В гипотезе[78] была предложена схема работы мозга в общем виде: каждый орган чувств создаёт в мозгу своё собственное описание окружающего мира. Органы чувств – слух, зрение, обоняние, вкус, чувство тела (включая осязание), мышечное чувство. Одновременная запись на различных языках мозга должна вестись одним механизмом, одним записывающим импульсом. Этот механизм можно отыскать, исследуя мышечную речь – движения. Человеческий скелет рассматривается как открытый многозвенник, и анализ ведётся методами механики. Психические и социальные процессы находят более рациональное объяснение.
Схема позволяет предметно рассмотреть локализацию эмоций и возможную оптимизацию ценностных ориентиров.
Информация от зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых рецепторов обрабатывается в соответствующих управляющих отделах мозга. Там же локализируются и эмоции. Не вызывает возражения и мысль о локализации чувства самосохранения, гомеостаза (особенно ощутительно нездоровье) в части мозга, отвечающей за чувствительность тела. Вполне понятно, что именно отсюда прорастает «любовь и всё-такое». А где локализуются наши обычные постоянные эмоции? Радости и огорчения, печали и надежды, всё то, что ощущаем и в том случае, когда находимся в телесном комфорте? Не очень быстро, в несколько приёмов, задачу можно решить.
Шаг первый.
Базой для анализа служат собственные эмоции, полученные в обычных и экстремальных ситуациях, в процессе самовоспитания и самоконтроля, в общении. Следует воспользоваться «каталогом эмоциональных состояний человека» - художественной (и не только!) литературой. Все читавшие запоем знают, в конце – концов, наступает момент, когда появляется ощущение, вполне объективное, что вся литература прочитана. В мозгу все эмоциональные состояния выстраиваются в дерево, каждая следующая книга практически ничего нового в образ дерева не добавляет.
Шаг второй.
Как было сказано ранее*, возможно построить древовидную структуру мышечного управления. Для этого надо освоить на хорошем уровне несколько видов человеческой физической деятельности; выбрать вид физической деятельности, удобный для исследования, освоить его таким образом, чтобы знать положение звеньев тела и работу мышц в любой момент совершения движения в этом виде деятельности (здесь, при помышечном анализе, сталкиваемся с двумя системами движений), перевести «мышечное знание» на словесное описание; в процессе оптимизации движений построить дерево управления движениями.
Шаг третий.
При поисках соответствий психических явлений системам движений человека нас удивляет однозначное соответствие деревьев эмоциональных состояний человека и мышечного управления. Легко представить, что имеем дело с одним деревом, а не с двумя. Иными словами, наши постоянные эмоции являются продуктом деятельности части мозга, управляющего движениями.
Далее несложно.
Будем исходить из того, что человеческие действия направлены на получение удовольствия, удовлетворения. Для каждого органа чувств есть свой комфортный уровень сигналов, который часть мозга, управляющая органом чувства, воспринимает как удовольствие. Мозг (вместе с нами) получает удовлетворение, если научается строить из полученной чувственной информации сложную систему и пользоваться ею.
Напомним, что предлагаемая схема позволяет рассматривать все психические и социальные процессы с несколько иной точки зрения, по-новому. Впрочем, именно это обстоятельство как раз и обязывает быть кратким. Смотреть же надо по принципу «наблюдай и соображай».
К примеру, наше внутреннее «Я» - это результат непрерывного сравнения - отражения (как в своеобразных зеркалах) шести разночувственных моделей одного окружающего мира. Можно утверждать, имея в виду работы по искусственному интеллекту, что на одном органе чувств построение личности невозможно.
Или, о появлении потребности в алкоголе и наркотиках. Для снятия избыточного напряжения в мозгу от физической работы надо ослабить или отключить контроль рассудочной части мозга. Здесь удобен алкоголь. В случае недостатка двигательной информации (физической работы) возникает потребность возбудить двигательный центр и тому способствует наркотик. Алкогольное и наркотическое привыкание – это уже отдельный этап. Представляется, что существующее противодействие наркотикам – борьба с последствиями, а не причиной.
Всестороннее развитие позволяет человеку получить наибольшее удовлетворение от жизни. Избегать физической работы – ошибка для индивидуума, а недооценка её роли вредна для общества. Наиболее социумобразующим фактором являлся физический труд и даже в условиях энергонасыщенности роль физического труда останется фундаментальной. Вывод может быть подтверждён научными методами, что, в конечном счёте, позволит отвернуть от ценностных ориентиров общества материального потребления, приводящих к экстенсивному использованию ресурсов планеты.
Осознаем, что рецепт от Л.Н.Толстого – четыре часа физической работы ежедневно – великолепен. А библейское «В поте лица твоего будешь есть хлеб, …» - выглядит констатацией факта, не наказанием.
Заключение
В ходе проведенного исследования можно резюмировать следующее:
Ценности – это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.
Ценностные ориентиры представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентиров.
Ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентиров, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентиров личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.
Ценностные ориентиры формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры.
Исследования ценностных ориентиров, связано с тем, как мы понимаем их психологическую природу.
Библиографический список
Монографии, учебники или учебные пособия
1. Печчеи А. Человеческие качества. / Пер. с англ. О.В.Захаровой. – М.: Прогресс, 1985. – С. 302.
2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1999.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 2000.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, Мысль 2002.
5. Бехтерева Н.П. О мозге человека. XX век и его последняя декада в науке о мозге человека. СПб., 1997. С. 5-6
6. Братимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М., 2000
7. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2001.
8. Волков Ю.Г. Социология. М., 2001. С. 132.
9. Выбор профессии. М. Знание 2002.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М. Просвещение 2002.
11. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 414
12. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. М., 1980.
13. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. С. 6.
14. Залесский Г.Е. психологические вопросы формирования личности. М. Мысль 2002.
15. Здравомыслов А.Г. Потребность. Интересы. Ценности. М. 2002.
16. Зиновьев А. Глобальный человейник. М., 2000.
17. Зиновьев А.А. Посткоммунистическая Россия. М., 1996. С. 311-313.
18. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Под. ред. В.С.Мухиной. М., Мысль 1999.
19. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 349,
20. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: история развития человеческого интеллекта. М., 1983. С. 120.
21. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М. 2003 с. 335.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1999.
23. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М., 1971.
24. Крапивская Л.В. Личность и ее ценностные ориентации. М. 2003.
25. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М., Просвещение 2001.
26. Кузнецов В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся. М., 2003 с. 144..
27. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М. Смысл 2002.
28. Лисовский В.Г. Советское студенчество. М. Высшая школа 2000г.
29. Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000. С. 237.
30. Мнацаканин Л.И. Личность и оценочные способности старшеклассников. М., Просвещение 2001 с. 191.
31. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1978
32. Московичи С. Век толп. М., 1996. С. 75.
33. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся. М., 2000 с. 180.
34. Мухин А.А. Информационная война в России: участники, цели, технологии. М., 2000;
35. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М., Владос 2000.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18