Рефераты. Методика разработки и выполнения муниципального бюджета

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации – основные фак­торы увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, и, как следствие, расширением социаль­но-бытовой инфраструктуры. В общем объеме территориальных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жи­телей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5-7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части территориальных бюд­жетов. Главными сторонами деятельности территориальных орга­нов власти являются разработка и осуществление планов эконо­мического и социального развития на подведомственной им тер­ритории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населен­ных мест влекут расширение расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Направление расходов территориальных бюджетов РФ харак­теризуют следующие данные (см. Таблицу 3)[19]:


Таблица 3

Расходы территориальных бюджетов РФ за 1997г. (млрд. руб.)


Территориаль-

ные бюджеты

Региональные

бюджеты

Местные

бюджеты

Расходы всего без внутренних оборотов,

468111

200838

267624

из них на:




1.Управление

18885

6598

12287

2.Правоохранительную деятельность

13832

9732

4100

3.Промышленность, энергетику и строительство

19993

16127

3866

4.Сельское хозяйство и рыболовство

21195

15363

5832

5.Транспорт, дорожное хозяйство, связь

19528

10173

9355

6.Жилищно-коммунальное хозяйство

112554

33922

78632

7.Образование и подготовку кадров

96143

20898

75245

8.Культуру и искусство

11057

4841

6216

9.Здравоохранение, физическую культуру и спорт

67305

25577

41728

10.Социальное обеспечение

32661

1452

31209


Следует отметить, что структура расходов отдельных видов региональных бюджетов неодинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его региональным органам различ­ного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и го­родским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяй­ства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народ­ное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные уч­реждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов прихо­дится на финансирование социально-культурных мероприятий.

Классификацию и структуру расходов местных бюджетов Республики Армении в 2001г. можно проследить в следующей таблице[20]:

Таблица 4

Структура расходов местных бюджетов РА в 2001г.

Расходы

Фактически

РАСХОДЫ ВСЕГО


Текущие расходы, в том числе

100,0

Заработная плата работников органов местного самоуправления и подведомственных им организаций

34,6

Процентные выплаты

---

Субсидии

1,1

Текущие трансферты

15,9

Расходы по купле товаров и оплате услуг

48,4

Капитальные расходы, в том числе

100,0

Расходы по капитальным вложениям

26,6

Расходы по капитальному ремонту

73,4

РАСХОДЫ ВСЕГО (без перечислений из административного бюджета фондовому)

100,0

РАСХОДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО БЮДЖЕТА

95,0

РАСХОДЫ ФОНДОВОГО БЮДЖЕТА

5,0

В настоящее время одним из главных направлений исполь­зования финансовых ресурсов должно быть финансирование раз­вития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Территориальным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, и, в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов территориальных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. Если в краевых, областных и город­ских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, поселковых и сельских бюджетах – 60-80%.

В расходах территориальных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов, по проблемам градостроительства, комплексного развития админи­стративно-территориальных единиц, автоматизированных сис­тем управления местным хозяйством и т.д.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов территориальных бюджетов на финансирование на­родного хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, расшире­нием жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунк­тов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуата­ционных расходов. Преимущественный рост крупных городов, где расходы в расчете на одного жителя выше, – также важный фактор роста расходов местных бюджетов. Не следует игнориро­вать и тот факт, что с развитием урбанизации повышаются по­требности жителей малых городов, поселков и сельских поселе­ний, где все в больших масштабах развивается коммунальное хозяйство, торговля и т.д.

Развитие производительных сил, рост производства новых видов химической и биологической продукции, химизация сель­ского хозяйства, увеличение числа городов и городского населе­ния усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нару­шениям природной среды. Это отрицательно сказывается на ус­ловиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окру­жающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих ста­тей расходов территориальных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ве­дет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового со­стояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное фи­нансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно ввиду того, что мероприятия не всегда скоордини­рованы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирова­ния, в том числе за счет территориальных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансиро­ваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и кана­лизации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хо­зяйственной деятельности.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоуст­ройства городов и сел. Этому должно способствовать более ра­циональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии дейст­вующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов незаработанные средства. Целе­сообразно разбить городские территории на участки и сдавать наряды на их обслуживание на конкурсной основе городским специализированным организациями по благоустройству, жилищно-коммунальным организациям, кооперативам. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содейстâîâать экономии средств, но и повышению качества работ по городскому благоустройству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.