|
2. Расчет зубчатых колес редуктора
2.1. Выбираем материалы для зубчатых колес
Для шестерни выбираем сталь 45, термообработка – улучшение, твердость 230 НВ; для колеса сталь 45, термообработка – улучшение, твердость 200 НВ.
2.2. Допускаемые контактные напряжения:
(2.1)
где sHlim b – предел контактной выносливости при базовом числе циклов;
КHL – коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации редуктора КHL = 1;
[SH] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,10
По таб. 3.2 [1, стр. 34] для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев менее 350 НВ и термообработкой – улучшение:
sHlim b = 2 НВ + 70 (2.2)
Для косозубых колес расчетное допускаемое контактное напряжение:
[sH] = 0,45 * ([sH1] + [sH2]) (2.3)
С учетом формул 3.1 и 3.2 получим:
для шестерни:
для колеса:
Тогда расчетное допускаемое контактное напряжение:
[sH] = 0,45 * (482 + 427) = 410 МПа
Требуемое условие [sH] <= 1.23 [sH2] выполнено.
2.3. Допускаемое напряжение на изгиб:
(2.4)
где sFlim b – предел выносливости при отнулевом цикле изгиба;
[SF] – коэффициент безопасности, [SH] = 1,75 см. таб. 3.9 [1, стр. 44]
По таб. 3.9 [1, стр. 44] для стали 45 с твердостью поверхностей зубьев менее 350 НВ и термообработкой – улучшение:
sFlim b = 1,8 · НВ (2.5)
для шестерни:
sFlim b1 = 1,8 · НВ1 = 1,8 · 230 = 414 МПа
для колеса:
sFlim b2 = 1,8 · НВ2 = 1,8 · 200 = 360 МПа
Допускаемые напряжения
для шестерни:
для колеса:
2.4. Коэффициент КHb,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца, выберем по таб. 3.1 [1, стр. 32]. Со стороны цепной передачи на ведущий вал действует сила давления, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев, поэтому примем КHb = 1,1 как для симметрично расположенных колес.
2.5. Коэффициент ширины венца примем равным yba = b / aw = 0,5
2.6. Межосевое расстояние из условия контактной выносливости:
аw = Ка · (u + 1) (2.6)
где Ка = 43 для косозубых колес;
u = 5 принятое ранее передаточное число редуктора (см. п. 1.7)
аw = 43 * (5 + 1)
Стандартное значение по ГОСТ 2185 – 66 [1, стр. 36] аw = 100 мм
2.7. Нормальный модуль:
mn = (0,01…0,02) · аw (2.7)
mn = (0,01…0,02) · 100 = (1,0…2,0) мм
Принимаем по ГОСТ 9563 – 60 [1, стр. 36] mn = 2,0 мм
2.8. Определим суммарное число зубьев
Из рекомендованных значений b = 8…20° предварительно назначим угол наклона зубьев b = 10°
(2.8)
Принимаем z1 = 16, тогда z2 = z1 · u = 16 · 5 = 80
Фактическое передаточное число:
u = z2 / z1= 80 / 16 = 5
2.9. Уточняем значение угла наклона зубьев:
(2.9)
Угол наклона зубьев b = 16,260 = 160 15’
2.10. Основные размеры шестерни и колеса
делительные диаметры:
d1 = mn · z1 / cos b d1 = 2 · 16 / 0,96 = 33,3 мм
d2 = mn · z2 / cos b d2 = 2 · 80 / 0,96 = 166,7 мм
диаметры вершин зубьев:
dа1 = d1 + 2 mn dа1 = 33,3 + 2 · 2 = 37,3 мм
dа2 = d2 + 2 mn dа2 = 166,7 + 2 · 2 = 170,7 мм
диаметры впадин зубьев:
df1 = d1 – 2,5 · mn df1 = 33,3 – 2,5 · 2 = 28,3 мм
df2 = d2 – 2,5 · mn df2 = 166,7 – 2,5 · 2 = 161,7 мм
Проверка: аw = d1 + d2 / 2 = 33,3 + 166,7 / 2 = 100 мм
2.11. Ширина колеса и шестерни:
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.