Эффективность производства молока можно оценить с помощью следующих показателей:
1. Затраты труда на 1 ц молока, чел.-час. = Затраты труда всего, чел.-час./ Валовой сбор, ц
2. Себестоимость 1 ц молока, руб. = (Производственные затраты (молочное стадо) – Производственные затраты побочной продукции (навоза))*0,9 / Валовой сбор молока, ц
3. Средняя цена реализации 1 ц молока, руб. = (Денежная выручка от реализации молока, тыс.руб. / Количество реализованного молока, ц)*1000
4. Прибыль (убыток) на 1 ц молока, руб. = (Прибыль (убыток) от реализации молока, тыс.руб. / Количество реализованного молока, ц)*1000
5. Рентабельность продукции, % = (Прибыль, тыс.руб. / Полная себестоимость)*100
Данные расчета этих показателей приведены в таблице 17.
Таблица 17 – Эффективность производства молока
Показатели
2005 год
2006 год
2007 год
Отклонение 2007 г.
от 2005 г., +/-
1. Затраты труда на 1 ц молока, чел.-час.
12,04
17,16
9,42
-2,62
2. Себестоимость 1 ц молока, руб.
673,19
610,64
853,69
+180,5
3. Средняя цена реализации 1 ц молока, руб.
661,27
642,86
716,65
+55,38
4. Прибыль (убыток) на 1 ц молока, руб.
36,16
-7,39
-136,7
-172,86
5. Рентабельность продукции, %
5,78
-1,14
-16,02
-21,8
Из таблицы видно, что затраты труда на 1 ц молока в 2007 году по сравнению с 2005 годом снизились на 2,62 чел.-час. Себестоимость 1 ц молока, напротив, выросла в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 180,5 руб. Так же увеличилась и средняя цена реализации молока в 207 году на 55,38 руб. Наряду с увеличением себестоимости молока, снижается прибыль от реализации на 1 ц молока. Так, если в 2005 году она составляла 36,16 руб., то в 2007 году на 1 ц молока приходился убыток в 136,7 руб. Отсюда следует то, что производство и реализация молока в МУП «Лужок» не рентабельно. Об этом свидетельствует показатель рентабельности молока в данном хозяйстве. За три последних года он снизился на 21,8 % и в 2007 году составлял -16,02 %.
2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА МОЛОКА В МУП «ЛУЖОК»
2.1 Совершенствование организации производства молока
2.2 Повышение эффективности производства и реализации молока
В МУП «Лужок» выручка от реализации молока занимает наибольший удельный вес в структуре денежной выручки. Однако и себестоимость производства и реализации молока самая высокая на данном предприятии. Таким образом, в первую очередь хозяйству для повышения эффективности производства и реализации молока необходимо снижать его себестоимость.
Для снижения себестоимости молока я бы порекомендовала МУП «Лужок» снизить в первую очередь затраты труда на производство данного вида продукции. Очень много работ, которые могли бы выполняться на данном предприятии механизировано, выполняются вручную. Например, раздача кормов. Наиболее производительным было бы применение для раздачи кормов стационарных ленточных раздатчиков в сочетании с мобильными транспортными средствами для подвоза кормов к ферме. Их преимущества перед тракторными состоит в меньших габаритах, более равномерной и с меньшими потерями раздаче корма, высокой производительности. Отсутствуют шум и загазованность в помещении, неизбежные при работе трактора, улучшается микроклимат. Недостаток стационарных кормораздатчиков – относительная дороговизна. Собственных средств на приобретение этого оборудования у хозяйства нет. Однако в настоящее время можно взять кредит или оформить лизинг.
Так же предприятию необходимо повышать численность поголовья коров. А она, как мы видим из данной курсовой работы, на предприятии снижается.
Предприятию необходимо находить новых более крупных покупателей, которые смогли бы платить большую цену за молоко. Для этого можно использовать рекламу, в данном предприятии ее вообще нет. А так же хорошие подъездные пути к данному хозяйству отсутствуют. Дорога частично асфальтирована, а в некоторых местах твердое покрытие вообще отсутствует. И это отпугивает покупателей. Но, как было сказано выше, хозяйство осуществляет вывоз молока покупателям своими силами и средствами. Однако вывезти товар дальше границ Буйского района, предприятие не может в виду отсутствия средств.
Таким образом, применение хоты бы этих мер, по моему мнению, смогло бы повысить эффективность производства и реализации молока в МУП «Лужок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании данной курсовой работы можно сделать ряд следующих выводов. Молочное животноводство – это одна из ведущих отраслей в сельском хозяйстве. Ее удельный вес составляет более 50 %. Молоко – один из самых ценных продуктов питания. По пищевой ценности молоко может заменить любой продукт, но ни один продукт не сможет заменить молока. Молоко получают от здоровых животных, согласно Ветеринарному законодательству, соответствующее ГОСТу, а так же нормам и документам в хозяйствах, благополучных по инфекционным болезням.
В данной курсовой работе мы рассмотрели производство и реализацию молока в МУП «Лужок». Это предприятие находится в Буйском районе Костромской области. Данное хозяйство имеет сравнительно небольшой размер. Общая земельная площадь составляет 675 га, в том числе пашня 457 га. В структуре выручки наибольший удельный вес составляет выручка от реализации продукции животноводства, а именно реализация молока и от реализации продукции подсобных производств и промыслов. В 2005 и 2006 годах конечным финансовым результатом деятельности предприятия был убыток, который составил соответственно по годам 141 тыс.руб. и 96 тыс.руб. В 2007 году предприятие получило прибыль в сумме 184 тыс.руб.
Рентабельность на предприятии довольно низкая и составляет в 2005 году -21,4 %, в 2006 году -2,6 %, а в 2007 году -11,5 %. То есть можно сказать, что предприятие абсолютно нерентабельно.
Динамика поголовья стада КРС на предприятии отрицательная, т.е. мы видим снижение общего количества голов животных по годам. Так, например, в 2006 году по сравнению с 2005 годом общее количество голов КРС снизилось на 20 голов, а в 2007 году еще на 35 голов. Вместе с этим снижается и поголовье коров, в том числе коров молочного направления. Количество коров снизилось в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 52 головы. Наибольший удельный вес в структуре стада КРС занимают коровы молочного направления.
В МУП «Лужок» всего одна животноводческая ферма. На этой ферме содержится голов намного меньше, чем она сможет вместить. А именно на 143 головы. Продуктивность скота, а именно надой на одну корову, как было сказано выше, составляет 2705,9 кг. Валовое производство молока на этой ферме за 2007 год составило 1380 ц. Ухаживают за скотом на этой ферме 7 человек.
К основным технологическим процессам при производстве молока относятся:
· доение коров;
· приготовление и раздача кормов;
· удаление навоза;
· первичная обработка молока.
На данном предприятии вручную выполняется приготовление и раздача кормов. Это увеличивает затраты труда на данную операцию. Доение коров осуществляется аппаратом «Дойка АДМ-8» с центральным молокопроводом. Удаление навоза осуществляется транспортерами. Погрузка навоза на транспортер осуществляется вручную. Затем с транспортера навоз грузится на машину и отвозится в навозохранилище. Первичная обработка молока на данном предприятии заключается в его фильтрации и охлаждении до нужной температуры.
Общее увеличение производства молока в 2007 году по сравнению с 2005 годом составило 134 ц. Реализация молока увеличилась в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 156 ц. Уровень товарности молока в хозяйстве достаточно высокий. Он держится на уровне 90 %. Уровень товарности молока в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 3,2 %. Т.е. практически все произведенное молоко реализуется. Оставшееся нереализованное молоко идет на корм животным.
В МУП «Лужок» вывоз молока осуществляется своими силами и средствами. Основными каналами реализации молока МУП «Лужок» являются предприятия ООО «Инфраструктура-АГРО» и ООО «Воскресенский сыродел», а так же работники хозяйства. ООО «Инфраструктура-АГРО» данное хозяйство реализовало молоко только в 2005 году в количестве 319 ц, по цене 661 руб. за 1 ц. В 2007 году цена реализации составила 717 руб. за 1 ц.
На данном предприятии оплата труда работников, занятых на обслуживании скота производится за полученную продукцию с учетом качества. Расценки установлены за каждый центнер (единицу) продукции (молоко, приплод) и за уход и обслуживание одной головы. Оплата труда работников, обслуживающих скот, продукция от которых поступает в течение всего года (молоко, мясо, приплод, привес) производится по сдельно-премиальной системе по месячным результатам за количество и качество получаемой продукции. Расценки представлены в п. 1.6 данной курсовой работы.
Себестоимость 1 ц молока выросла в 2007 году по сравнению с 2005 годом на 180,5 руб. Наряду с увеличением себестоимости молока, снижается прибыль от реализации на 1 ц молока. Так, если в 2005 году она составляла 36,16 руб., то в 2007 году на 1 ц молока приходился убыток в 136,7 руб. Отсюда следует то, что производство и реализация молока в МУП «Лужок» не рентабельно.
А для повышения эффективности производства и реализации молока на данном предприятии я бы порекомендовала во-первых, увеличивать численность поголовья коров. Во-вторых, как можно больше механизировать основные процессы при производстве молока, а именно раздача кормов. И в-третьих, находить новых более крупных покупателей посредством рекламы товара.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Формы отчетности о финансово - экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса МУП «Лужок» Буйского района Костромской области за 2005, 2006, 2007 года.
2.Положение об оплате труда работников МУП «Лужок» за 2007 год.
3.Агроклиматические ресурсы Костромской области. – Ленинград: Гидрометеоиздат, 1974.
4.Арзумян Е.А. Животноводство – М.: Агропромиздат, 1991.
5.Крисанов А.Ф. Технология производства, хранения переработки, стандартизации продукции животноводства. – М.: Колос, 2000.
6.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие – М.: Инфра-М, 2003.
7.Фисин В.И. Технологические основы производства и переработки продукции животноводства. – М.: Колос, 2003.
8.Шакиров Ф.К. Организация сельскохозяйственного производства. – М.: Колосс, 2002.
9.Шумаков Ю.Н. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК. – М.: Колосс, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7