выручило почти 73 млн.руб. (27,1 % всей выручки). От продажи зерно выручка составила в 2006 г. около 69 млн. руб. (25,6 % всей выручки хозяйства). От продажи маслосемян в 2006 г. было получено 18,6 млн.руб. (6,9 % всей выручки). Правда, в 2005 г. на маслосемена пришлось 27,2 % выручки (см. табл.21).
Меньше наблюдалось колебаний в продаже продукции, прошедшей предварительную переработку в готовую продукцию, - муку, растительное масло, сахар, но и здесь разница между отдельными годами была весьма значительной. Если в 2001 г. муки было продано 297 т, то в 2005 г. - только 6 тонн, а в 2006 г. - эта продукция вообще не продавалась. Основная причина - высокая конкуренция на рынке муки. Сходная причина - высокая конкуренция на рынке муки. Сходные тенденции сложились в производствеи продаже растительного масла. Здесь диапазон колебаний находился в пределах 27 т (2005 г.) и 197 т (2002 г.). Вряд ли можно считать правильным уход с рынка. За него нужно бороться. И только объемы продажи сахара постоянно возрастали: со 137 т (2001 г.) до 1432 т (2006 г.). Рост - более 5 раз.
Аналогично колебаниям объемов продаж, но как бы с задержкой на год изменялись объемы продукции, остававшейся до конца года на складах хозяйства, по-видимому, до наступления более благоприятной рыночной конъюнктуры.
Сходные тенденции проявились и в динамике выручки (доходов) от продажи продукции (таблица 21).
Таблица 21 отражает еще более резкие колебания, чем таблица 20. Выручка от продажи зерновых и зернобобовых культур в 2001 г. превысила ее суммы в 2005 г. более чем в 2 раза: с 49820 тыс.руб. до 17448 тыс.руб. Зато на следующий год она поднялась почти в четыре раза, составив 68975 тыс. руб., что обеспечило в этом году наибольшие поступления денежных средств от реализации рассматриваемых видов продукции (25,6 % всей выручки хозяйства, или 395,3 % от предыдущего года, когда наблюдалось большое уменьшение данного показателя. То есть в 2006 г. ситуация радикально изменилась. Выручка от продажи зерна и зернобобовых культур в сравнении с уровнем предыдущего года увеличилась очень сильно. При этом в составе реализованных видов продукции данной группы преобладающую роль играла не только пшеница, но и другие культуры В отдельные годы большие объемы денежных поступлений наблюдались благодаря продаже больших объемов кукурузного зерна и ячменя.
Уменьшение удельного веса зерновых культур в общей выручке хозяйства - весьма характерное явление. Продовольственным зерном наша страна обеспечена по потребности. В этих условиях увеличить объемы его продаж крайне трудно. Это можно сделать, снижая цены. Но себестоимость зерна продолжает возрастать. Поэтому снижать цены предприятие не в состоянии, так как из прибыльной продукция зерновых культур может стать убыточной. Вот почему следует считать оправданной маркетинговую политику финансовых менеджеров ООО "Прогресс-Агро", которые наряду с зерном и подсолнечником сделали ставку на увеличение производства сахарной свеклы и использование зерна в собственном животноводстве.
Переработанная продукция растениеводства давала выручку от ее продаж также с большими колебаниями по годам, но почти все годы выручка от продажи этой продукции в сравнении с предыдущими годами возрастала весьма заметно, главным образом благодаря тому, что часть произведенной свеклы отправлялась сахарному заводу не для продажи в качестве сырья, а для получения сахара. Показатели его продажи были очень высокими: 5,3 раза роста за два последних года в сравнении со средними показателями продаж в 2001-2002 гг.
Для оценки экономической эффективности продажи продукции динамику выручки необходимо сопоставить с динамикой реализационных цен на нее (таблица 22).
Из таблицы 22 видно, что темпы изменения цен на продаваемую продукцию растениеводства далеко не всегда оказывались в пользу хозяйства. Часто их динамика, особенно в последние годы, отставала от динамики затрат и себестоимости единицы продаваемой продукции. В конечном счете это приводило к резким колебаниям рентабельности затрат и вызывало тенденцию ее общего уменьшения.
Конечно, были годы, когда рентабельность затрат при продаже зерна и других продуктов растениеводства оказывалась для ООО "Прогресс-Агро" весьма благоприятной: 47,1 % в 2001 г. Однако в основном рентабельность затрат падала. Высокая рентабельность характеризовала лишь продажу сахара в 2006 г. (189 %). Она свидетельствует о сверхприбылях, полученных хозяйством от продажи соответствующей продукции в отдельные годы. Но раньше или позже "невидимая рука рынка", как говорил А. Смит, должна все расставить по своим местам, устранив сверхприбыли отдельных субъектов хозяйствования, приведя их к более нормальному уровню. По-видимому, это и произошло в последние годы, когда рентабельность затрат растениеводства в ООО "Прогресс-Агро" опустилась до уровня 14,2-31,3 % (отнюдь не низкого) против значительно более высоких аналогичных показателей, полученных в предыдущие годы (особенно в 2001 г., когда рентабельность растениеводства, благодаря высокой рентабельности зерна, составила в хозяйстве 44,4 %). Более высокая рентабельность затрат возможна, если часть зерна и маслосемян направить на зарубежные рынки, где цены выше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16