Рефераты. Предпринимательство в аграрном секторе экономики

Вторая фаза: 1984-1988 годы. После того, как в производстве сельскохозяйственной продукции, и прежде всего зерна, были достигнуты столь крупные успехи, Правительство ликвидировало существовавшую долге годы систему принудительных закупок сельскохозяйственных продуктов и ввело договорную систему. При этом правительство покупает определенный договором объем продукции по установленной государством цене, а та часть продукции, которая превышает этот объем, может быть свободно реализована на рынке. Тем самым была введена так называемая “система цен двойной колеи”, то есть сосуществование фиксированных и рыночных цен. Но данная реформа снизила заинтересованность крестьян в производстве сельскохозяйственной продукции. Это снижение произошло потому, что в условиях высоких урожаев рыночная цена упала ниже уровня установленной государством закупки. В результате урожай зерна в 1985 году был меньше предыдущего, и некоторое время продолжалось сокращение сельскохозяйственного производства. Но экономика села сохраняла высокий темп роста. Причина заключалась в том, что многие крестьяне стали работать в несельскохозяйственных секторах: промышленности, транспорте и сфере услуг, которые по сравнению с сельским хозяйством давали значительно более высокий доход, именно в частных, кооперативных или коллективных предприятиях. Правительство поддерживало развитие несельскохозяйственного сектора как налоговыми льготами, так и другими способами. Это было начало быстрого роста сельских промышленных предприятий. Если  рассматривать рост реального дохода сельских семей,  проводя развития между доходами от сельского хозяйства и  от  несельскохозяйственного сектора, то создается ясная картина: доходы от сельского хозяйства,  которые увеличивались до 1984 года, после 1985 года стагнировали и рост доходов семей начал происходить за счет увеличения доходов от несельскохозяйственной деятельности.

Третья фаза: 1988-1997годы. Когда во второй половине 1988 года начался период аустеритарной (жесткой) политики правительства, помимо прочего, она вызвала кредитные ограничения, которые затронули сельские промышленные предприятия и привели многие из них к банкротству. В результате отток рабочей силы в несельскохозяйственные секторы сократился и, напротив, возник феномен обратного притока в сельское хозяйство. Кроме того, правительство приняло меры к оживлению сельского хозяйства, и как результат повторного повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, производство стало расти. Что касается производства зерна, то в 1989 году оно опять достигло уровня 1984 года и с тех пор постоянно увеличивалось. Из-за недостатков в торговой системе возникли так называемые “трудности сбыта”, или “росло производства, но не дохода”.

Четвертая фаза: с 1997 года по настоящее время. После того, как весной 1997 года Дэн Сяопин произнес речь, во время так называемой “поездки на юг”, народное хозяйство вновь вернулось к высоким темпам роста, и для сельской экономики также сложилась благоприятная конъюнктура. В деревнях следующий важный шаг  на пути перехода к рыночной экономике был сделан, когда торговлю сельскохозяйственными продуктами полностью либерализовали, восстановился высокий рост сельских промышленных предприятий, возросла мобильность населения в перенаселенных областях и началась эндогенная урбанизация сельских районов.

Оценка аграрных реформ

Показатели

Выпуск

Место в мире

1997 в % к 1998 г.


1978 г.

1996 г.

1997 г.

1978 г.

1996 г.


Производство продовольственного зерна

30477

50455

49417

2

1

62,1

Хлопка

216,8

420,3

460

3

1

112,4

Мясо

865,3

5915,1

-

3

1


Масло семян



2157


1

313,5

Сахар

-

-

-

-

3/4

-

С 1993 по 1996 год Китай удерживал первое место в мире по производству зерновых культур, хлопка, масло семян,  мяса, каменного угля, текстиля и телевизоров. По производству электроэнергии – поднялся с четвертого на второе место, минеральных удобрений – с третьего на второе, по производству сахара – удерживает 3 или 4-ю позицию. По внешнеторговому обороту Китай уже давно вошел в число ведущих стран и в течение шести лет занимал 11 место. В 1997 году объем торговли достиг 325,1 млрд. долларов США  (10 место), по размерам валютных резервов, запасам продовольственного зерна и другим видам стратегических запасов страна достигла самого высокого уровня в своей истории. Это укрепило возможности государства в отношении макрорегулирования, наука, техника и оборудование достигли такого состояния, которое можно определить как переходное от среднего к высшему уровню.

Аграрная реформа с точки зрения системы отношений собственности.

А) О значении введения системы ответственности. Созданные в 1958 году народные коммуны были символом китайского социализма и воплощали лозунг “Единство политики и экономики”. Их целью была коллективизация средств  производства, обобществление труда и распределения.

В течение 20 лет, вплоть до начала 80-х годов, народные коммуны доминировали в качестве единственных субъектов собственности. Хотя формально хозяевами коллективной собственности считались члены народных коммун – крестьяне, право собственности крестьян стало функцией: у них, помимо излишков зерна, отнимались сельскохозяйственные орудия и жилые дома, так что в конце концов у крестьян не осталось почти никакой личной собственности.

За счет исключения крестьян из владения коллективной собственностью была создана система так называемой “уравниловки” (в негативном смысле – равномерное распределение, которое никак не связано с вкладом в производство). Производительность на так называемых коллективных полях, находившихся в общей собственности, была в пять-шесть раз ниже, чем на собственных полях, свободно обрабатывавшихся крестьянами. Кроме того, чувство ответственности за состояние ирригационных систем и прочих общественных сооружений почти отсутствовало, и крестьяне о них практически не заботились. Как только у крестьянина появлялась возможность, он старался незаметно присвоить себе какую-либо часть коллективной собственности.

Введение в сельском хозяйстве системы ответственности должно было устранить недостатки народных коммун. Следствием этого процесса стали глубокие перемены в отношениях собственности на селе.

Во-первых, большая часть недвижимости, находившейся в коллективном владении (пригодные для возделывания и застройки площади, а также пруды, леса и прочее), была передана крестьянам для независимого использования, а получаемый доход в определенной пропорции распределялся между ними и коллективом. К моменту введения системы ответственности срок владения крестьянами землей был ограничен в договорном порядке лишь 3-5 годами, после 1984 года его увеличили до 15 лет и, наконец, в 1993 году продлили до 30 лет. Помимо этого, крестьянам передано право владения скотом, крупными сельскохозяйственными орудиями и прочими средствами производства.

Во-вторых, сельские предприятия, находившиеся в коллективном владении административных и обычных деревень, добились высоких показателей экономического роста. После введения системы производственной ответственности они пережили второе рождение. В настоящее время многие коллективные предприятия находятся под управлением директоров или групп директоров, заключивших договоры об управлении. Эта форма получила название “коллективная собственность, частное управление”, и она является характерной чертой системы ответственности в сельском хозяйстве.

В чистом виде ни коллективная, ни кооперативная формы собственности, несмотря на кажущееся наличие высокого уровня мотивации труда, не получили широкого распространения в рыночной экономике. Объясняется это тем, что эффективность данных форм высока лишь в сфере малого бизнеса, где довольно четко прослеживается связь между долей собственности и участием в управлении, распределении дохода и получении прибыли. Наиболее рациональное и эффективное сочетание коллективных и индивидуальных интересов достигается при акционерной форме собственности. Поэтому она и стала главной, определяющей в условиях перехода к рыночной экономике.

В-третьих, очень быстро прирастало частное имущество крестьян. Используя переданную землю и по мере накопления, крестьяне направляли его в несельскохозяйственную сферу. Быстрый рост количества индивидуальных и кооперативных предприятий, которые отвечают признаку “частная собственность, частное управление”, обусловил коренные изменения аграрной реформы. По расчетам Ча Чженьсяна (1994г.), частное имущество крестьян, состоявшее из средств производства, домов, сбережений и излишков зерна, в 1981 году оценивалось в 2388,6 юаня, а к 1990 году увеличилось до 9210,7 юаней, что означало высокий годовой темп прироста – 14,3 процента.

 Постоянное углубление реформ в различных отраслях жизни, непрерывное развитие народного хозяйства способствуют росту доходов как в городе, так и в деревне. Китайцы, как правило, не склонны “забегать вперед в своих расходах”, они сначала копят, а затем расходуют. По этой причине Китай входит в группу стран с высоким уровнем сбережений жителей. Это является не только важные резервом для решения проблемы инвестиций в строительство, но и предпосылкой расширения внутреннего рынка, действительным фактором экономического роста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.