2.2. Разработка муниципального бюджета и анализ его доходных и расходных статей
На муниципальные органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориальных бюджетов, их государственной финансовой поддержки, территориального формирования источников и доходов. Исходя из этих принципов доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы — это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступающие в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Термин «регулирование бюджетов» широко применяется в теории и практике бюджетной работы. Государство предоставляет территориальным органам власти сверх имеющихся в их распоряжении закрепленных доходов финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на них функций. Таким образом, государство регулирует все бюджеты, балансирует их доходы и расходы.
Регулирующие доходы — это совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т. е. процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам, средства, полученные из федерального и региональных фондов финансовой поддержки территорий.
Таким образом, это средства, переданные вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона, постановления, решения, распоряжения). Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.
Доходную часть территориальных бюджетов характеризуют следующие данные:
Территориаль-ные бюджеты
Региональные бюджеты
Местные бюджеты
Доходы всего без внутренних оборотов
из них:
433429
254158
179271
1. Налоговые доходы
331524
164550
164974
- прямые налоги на прибыль, доход, из них:
143258
66676
76582
налог на прибыль
69195
42616
26579
подоходный налог с физических лиц
73485
23899
49586
- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда
9236
3849
5387
- налоги на товары и услуги
74166
45693
28473
налог на добавленную стоимость
54094
32760
21334
акцизы
12533
9416
3137
- налоги на имущество
47161
22645
24516
налог на имущество
с физических лиц
462
20
442
налоги на имущество с предприятий
46614
22602
24012
- платежи за использование природных ресурсов
29750
17781
11969
плата за недра
12090
6993
5097
земельные налоги и арендная плата за землю
8402
2843
5559
2. Неналоговые доходы
21280
15158
6122
3. Безвозмездные перечисления
74472
68695
5777
- дотации и субвенции из федерального бюджета
6513
2637
3876
- средства, полученные по взаимным расчетам
23064
22260
804
Êðîìå òîãî, â ìåñòíûå áþäæåòû ïîñòóïèëî 77490 ìëðä. ðóá. â âèäå äîòàöèé, ñóáâåíöèé è ñðåäñòâ ïî âçàèìíûì ðàñ÷åòàì ñ ðåãèîíàëüíûìи áþäæåòàìè.
Что касается муниципальных бюджетов РА, то здесь дело обстоит следующим образом (см. Таблицу 2)[17]:
Таблица 2
Запланированные доходы и выполнение местных бюджетов РА в 2001г.
Доходы
Годовой план
Фактически
Выполнение в %-ах
к плану
Доходы административного бюджета
28123,1
15249,1
54,2
Налоговые доходы, в том числе
11578,2
4527,3
39,1
Налог на имущество
4892,7
2811,4
57,5
Земельный налог
6603,4
1667,8
25,3
Иные налоговые поступления
82,1
48,1
58,6
Пошлины, в том числе
883,4
693,9
78,5
Местные пошлины
497,9
319,5
64,2
Государственные пошлины
385,5
374,4
97,1
Неналоговые доходы, в том числе
3191,7
1665,6
52,2
Плата за аренду земли
1988,1
775,2
39,0
Плата за аренду имущества
157,8
88,5
56,1
Местные платежи
166,7
124,6
74,7
Иные неналоговые доходы
879,1
677,3
Официальные трансферты, в том числе
9561,2
6866,3
71,8
Дотации из государственного бюджета
9411,7
6801,9
72,3
Трансферты, полученные из иных источников
149,5
64,4
43,1
Свободный остаток средств административного бюджета
1084,8
1088,0
100,3
Отчисления фондовому бюджету
1823,8
408,0
22,4
Доходы фондового бюджета
2387,4
848,1
35,5
Целевые перечисления на финансирование капитальных расходов, в виде официальных трансфертов из государственного бюджета (субвенции)
1,5
100,0
Иные целевые перечисления на финансирование капитальных расходов
5,0
Перечисления из административного бюджета
1823,7
Доходы от продажи имущества
492,3
400,3
81,3
Иные поступления
33,0
0,6
1,8
Свободный остаток средств фондового бюджета
31,9
32,7
102,5
Всего (без перечислений из административного бюджета фондовому)
28686,7
15281,2
53,3
Баланс
30510,5
15689,2
51,4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33