Рефераты. Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике

      Эта система применима везде при наличии соответственно налаженного нормативного хозяйства. Она в наибольшей степени отвечает современным критериями принципам конструирования и оценки систем прямого материального поощрения роста производительности в условиях коллективного  труда.



5.3. Оплата труда менеджеров и специалистов.


       Накопление «человеческого капитала» и общие преобразования, происходящие в странах с рыночной экономикой, существенно изменили трудовую мотивацию инженеров и менеджеров. В опросе проведенном американской организацией «Паблик адженда», респонденты обнаружили большую заинтересованность в таких формах поощрения, как возможности продвижения (67% опрошенных), развития способностей (61%) и творчества (55%), признание компанией результатов труда (58%), расширение полномочий (50%) и т.п. В конечном счете, разумеется, всё это находит отражение в динамике заработной платы и премиальных вознаграждений.

       Упомянутая динамика представлена в кривых карьеры – графиках, характеризующих связь оплаты управленческого и инженерно-технического персонала с возрастом как показателем стажа, опыта и образованности. Подобные кривые стали использоваться западными компаниями после второй мировой войны как инструмент, облегчающий им выработку решений относительно оплаты работников, труд которых по складывающемуся мнению должен оцениваться с точки зрения личной квалификации, а не служебных обязанностей, как принято при традиционной методологии (и как, в часности, предусматривается действующей в России Единой тарифной системой).

          Известны несколько моделей таких кривых для оплаты персонала определенной возрастной группы, дифференцируемых по категориям работников (управляющие, специалисты, инженеры) и их уровням (скажем, высшие и низшие менеджеры), а также по типам образования и т.п. Кривые строятся на базе результатов обследований, проводимых в компаниях, и применяются для определения начальной заработной платы по каждой должности, различий в заработной плате между работниками отдельных групп, перспектив её изменения.

       Японские компании строят свою политику в этой области на сочетании принципов оплаты по трудовому стажу и по результатам работы. Во многих крупных фирмах («Шарп», «Мацусита» и др.) утвердилась комбинированная система, которая предусматривает три варианта тарификации заработной платы: с учетом только возраста; возраста и результатов работы; только результатов работы (особенно для высшего руководства). Все работы при этом дифференцируются на четыре категории в зависимости от требований к образованию, практическому опыту, квалификации и интенсивности труда. Высокотехнологичные американские корпорации главный упор в организации вознаграждения управленческого и инженерно-технического персонала делают на дифференцируемые в широких диапазонах премии, прежде всего, за изобретательство. На стратегически важных для фирмы направлениях они могут достигать 25% экономического эффекта в первый год и 10% в последующие. Аналогично обстоит дело в Германии, где размеры подобных премий составляют 15-20% суммы эффекта и корректируются на коэффициент, зависящий от квалификации, должности и т.п.

        Доходы менеджеров в современной рыночной экономике складываются из окладов, премиальных выплат и бонусов (денежных или пакетами акций),причем в США, например, доля двух последних видов вознаграждения близка к  80%. Премий и бонусов лишаются руководители подразделений, ухудшивших результативность в сравнении с предшествующим годом, а нередко – и не улучшивших ее. В европейских странах соотношение бонусов и основного оклада обычно не превышает 50%. Для менеджеров, участвующих в освоении фирмами нововведений, всё шире практикуются так называемые «отложенные премии» – с отсрочкой выплаты после предуведомления на фиксированное время (год-два), по истечении которого размер премии корректируется на коэффициент от 0 до 1,4 в зависимости от коммерческих результатов новшества.


5.4. Страхование рисков.


        Важнейшими элементами доходов наемных работников являются отложенные заработки, которые формируя специальные целевые фонды страхования на случай, появления потребности в медицинском обслуживании, наступления инвалидности или старости, наконец, бедности как следствия различных жизненных  перипетий. Эти фонды, обеспечивающие людям уверенность в завтрашнем дне, дополняются программами благотворительной государственной и частной поддержки.

                              


6. Занятость.


          Страхование занятости в государствах с рыночной экономикой обычно осуществляется через внеправительственные фонды, которые создаются для поддержки трудоспособных граждан, оказавшихся без работы как источника дохода. В отдельных странах таким фондам присущи определенные особенности статуса, формирования и использования.

          В США подобный фонд образуемый налогами, выплачиваемыми нанимателями (3,5% с первых 7 тысяч долларов среднего заработка работника), децентрализован и расходуется отдельными штатами. Всякий застрахованный безработный после официальной регистрации получает право на пособие, составляющее более половины прежней зарплаты (за вычетом налогов). Условия программ охватывают до 90% работников гражданских отраслей экономики, существенно различаются по размерам пособий и продолжительности периода их выплаты.

         Страхованием по безработице во Франции ведает Ассоциация по вопросам найма в промышленности и торговле, собирающая взносы с нанимателей. В стране  существуют пособия трех видов – обычное, сокращенное и специальное (назначается по истечении срока предшествующих), - получаемые потерявшими работу и ищущими её, если они зарегистрировались в Национальном агентстве по обеспечению занятости. Размер обычного пособия – от 50 до 75% прежней зарплаты, а продолжительность выплаты (до 27 недель) зависит от стажа страхования.

           Законодательство Великобритании предусматривает выплаты пособия по безработице, продолжающиеся в течении года, при условии, что претендентом сделаны страховые взносы за один год из двух, предшествовавших подаче заявления. Программами ведает Министерство занятости, обязанное ежегодно корректировать размеры пособий и темп инфляции.

           В Германии, где две трети расходов на социальное обеспечение финансируется за счет страховых взносов, делаемых работником и работодателем в равных долях (а за низкооплачиваемых – полностью последним), максимальный размер пособия по безработице, положенного тем, кто зарегистрировался на бирже труда, проработав прежде не менее года с выплатой страховых взносов, составляет 63% прежнего чистого дохода и может быть увеличен при наличии детей. К категории безработных относятся и занятые до 18 часов в неделю.

         Защите от безработицы в России призван служить созданный в 1991 году в соответствии с Законом «О занятости населения в РСФСР» государственный внебюджетный Фонд занятости, средства  которого являются федеральной собственностью. Фонд входит в состав Федеральной службы занятости населения (ФСЗН), финансируемой за счет его ресурсов и распоряжающейся ими при том, что на нее возложены обязанности, которые обычно не свойственны страховым программам и предполагают финансово-кредитные отношения не с конкретными гражданами, а с предприятиями. При обосновании страхового тарифа (1% зарплаты) предусматривалось более 60% средств фонда расходовать на индивидуальную помощь (пособия по безработице и т.п.), реально на это тратится в 5-6 раз меньшая доля. Для индивидуальных выплат имеются законодательно утвержденный порядок и норматив (максимальный – 75% средней зарплаты).





6.1. Временная нетрудоспособность и здоровье.

       Страхование рисков, связанных с временной потерей трудоспособности и необходимостью трат на лечение, осуществляется в развитых странах посредством различных форм, главная из которых – фонды медицинского страхования.

        В США реализуются три основные программы, направленные на это: «Медикэр» и «Медикэйд» – целиком и полностью, а программа страхования по старости, нетрудоспособности и иждивенцев, переживших застрахованного (ССНИПЗ) – в значительной мере. По программе «Медикэр», финансируемой за счет федеральных налогов с работодателей и лиц наемного труда, осуществляется субсидированное страхование более 30 млн. граждан страны. Эта программа предусматривает содержание в больницах престарелых и нетрудоспособных, а также добровольное страхование со скидкой, предназначенное для оплаты медицинской помощи. Программа «Медикэйд» предусматривает государственные субсидии нуждающимся в медицинском обслуживании лицам, относящимся к категориям граждан, которым положена поддержка по программам помощи неполным семьям с детьми и социального обеспечения людей, не способных работать. Она распространяется более, чем на 20 млн. американцев. Эти программы дополняются ССНИПЗ в части возмещения дохода, утрачиваемого работником из-за потери трудоспособности, а семьей – в связи со смертью кормильца. Она финансируется за счет федеральных налогов с работодателей и лиц наемного труда (около 7,5% с первых 48 тыс. долл. дохода) и предусматривает наличные выплаты, которыми пользуются примерно 38 млн. граждан США.

        В России тем же целям призваны служить фонды социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования (ФОМС), которые фактически формируются из отложенных заработков трудящихся. При этом средства того и другого, не включаемые в бюджет государства, объявлены его собственностью.

         Главное значение ФСС - обеспечить социальные гарантии работающим по найму, но, устанавливая единый для всех обязательный страховой взнос (5,4 % оплаты труда), закон не определяет страхуемые риски (кроме временной нетрудоспособности по болезни), а также, в строгом смысле слова, застрахованных и страховщиков. Подавляющая часть средств ФСС (70%) как резерв «страхователя» хранится на расчетных счетах предприятий и выплаты с них носят характер социальных пособий, фактически незащищенных от произвола работодателей, которые являются их распорядителями.

         Закон регулирует нормативы и порядок выплат только пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком до 1,5 лет и на погребение, тогда как в среднем около 25% средств фонда затрачивается на санаторно-курортное обслуживание. Отсюда неоправданные привилегии для меньшинства – для администрации и профсоюзных лидеров. Вдобавок при потере работы человек не может востребовать свои деньги, отложенные под риски и не использованные им.

        Ситуация отягощена тем, что закон не предусматривает увеличение выплат из фонда за счет доходов от капитализации его временно свободных средств. «Страхуемым» система ФСС практически не подконтрольна. При этом около 8% средств фонда (в отношении к средней заработной плате) прямо расходуются на нужды его администрации, а еще примерно 27% (в аналогичном исчислении) образуют резерв, который доступен для нелегальной капитализации его распорядителями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.