Рефераты. Предпринимательство в аграрном секторе экономики

В Чехии и Словакии земельная реформа характеризуется постепенным, эволюционным преобразованием при доминирующей роли частнособственнического сектора аграрной экономики. Вначале здесь была сформулирована концепция рыночной шокотерапии и ее начали применять на практике. К концу первого года стала понятна ее несостоятельность: дестабилизация аграрной экономики усиливалась, наметился кризисный характер ее развития, угроза банкротства большинства сельхозпредприятий. Следствием стали широкомасштабные акции протеста крестьянства. Поскольку в бывшей Чехословакии частноправовой режим земельной собственности был сохранен, круг задач земельной реформы ограничился восстановлением экономических основ реализации права частной собственности на землю и приватизации той части государственных земель, чьи прежние владельцы выявлены не будут. Основы земельных отношений заложены в принятом в 1991 г. Законе о земле. С момента вступления этого закона в действие все пользователи земли и сельхоз имущества приобрели статус арендаторов, а собственники этой земли и имущества – арендодателей с правом пересмотра и расторжения договоров. Приватизация гос земель возложена на республиканские земельные фонды и их подразделения.

Земельные отношения в Югославии нацелены на снятие ограничений по размерам землевладения, сдерживающих развитие высокотоварного крестьянского сектора. В поправке к ст. 50 Конституции отмечалось, что система земельного максимума отменяется, и все граждане (не только занятые в сельском хозяйстве) могут свободно покупать, владеть и наследовать землю, что открывает путь к созданию крупных частных предприятий в сельском хозяйстве, более эффективных и менее капиталоемких для государства. Опасения о возникновении латифундий оказались при этом несостоятельными, поскольку производители ориентируются на оптимизацию размеров хозяйств, а не на их укрупнение вообще. Ведь известно, что преимущества крупного хозяйства в аграрном секторе проявляются лишь в определенных пределах, которые уже установлены в странах Западной Европы, Скандинавии и др.

Одним из важных итогов в аграрной политике было решение о реприватизации земли, экспроприированной или национализированной у них известными приемами советского образца, проведенными в 1945 и 1958 гг. Сейчас удовлетворено 35 тыс. заявлений, и только за последние два года бывшим владельцам возвращено 200 тыс. га земли. Теперь частный сектор в стране располагает 85% обрабатываемой площади.

Динамика сельскохозяйственного производства в 1991-1995 гг. (темпы изменения объема сельскохозяйственного производства по сравнению с предыдущим годом, %).

Страна

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Чехия

-8,9

-11,8

-0,8

-5,6

-

Словакия

-6,8

-13,8

-8,1

1,0

0

Венгрия

-15,7

-13,4

-11,8

1,7

до 4

Польша

-1,6

-12,8

1,5

-7,0

4

Болгария

-6,4

-12,5

-18,8

3

-

Румыния

-1,0

-13,2

12,4

4,8

3,2

Российская Федерация

-4,5

-9,5

-4,0

-12,0

-8

Палестина. Кто сможет утолить жажду первым? Воды в регионе мало, соседи уже долгие годы спорят за право распоряжаться ею, но не могут договориться ор справедливом ее разделении. Не только земля, но и вода стала "яблоком раздора" между палестинцами и израильтянами. Первые признаки будущих конфликтов возникли еще на заре прошлого столетия (20 век). "экономическое будущее Палестины зависст от ее снабжения водой", - заявлял в 1919 г. один из лидеров сионистского движения Хаим Вейцман, который стал впоследствии первым президентом Израиля. В 1948 г., как только было провозглашено израильское государство, его руководство вступило в решительную борьбу за воду.

Водными ресурсами в достатке обеспечены только северо-восточные районы страны, где протекает река Иордан. Крупнейшим гидротехническим проектом за все время существования Израиля стало строительство в 60-х годах Всеизраильского водовода длиной более 100 км. Он был предназначен для перекачки влды из верховья Иордана (участок нижнего течения реки принадлежал в то время Иордании) и Тивериадского озера в пустыню Негев (ее территория была отведена для расселения большой части новых иммигрантов).

Конфликты и война за воду из Иордана. Приемлемо ли перебрасывать воду из Иордана в другие районы, если от этого страдают земледельцы в долине реки? На этот вопрос израильтяне и арабы отвечали по-разному. Неудивительно, что сооружение водовода сопровождалось вооруженными столкновениями между Израилем и граничащей с ним Сирией. Назрела угроза новой арабо-израильской войны. арабы неоднократно пытались совершить диверсии на водоводе, но израильтяне упорно продолжали работы, и в 1964 г. успешно завершили строительство. Не добившись цели военными средствами, Сирия принялась рыть на своей территории каналы, чтобы отвести воду из притоков Иордана, питающих реку, но израильская армия разрушала результаты труда арабов. В 1967 г. конфликт перерос в войну. Израиль, оккупировав сирийские Голанские высоты, положил конец планам Сирии по отводу притоков, а захват западных берегов Иордана упростил для Израиля задачу водоснабжения своих регионов.

Треть всей воды, потребляемой Израилем, перебрасывают из долины реки Иордан, а остальное добывают в основном из подземных пластов. За счет выкачиваемой из них воды Израиль почти полностью удовлетворяет потребности в орошении своих земель, а палестинцам, живущим на Западном берегу реки Иордан, например, достается только третья часть влаги, необходимой для орошения их сельскохозяйственных угодий. Заняв Западный берег, Израиль ввел там такие правила водопользования, которые поставили в неравные условия еврейских поселенцев и палестинцев. Последним полагалось ограниченное количество воды, к тому же израильтяне арабам продавали ее дороже, чем своим гражданам. Палестинцы могли бурить собственные колодцы, но их глубина регламентировалась израильскими властями, поэтому более глубокие скважины, создаваемые евреями, вели к пересыханию арабских источников.

Лишь несколько лет спустя, с началом арабо-израильского диалога, израильтяне признали право палестинских арабов на воду, но только теоретически. Практически они и сейчас продолжают осуществлять контроль над водными ресурсами на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Арабам запрещено рыть глубокие колодцы даже в зонах, находящихся под их самоуправлением, так что европейские населенные пункты и колонии потребляют львиную долю влаги. В результате истощения водоносных слоев в секторе Газа в подземные пласты уже начала проникать морская вода; засоленность делает воду непригодной для питья и даже для орошения. Поэтому в Газе пресная вода цениться особенно дорого.

Задача №1: опреснение. Как и на других палестинских территориях, качество воды, потребляемой арабами и жителями израильских поселений в Газе, различаются. Из водопроводных кранов в домах палестинцев нередко течет соленая жидкость. Вместо нее более или менее состоятельные люди пьют минеральную воду. Однако бутылка "Бараки" ("Благодати") - минеральной воды, которую завозят в Газу из Египта, стоит $1, а это недопустимая роскошь для большинства арабов, чья средняя з/п составляет менее $300 в месяц. В лагерях беженцев в Рафахе и Хан-Юнисе водопровод порой отсутствует вообще, и жители получают питьевую воду из немногочисленных водозаборных колонок. Ведутся работы по улучшению качества воды и по ее более равномерному распределению, но проект опреснительного завода не может быть разработан из-за нехватки средств.

Япония. Опыт реформирования аграрного сектора. В начале периода Токугава (16 век) доминирующей формой хозяйствования в стране были крупные, по японским меркам, землевладения - от нескольких до десятков гектаров, которые обрабатывались членами патриархальных семей или наемными работниками. Такие организационные структуры поддерживались феодальными законами, запрещавшими крестьянам покидать помещичьи земли. это ограничивало развитие арендных отношений. Позднее, когда начали внедряться более интенсивные севообороты, требующие больших затрат труда и знаний, небольшие хозяйства, в основном базирующихся на труде одной семьи, стали намного конкурентоспособнее крупных хозяйств. В конце периода Токугава (18 век) крупные землевладельцы потеряли свою былую силу, и доменирующей формой хозяйствования стали небольшие- примерно в 1 га -семейные фермы. С середины 19 века в течении периода Реставрации Мейдзи междоусобные войны и политическое противостояние различных группировок были прекращены, и в 1868 г в Японии было введено централизованное правление. Это ускорило внедрение рыночных отношений и модернизацию сельского хозяйства и индустрии. Феодальные ограничения в значительной степени были уничтожены, а в 1872 г было снято запрещение на продажу и ипотеку (закладывание) земли. Согласно Гражданскому кодексу от 1885 г зесли были переданы крестьянам, и после проведения оценки земель (на основе кадастра) был введен земельный налог. Крестьяни получили право выбора культур для выращивания и свободного распоряжения своей продукцией. Возможность повышения личных доходов и внедрение передовых технологий привели к росту продуктивности сельского хозяйства. Это, в свою очередь, подтолкнуло процесс реструктаризации хозяйств, направленный на определение оптимального размера земли. Опытом реструктаризации крупных хозяйств в небольшие семейные фермы обладает не только Япония. При реформировании сельского хозяйства постцентрализованных государств может быть использована модель "разукрупнения хозяйств на начальном этапе для кооперации в будущем". По-видимому, наиболее приемлема эта модель для стран с быстрым ростом населения и ограниченности земельных ресурсов, как Япония, так и Ферганская, Самаркандская, Ташкентская области Республики узбекистан. Главный аргумент оппонентов этой модели - выгоды от масштабов крупных хозяйств за счет возможности более эффективного использования техники и организации труда. Но такое стимулятор, как личная заинтересованность сельхозпроизводителя в конечных результатах своего труда, действует наиболее эффективно в мелких семейных хозяйствах с долгосрочной (не менее 50-100 лет) арендой. Развитие аграрного сектора в Японии после 2 мировой войны характеризуется значительными институциональными изменениями и земельной реформой, направленной на "демократизацию" сельского хозяйства. Главную роль в этом сыграли оккупационные войска США. Первым шагом земельной реформы, которая проводилась в Японии 1946-1950 год, стало введение "Поправок к Закону о сельскохозяйственных землях". Согласно последним, сельскохозяйственные участки, превышающие 5 га и находящиеся под арендой, подлежали передаче арендатору в течении 5 лет. но оккупационные власти не были удовлетворены таким решением и приняли в 1946 г боле радикальный "Закон о специальных мерах по созданию фермеров-собственников земли". по этому закону государство должно было в течении 2 лет провести распродажу всей земли землевладельцев, проживающих в городах, по лимиту в 1 га (на острове Хоккайдо - 4 га) землевладельцам, проживающим в своих владениях. Для выполнения этой задачи в каждом селении была организована сельскохозяйственная земельная комиссия. В состав комиссии входили 3 представителя от землевладельцев, 2 - от фермеров-собственников земли и 5 - от фермеров-арендаторов. Стоимость земли определялась как эквивалент 40 арендных платежей на орошаемых землях и 48 арендных платежей на богарных землях. С 1947 по 1950 г правительство приобрело у землевладельцев 1,7 млн.га и передало фермерам-арендаторам 1,9 млн. га, включая гос. земли, что составило примерно 80 % всех бывших арендных земель. Права новых землевладельцев были закреплены принятым в 1952 г законом о сельскохозяйственных землях, который также запрещал владение участком более 3 гектаров (на Хоккайдо - 12 гектаров), чтобы предотвратить возвращение лендлордизма. Земельная реформа в Японии способствовала более равномерному распределению земли и выравниванию доходов среди фермеров. Это в свою очередь послужило фактором социальной стабильности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.