Рефераты. Предпринимательство в аграрном секторе экономики

Поэтому очень важно разработать порядок отчуждения земельных участков и меры по предотвращению невыполнения залогодателем своих обязательств. Осуществлять эти меры можно через областные или районные комитеты по земельным ресурсам с помощью конкурсов или аукционов, предусматривающих сохранение назначения сельскохозяйственных земель. При невозможности организации таких конкурсов или аукционов целесообразна продажа отчужденных земельных участков по соглашению с конкретными юридическими или физическими лицами, обязывающему сохранять целевое назначение земли и предельный размер участка. До принятия четкого механизма отчуждения земель можно использовать добровольное соглашение об отчуждении земельного участка в форме мирового соглашения, которое можно регистрировать в комитете по земельным ресурсам (на областном или районном уровне) и нотариально удостоверяться.

Нужны также формы защиты ипотечного кредита от инфляции в случае неисполнения залогодателем своих обязательств.

Кроме маневрирования с уровнями процентных ставок банки располагают и другими возможностями защиты от инфляции при проведении залоговых операций. Рассмотрим 2 из них, наиболее вероятные. Первая состоит из занижении залоговой цены земельного участка, вторая- в занижении соотношения между суммой ипотечного кредита и объективной стоимостью заложенного земельного участка. Оба способа ведут к повышению уровня гарантированности ипотечного кредита и одновременно защищают от инфляции.

Рассмотренные методы хорошо знакомы специалистам по ипотечному кредиту в зарубежных странах. В наших условиях вероятность их использования существенно усиливается по трем причинам. Во-первых, из-за монопольного положения банковских структур, особенно в глубинных сельских районах. Во-вторых, в следствии сложного финансового положения многих сельскохозяйственных товаропроизводителей. В-третьих, из-за отсутствия опыта по проведению залоговых операций как у банковских служащих, так и у сельских товаропроизводителей.

Однако применение описанных методов защиты кредитных учреждений при проведении залоговых операций означает ущемление интересов залогодателей. Ведь чем менее выгодные условия удасца навизать сельскохозяйственному предпринимателю, т.е. чем ниже залоговая цена и (или) отношение сумы ипотечного кредита к стоимости заложенного земельного участка, тем вероятнее разорение залогодателя. Отсюда следует, что поддержание интересов кредитных учреждений в проведении залоговых операций должно сопровождаться мерами защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Иными словами, необходимо обеспечение баланса интересов обоих участников залогового процесса: залогодателя и залогодержателя.

Речь идет о таких мерах государственного регулирования как определение залоговой цены земельного участка и процентной ставки за пользование ипотечным кредитом. При отсутствии достоверной рыночной стоимости земли в качестве ориентира для назначения ее залоговой цены могла бы служить нормативная или базовая цена. Она может рассматриваться как нижняя граница залоговой цены земельного участка. Конечно, нормативная цена - не идеальный измеритель залоговой стоимости земельного участка, прежде всего потому, что не отражает колебаний цены под воздействием спроса и предложения на землю. Однако на данном этапе нормативная цена земли представляется нам единственным критерием, который позволит относительно объективно определить стоимость предмета залога. Вполне вероятно, что нормативная цена не будет не будет устраивать одну из сторон ипотечного договора. Поэтому целесообразно внести в залоговую практику 2 процедуры, которые могут могут применяться в случае возникновения разногласий. Если же заключение независимых экспертов все-таки не устраивает одну из сторон, придется прибегнуть к судебному рассмотрению вопроса. Применение этих процедур позволит, на наш взгляд, определить более объективную залоговую цену участка с учетом спроса и предложения до формирования полноценного земельного рынка.

Было бы целесообразно и предоставление льгот при налогообложении прибыли банковских учреждений, полученной за счет кредитования под залог земельных участков. По нашему мнению, данный вид прибыли должен полностью освобождаться от налогов, что сделает кредитование залоговых операций более привлекательным для банковских структур и будет служить определенной компенсацией за утрату кредитных ресурсов вследствие инфляции.

Перспективы развития ипотечного кредитования во многом будут зависеть от уровня государственной поддержки. Источниками государственного финансирования могут быть внебюджетные фонды (как республиканские, так и областные), формируемые за счет платежей за землю. Эти средства можно использовать, например, для страхования сделок ипотечного кредитования.

В целом в 2000 году объем кредитов малому и среднему бизнесу превысил 92 млрд. сумов, что в 2,5 раза больше чем в 1999 г., в том числе 12,9 млрд. сумов -в виде микрокредитов. Из внебюджетных фондов на финансирование малого и среднего бизнеса было направлено 4,4 млрд. сумов, что в 1,7 раза выше показателя предыдущего года.

Основные показатели развития частного предпринимательства в Узбекистане. Предпринимаемые государством меры по поддержке предпринимательства обеспечили его поступательное развитие. В целом в 2000 году удельный вес малого и среднего бизнеса в производстве валового внутреннего продукта Узбекистана достиг 21,6 %. В этом секторе только в 2000 году создано 192,5 тыс. новых рабочих мест, что в 1,5 раза больше, чем в 1999 году. на долю негосударственного сектора приходится три четверти всех работающих (в 1991 году - 39 %). Предприятия малого и среднего бизнеса имеют значительный удельный вес в основных отраслях экономики. (Доля малого и среднего бизнеса в отраслях экономики (2000 год, в %): Объем промышленной продукции - 11,3; Продукция сельского хозяйства - 72,4; Строительные работы - 37; Розничный товарооборот - 45,9)

положительная тенденция в развитии частного сектора экономики продолжаются. На 1.04.2001 года в республике зарегистрировано 186 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. число фермерских хозяйств по сравнению с началом года увеличилось на 7,8 %. За счет сектора малых и средних предприятий создано более 39,5 тыс. новых рабочих мест. Общая сумма выданных субъектам малого и среднего бизнеса, дехканским и фермерским хозяйствам кредитов по сравнению с началом года увеличилась на 13,7 %.

Значительные сдвиги в укреплении частноправовых форм собственности произошли и в аграрном секторе Узбекистана. Если в 1992 г.  насчитывалось 5,9 тыс. фермерский хозяйств, в 1993-7,2 тыс., а в 1995-17,1 тыс., то у концу 2000 г. - свыше 43,8 тыс. Из них 38334 специализированно на земледелии и 5425-на животноводстве. За фермерскими хозяйствами закреплено 889,7 тыс. га земельных участков, в 2000 г. ими было произведено 18,3 % хлопка-сырца, 14,5 % зерна от общего объема сельскохозяйственной продукции. Земельная площадь личных подсобных и дехканских хозяйств составляет 579,3 тыс. га, или 15,3 % посевной площади страны, в 2000 г. ими было произведено 66 % валовой продукции сельского хозяйства Узбекистана.

Если дехканские и фермерские хозяйства будут развиваться такими же темпами, то скоро они займут одно из ведущих мест в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, особенно овощей, картофеля, фруктов, винограда, зерна, мяса, молока, яиц. По прогнозам, к 2005 г. число фермерских хозяйств в Узбекистане достигнет 39 тыс., а площадь обрабатываемой ими пашни- 1 млн. га, или 25 % от всего посевного клина республики.

Перспективы развития предпринимательства в Узбекистане. В выступлении Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета министров, посвященном итогам 1 полугодия 2001 г., были поставлены новые задачи по поддержке малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Намечен комплекс мер государственной политики по ускоренному развитию частного бизнеса, прежде всего малого. Особо отмечена необходимость обеспечения всех условий для этого в сельской местности, что позволит создавать новые рабочие места. Большой потенциал в данном отношении имеет сфера переработки сельскохозяйственной продукции.

Одна из ключевых задач в плане поддержки малого и среднего бизнеса- совершенствование законодательства. Положения законов должны быть ясными и трактоваться однозначно, чтобы свести на нет практику ведомств и местных органов власти по изданию подзаконных актов и принятию решений, противоречащих правам и интересам предпринимателей. Министерству юстиции, Госкомимуществу и др ведомствам, в компетенцию которых входит поддержка предпринимательства, поручено провести инвентаризацию законодательных и подзаконных нормативных актов с целью устранения препятствий для развития бизнеса.

Кроме того, следует значительно повысить роль судебной системы и общественных организаций в защите прав и интересов предпринимателей, прежде всего в их отношениях с контролирующими органами. А в то же время самим контролирующим, проверяющим и правоохранительным органам надо переходить от мер по выявлению и борьбе с право нарушениями к работе по их предупреждению.

В механизме отношений между субъектами предпринимательства и контролирующими органами должна возрасти роль аудиторской деятельности. настало время для создания крупных независимых общенациональных аудиторских компаний с сетью филиалов в городах и районах страны.

Кардинального решения требует проблема расширения доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечения их технологическим оборудованием. Приобретать последние малым предприятиям не по средствам, а система лизинга пока не получила необходимого развития. В этой связи Госкомимуществу совместно с хозяйственными и предприятиями, Советом министров Республики Каракалпакистан, хокимиятами областей и г. Ташкента поручено сформировать базу данных по нежилым помещениям, не установленному и неиспользуемому оборудованию для последующей их передачи в аренду или реализации на условиях лизинга субъектам малого и среднего предпринимательства.

Актуальной остается проблема доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам. Президент поставил вопрос об упрощении процедуры кредитования. Банкам уже пора формировать надежную клиентуру среди субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, кредиты которым выдаются на основе их надежной кредитной репутации и устойчивых финансовых показателей. Также очень важно создавать фонды стартового капитала для лиц, желающих открыть свое дело, но не имеющих достаточных средств.

Для решения данной задачи предполагается пересмотреть функции Бизнес -фонда и Фонда дехканских и фермерских хозяйств. Эти структуры н льготной или беспроцентной основе должны через коммерческие банки предоставлять начинающим предпринимателям стартовые финансовые ресурсы для открытия собственного дела с условием их возврата через 2-3 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.