2. Государственная власть принадлежит трудящимся массам во главе с рабочим классом и представляет собой диктатуру пролетариата. Основу государственного аппарата образует единая централизованная система представительных органов, объединяющих законодательные и исполнительные функции власти.
3. Социалистическая республика является особой формой правления. Полностью отрицается возможность использования каких-либо элементов капиталистической республики, уничтожается старый государственный аппарат и формируется совершенно новая единая система государственных органов. Игнорируется принцип разделения властей, парламент определяется как «безвластная говорильня, призванная надувать простонародье».
Советская республика, разработанная в трудах В.И. Ленина и реализованная им на практике в условиях России, выступает одной из разновидностей социалистической формы правления. Ее политическую основу составляет деятельность высших представительных органов власти, организуемых в форме Советов.
4. Государство и право находятся в тесной взаимосвязи, однако они не являются вечными и неизменными явлениями. В процессе строительства коммунистического общества и, как следствие, отмирания классов уходят в прошлое государственно-правовые институты общественной жизни. Государство представляет собой орудие, машину, созданную для подавления одного класса другим. Право является возведенной в закон волей экономически господствующего класса. При этом право создается для реализации государственных задач и зависит полностью от государственной воли.
5. Экономика основывается на социалистической системе хозяйствования и общественных социалистических формах собственности. Для достижения основной цели социализм вводит плановую централизованную экономику при отсутствии конкуренции, рыночных отношений, стремится к устранению частной собственности наряду с установлением общественных форм собственности и провозглашением их общенародными.
Социалистическое государство в России прошло в своем развитии несколько этапов:
1) диктатура пролетариата, определяемая как власть рабочего класса и действующая в переходный, революционный период от капитализма к коммунизму;
2) построенный социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1936 г. и означавший полную ликвидацию эксплуататорских классов;
3) развитой социализм, провозглашенный в Конституции СССР 1977 г. и предполагающий расширение социалистической демократии, превращение советской республики из диктатуры пролетариата в общенародное государство.
Однако в реальности утопическая идея построения бесклассового коммунистического общества привела к тому, что государство в лице одной политической партии выступило единственным собственником основных средств производства, обладающим неограниченной властью над трудящимися массами. Формальному провозглашению социалистического государства демократическим в реальности соответствовало правление единовластной политической элиты, не зависящей от населения и реализующей свою власть такими методами, как террор, насилие, произвол, и т.д. Таким образом, в социалистическом государстве фактически был установлен тоталитарный режим.
2.9. Соотношение исторического типа и формы государства
Под историческим типом государства понимается совокупность общих признаков, выделенных на основе социально-экономических факторов и характерных для определенной группы государств на том или ином этапе их исторического развития.
Выделяют пять исторических типов государств: восточный, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический. В рамках одного исторического типа существовали государства, которые имели различные формы правления, политические режимы.
1. Восточному типу характерна в основном монархическая форма правления, которую определяют как восточную деспотию. Под деспотией понимается форма правления, при которой монарх пользуется неограниченной властью, опираясь на военно-бюрократический аппарат. Сюда относится большинство государств Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай и др.). Однако на Востоке не все государства имели форму деспотии, существовала и ограниченная монархия, и даже республиканская форма правления (некоторые государства Шумера, Индии)1.
2. Рабовладельческому типу были характерны как монархии, так и республики. Монархическая форма правления существовала в Древнем Риме в период принципата и домината (I—III вв. н.э.) в форме империи. Республиканская форма правления — в Спарте в V—IV вв. до н.э. и Риме в V—II вв. до н.э. (аристократические республики), а также Афинах в V—IV вв. до н.э. (демократическая республика).
3. Феодальному типу соответствует в основном монархическая форма правления, которая имеет следующие этапы своего развития:
1) раннефеодальная монархия, которая возникает в результате разложения первобытнообщинного строя, минуя рабовладельческий; при этом сохраняется ряд особенностей общинного уклада жизни в феодальном обществе;
2) монархия периода феодальной раздробленности, которая характеризуется: возникновением самостоятельных политических образований, децентрализацией власти, и т.д.;
3) сословно-представительная монархия рассматривается как форма развитого, зрелого феодализма и характеризуется ограничением власти монарха сословно-представительным органом;
4) абсолютная монархия, при которой верховная государственная власть полностью принадлежит монарху.
К феодальным государствам с монархической формой правления .относились Россия, Германия и др.
В период феодализма существует и республиканская форма правления (города-республики). Средневековые республики возникают в крупных независимых городах, где доминирует частная собственность, развиваются рыночные отношения, формируется собственная система управления (Новгород, Псков, Венеция, Генуя и др.).
4. Буржуазному типу характерно постепенное перерастание абсолютной монархии в конституционную (дуалистическую или парламентскую), а также утверждение подлинных демократических республик (президентских, парламентских, смешанных).
5. Социалистическому типу соответствует только республиканская форма правления, разновидностями которой являются: советская республика, народно-демократическая республика и Парижская Коммуна.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1) Алексеев В. П., Перший, А. И. История первобытного общества. — М., 1990.
2) Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. — М., 1998.
3) Байтт М. И. Политическая власть и государство. — Саратов, 1972.
4) Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность // Государство, и право. 1993, №7.
5) Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // и Государство и право. 1993, № 7.
6) Венгеров А. Б. Теория государства и права. Ч. П. Теория права. Т. I. — М., 1996.
7) Ленин В. И. О государстве // Поли. собр. соч. Т. 39.
8) Малько А.В. Теория государства и права. — М., 2000.
9) Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. — М., 1996.
10) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.
11) Теория государства и права: Часть I.Теория государства. / Под ред. А. Б. Венгерова. — М., 1996.
12) Теория государства и права / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. —М.,2000.
13) Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. — М.,1985.
14) Хропанюк В. Н. Теория государства и права. — М., 1995.
15) Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 21.
16) Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. — М., 1999.
17) Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999.
18) Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в России. — М.,1996.
19) Замковой В. И. Тоталитаризм: сущность и концепции. — М.,1994.
20) Иванников И. А. В поисках идеала государственной формы России. — Издательство РГУ, 2000.
21) История отечественного государства и права. Ч. 2. / Под ред. О.И. Чистякова-М., 1999.
22) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации.—М., 1995.
23) Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 1. — М., 1998.
24) Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. — М., 1995.
25) Чиркан В. Е. Основы государственной власти. — М., 1996.
26) Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997, № 1.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7