Рефераты. Происхождение государства

1. Президентская республика характеризуется следующими признаками:

— президент обладает широкими полномочиями в различных областях, т.е. фактически признается приоритет главы го­сударства в осуществлении государственной власти;

— глава государства избирается населением либо коллегией вы­борщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;

— президент является главой исполнительной власти и, как правило, возглавляет сам правительство либо в редких слу­чаях назначает премьер-министра;

— правительство формируется президентом, иногда с согла­сия парламента, министры не являются членами парламен­та;

— правительство как правило не несет ответственности перед парламентом, в некоторых государствах парламент может выразить недоверие правительству и потребовать его отстав­ки, но окончательно этот вопрос решается президентом;

— парламент избирается так же, как и президент, населением и обладает достаточной политической самостоятельностью; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;

— президент в ряде стран с президентской формой правления не имеет права роспуска парламента, однако последний мо­жет отрешить президента от должности в случае соверше­ния им преступления, злоупотребления властью;

— президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, при­нятых парламентом;

— однако наиболее важные вопросы политической жизни стра­ны решаются совместно президентом и парламентом, на­пример объявление войны, и т.д.

Президентская форма правления существует в США, Сирии, Бразилии, и др.

2. Парламентская республика характеризуется следующими признаками:

действует принцип верховенства парламента, который из­бирается населением;

— правительство формируется парламентом из числа его де­путатов и несет перед ним ответственность;

— в случае вынесения парламентом вотума недоверия прави­тельство подает в отставку, т.е. оно действует до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства депутатов;

— существует должность председателя правительства, кото­рый, как правило, избирается парламентом и фактически осуществляет полномочия главы государства;

— должность президента номинальная, хотя формально он мо­жет обладать широкими полномочиями;

— решения президента требуют одобрения со стороны прави­тельства либо парламента, действует так называемый прин­цип «контрассигнации»;

— президент избирается парламентом либо коллегией выбор­щиков, в редких случаях — населением;

— в некоторых странах должность президента отсутствует во­обще.

К парламентским республикам относятся такие страны, как Германия, Италия, Турция, и т.д.

3. Смешанная республика характеризуется следующими призна­ками:

данная форма правления сочетает в себе признаки прези­дентской и парламентской республик;

— наряду с «сильной» президентской властью, парламент об­ладает достаточно широкими полномочиями в различных сферах политической жизни;

— и президент и парламент избираются населением;

— глава государства — президент, который назначает на дол­жность председателя правительства (в некоторых странах эта процедура требует одобрения парламента);

— состав правительства формируется президентом, иногда с согласия парламента;

— министры, как правило, не являются членами парламента, но допускается совмещение должности министра с депутат­ством;

— правительство несет ответственность как перед президентом, так и пред парламентом;

— президент может отправить правительство в отставку, пар­ламент может вынести правительству вотум недоверия;

— президент в установленных случаях может распустить пар­ламент;

— парламент может отрешить президента от должности в слу­чае совершения им преступления, злоупотребления властью. Смешанная форма правления существует в России, Финлян­дии, Франции, Польше, и др.

2.5. Форма государственного устройства

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее территориальное устройство государства, отражаю­щее характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

По форме государственного устройства государства подразде­ляются на:

1) унитарные;

2) федеративные.

Унитарное государство это простое, единое, централизо­ванное государство, состоящее из административно-территори­альных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Унитарное государство характеризуется следующими призна­ками:

— состоит из территориальных единиц, не обладающих полити­ческой самостоятельностью, т.е. в его состав не входят какие-либо государственные образования либо другие государства;

— учреждена единая система государственных органов, однако территориальным единицам предоставляется право самостоя­тельно решать вопросы местного значения;

— действует единая система законодательства, местные органы вправе принимать подзаконные акты по вопросам, предусмот­ренным законодательством, в пределах предоставленных им полномочий;

— установлено единое гражданство.

К унитарным государствам относятся Великобритания, Япо­ния, Италия, Испания, и др.

Федеративное государство это сложное государство по своему территориальному устройству, составные части которого (государства, государственные образования) обладают определен­ной политической самостоятельностью.

Федеративное государство характеризуется следующими при­знаками:

— составные территориальные части (субъекты федерации) об­ладают политической самостоятельностью, являясь государ­ствами или государственными образованиями;

— образуется по трем принципам: национальному, территориаль­ному и национально-территориальному;

— субъекты федерации делятся на административно-территори­альные единицы;

— наряду с федеральными государственными органами учреж­даются государственные органы субъектов федерации;

— наряду с федеральным законодательством действует законо­дательство субъектов федерации;

— в административно-территориальных единицах осуществляется местное самоуправление;

— действует принцип двуединого гражданства.

Федеративными государствами являются Российская Федера­ция, Германия, США и др.

В юридической литературе выделяют и иные формы государ­ственного устройства, которые представляют собой союз государств,  а не отдельное, суверенное государство (конфедерация, содруже­ство, уния). Особое внимание уделяется конфедеративной форме государственного устройства.

Конфедерация это объединение независимых государств, созданное для достижения определенных целей.

Конфедеративная форма государственного устройства харак­теризуется следующими признаками:

— представляет собой союз государств, а не союзное государство;

— учреждается на основе договора, заключенного между госу­дарствами-участниками ;

— носит временный характер, так как создается для достижения определенных целей;

— в результате либо распадается, либо трансформируется в фе­дерацию;

— действуют союзные органы, которые не создают единой сис­темы высших органов государственной власти, поскольку каж­дое государство сохраняет свой суверенитет;

— за государствами сохраняется право выхода из конфедерации. Примером преобразования конфедерации в федерацию могут служить США (штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г.), Швей­цария (Швейцарский Союз с 1815 по 1848 г.).

В последнее время пристальное внимание уделяется таким формам объединения государств, как Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС).

2.6. Федеративное устройство Российской Федерации


Российская Советская Республика, возникшая в результате Октябрьской революции, фактически являлась унитарным государ­ством: внутри ее территории не было никаких государственных об­разований, она подразделялась на административно-территориаль­ные единицы. Однако провозглашение права наций на самоопреде­ление и многонациональный состав России сыграли определяющую

роль в изменении формы государственного единства, и вскоре со­циалистический унитаризм сменился социалистическим федерализ­мом.

Выделяются три основных этапа развития российского феде­рализма2:

1) создание основ социалистического федерализма (1918—1936 гг.);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном ус­тройстве России (1937—1985 гг.)

3) реформы государственного устройства перед принятием Кон­ституции 1993 г.

На современном этапе в состав Российской Федерации входят 89 субъектов, которые подразделяются на следующие виды:

1) республики (21);

2) автономная область (1) и автономные округа (10);

3) края (6) и области (49);

4) два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Республики обладают статусом государства, имеют свою кон­ституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ являются госу­дарственными образованиями, имеют свой устав и законодатель­ство. Во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты Российской Федерации между собой рав­ноправны.

Наряду с федеральными органами государственной власти дей­ствуют органы государственной власти субъектов Российской Фе­дерации. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Статья 71 Конституции РФ определяет исключительную ком­петенцию Российской Федерации, статья 72 предусматривает во­просы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного веде­ния субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой госу­дарственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государствен­ной власти, разграничении предметов ведения и полномочий меж­ду органами государственной власти Российской Федерации и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации делятся на административ­но-территориальные единицы.:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.