Рефераты. Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике

Благодаря этому удалось ограничить инфляцию. Дерегулирование в производственной и банковской сферах, повышение гибкости системы обеспечили быстрый перелив капитала, ставшего основой структурной перестройки экономики развитых капиталистических стран. Наметился благоприятный сдвиг основных показателей эффективности удельного расхода ресурсов, особенно энерго – и материалоемкости и на этой основе наметился рост прибылей предприятий.

Однако за эти достижения трудящиеся заплатили суровую цену: сохранилась высокая норма безработицы, затормозился рост реальных доходов населения, углубилось неравенство. Все это стало причиной растущего социального напряжения.

Кризис заставил правительство вновь обратиться к кейнсианским методам краткосрочного регулирования для поддержания конъюнктуры и преодоления чрезмерной безработицы. Сохраняется бюджетный дефицит (хотя борьба за их снижение остается приоритетной задачей), активно используется политика центрального банка, направленная на снижение процентных ставок и расширение инвестиционного спроса. Хотя тенденция обгоняющего (по сравнению с ВНП) роста социальных расходов была прервана, правительство не решилось на их сокращение. Благодаря этому они остаются важным фактором стабилизации эффективного спроса.


3. Принципы  организации  оплаты  труда.


          Заработная плата является формой распределения по труду – денежным выражением  основной  части  создаваемого  на  общественном   предприятии необходимого    продукта,   поступающего   в   индивидуальное    потребление работников    в    соответствии   с  количеством   и  качеством  затраченного ими труда в общественном производстве.

          Формирование   заработной  платы  должно   осуществляться  на основе следующих принципов:

-         распределение по количеству и качеству труда;

-         материальная заинтересованность в высоких конечных результатах труда;

-         сочетание    индивидуальных   интересов   с   коллективными   на   основе развития коллективных и арендных форм организации труда;

-         постоянное повышение реальной  заработной платы  рабочих и служащих;

-         опережающие темпы  роста  производительности  труда   по  сравнению  с         увеличением его оплаты;

-         сочетание     централизованного    регулирования    заработной    платы    с самостоятельностью предприятий.

         Государство определяет общие условия оплаты труда и регулирует величину оплаты труда. Распределение жизненных благ с учетом материальной заинтересованности работников в результате своего труда на общество предполагает дифференциацию заработной платы в зависимости от количества и качества труда, затраченного в общественном производстве.

        Мера труда представляет собой единство и взаимосвязь его количественных и качественных характеристик. Количество и качество труда – масса затраченной в процессе производственной деятельности мускульной и нервной энергии человека. Оно измеряется рабочим временем, но отработанное рабочее время еще не дает полного представления о количестве труда, необходимо учитывать его напряженность(интенсивность). Качество труда- степень сложности, тяжести и народнохозяйственной значимости выполняемых работ. Взаимосвязь количественных и качественных характеристик труда выражается через нормы труда (нормы времени, выработки, обслуживания, объема работы и др.). Выполненная норма представляет собой количество труда определенного качества, отданное работником обществу. Дифференциация заработной платы в зависимости от сложности труда, опыта и квалификации работника осуществляется на основе тарифной системы, которая включает в себя тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки (для рабочих) и схемы должностных окладов (для руководителей, специалистов и служащих); тарифные ставки и районные коэффициенты к заработной плате.

         Нормирование труда и тарифная система используются для установления общественной меры труда, отдаваемого каждым работником обществу, и меры его оплаты. Через механизм тарифной системы и районные коэффициенты различные виды конкретного труда получают единообразное выражение, что дает возможность соизмерять и дифференцировать труд по степени сложности, интенсивности и общественному значению, - устанавливать пропорции между эффективностью труда, его сложностью и значением и величиной оплаты труда. Совершенствование оплаты труда предполагает необходимость более правильного учета в ней количественных и качественных затрат труда и улучшения использования заработной платы в целях стимулирования роста производительности труда, росту эффективности производства в целом.

            Важнейшей предпосылкой усиления действенности оплаты труда является установление непосредственной связи заработной платы с конечными результатами производства. Для обеспечения расширенного воспроизводства и создания средств для дальнейшего роста заработной платы важное значение имеет опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы. Если заработная плата будет расти быстрее или такими же темпами, как производительность труда, средства Фонда накопления станут ниже требуемых размеров, вследствие чего снизятся темпы расширенного воспроизводства и будут ликвидированы условия для дальнейшего роста заработной платы. В отраслях промышленности норматив увеличения средней заработной платы устанавливается в размере 0,5% за каждый процент роста производительности труда. Важное значение имеет сочетание централизованного регулирования заработной платы с самостоятельностью предприятий.

          Неотъемлемым элементом организации труда является его вознаграждение как стимулирование результативности. Соответствующие методы подразделяются на прямые и косвенные. На индивидуальном уровне к первым обычно относят заработную плату или тариф, премии за рационализаторство и т.п., плату за обучение, ко вторым- льготное питание, частичное финансирование отдыха работникам и членов его семьи, доплату за стаж, выплаты по линии участия в распределении прибылей и др.применяются также иные, нестоимостные методы: гибкие рабочие графики, предоставление заработанных отпусков, почетные награды, расширение функций и изменение характера труда, профессиональная подготовка к этому, продвижение по службе.

         Оплата труда -это  предусмотренное контрактом о найме денежное вознаграждение за соответствующую работу, которое устанавливается не ниже законодательно установленного минимума и регулируется коллективным договором. Она включает основную часть (тариф) и дополнительную (надбавки, доплаты, премии и т.п.).


4.Тарифное нормирование заработной платы.


Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется планомерная дифференциация и регулирование оплаты труда различных групп трудящихся в зависимости от сложности (квалификации и ответственности) и условий труда (тяжесть, вредность, интенсивность), особенностей регионов страны. Тариф представляет собой исходный размер оплаты труда определенного вида, характера, квалификации на конкретной работе, а его часовая, дневная, месячные ставки ''привязывают'' этот размер к той или иной единице времени. Основными элементами тарифной системы являются: единый тарифно-квалификационный справочник, тарифные ставки, тарифные сетки, районные коэффициенты и система тарифных доплат и надбавок. Тарификация  работ и присвоение тарифных разрядов рабочим производится на основе  единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий, который представляет собой сборник нормативных документов, содержащие квалификационные  характеристики работ и профессий, сгруппированных в разделы по производствам и видам работ. По каждой отрасли народного хозяйства издаются отдельные справочники, которые и служат основным ориентиром. Справочник используется также для разработки программ подготовки и повышения квалификации рабочих в системе профессионально-технического образования и непосредственно на производстве. В первом разделе – ''характеристика работ'' – приводятся характеристики тех работ, которые должен выполнять рабочий данной квалификации. Кроме того указывается степень самостоятельности рабочего при выполнении работ, а также при наладке оборудования, выборе режимов работы, подготовке инструмента и оснастки и т.д. Во втором разделе – ''должен знать'' – устанавливается, что должен знать рабочий соответствующей профессии и разряда (квалификации) о своем оборудовании; физико-химических свойствах обрабатываемых материалов, технологии и последовательности процессов обработки, свойствах обрабатывающих и измерительных инструментов и оснастки, а также о требованиях, относящихся к наладке и настройке оборудования и т.д.  В третьем разделе – ''типовые примеры работ'' – указываются примеры работ, выполняемые рабочими данного разряда, типичные для каждого разряда, что облегчает возможность быстро и точно определить, к какому разряду нужно отнести ту или иную работу.

         При разработке тарифно-квалификационных справочников исходят из степени сложности, точности и ответственности труда (качества труда). Здесь соизмеряются различные виды работ по этим параметрам и определяется уровень квалификации рабочих.  Все работы, встречающиеся в отраслях производства, в соответствии с указанными признаками и с учетом организационно-технических условий их проведения разбиваются на несколько квалификационных групп, каждой из которых присваивается определенный тарифный разряд. Квалификационные разряды рабочих устанавливаются общезаводской или цеховой квалификационной комиссией, которая, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик, после проверки теоретических знаний и практических навыков рабочих, устанавливает им тарифные разряды в соответствии с их квалификационной подготовкой и с учетом выполняемых ими работ. Самый низкий – первый разряд, который соответствует самым простым работам и его тарифный коэффициент равен единице. Размер тарифной ставки первого разряда должен быть не ниже утвержденного правительством минимального размера оплаты труда. Тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают, во сколько раз тарифные ставки второго и последующих разрядов больше тарифной ставки первого разряда.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 Марта1999 г.         

для работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета оплата труда формируется на основе Единой тарифной сетки (таблица 1).


Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.