Рефераты. Культура XVIII века

Специальные учебные заведения: возник ряд новых учебных заведений: училище при Академии художеств (1764), Воспитательные дома в Москве и Петербурге, Коммерческое училище в Москве, Медицинское училище в Петербурге и другие.

Женское образование: в 1764 г. для дворянских девиц был основан Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (его называли Смольным). Воспитанницы изучали гуманитарные предметы: географию, историю, музыку, танцы, рисование, умение стихосложения, особое внимание уделялось изучению иностранных языков, учили домоводству. В 1765 г. при Институте открылось отделение для мещанских девиц.

Воспитание «новой породы людей»: И.И. Бецкой разработал план создания закрытых учебных заведений на основе сословного принципа для воспитания людей учтивых, благородных, трудолюбивых. Воспитание  и обучение основывалось на гуманистических принципах с отказом от телесных наказаний и принуждений, с учетом склонностей воспитуемых. По плану Бецкого были созданы воспитательные дома и училища. В 1782-1786 г.г. проведена школьная реформа.

Итоги:

В стране сложилась система общеобразовательной школы, она носила закрытый, ограничительный характер и не предоставляла возможностей для получения знаний большинству людей.

Повышение образовательного и культурного уровня дворянства, расширение высшего образования, появление женского образования стало основой для развития многонациональной культуры и формирования дворянской интеллигенции.


3)                 Развитие научных знаний

 

Технические изобретения

Иван Петрович Кулибин

   Проект одноарочного моста через Неву и постройка модели моста, семафорный телеграф.

Иван Иванович Ползунов

   В 1765-1766 г.г. построил двухцилиндровый пароатмосферный двигатель непрерывного действия.

Козьма Дмитриевич Фролов

   Построил водяной двигатель

Харитон Андреевич Чеботарев

   Автор первого русского учебника географии «Географическое и методическое описание Российской империи».

Андрей Тимофеевич Болотов

   Работы по изучению физиологии и размножения растений, один из организаторов русской агрономической науки


4)                 Географические исследования и открытия

 

Даты

Экспедиции

Результаты

1768

   А. Н. Сенявин

   Гидрографическое исследование Азовского моря

1768-1769

   Экспедиция П. К. Креницына и М. Д. Левашова

   Впервые получены достоверные материалы о географии и этнографии Алеутских островов и части полуострова Аляска.

1768-1774

   Академические экспедиции под руководством П. С. Палласа, И. И. Лепехина, И. П. Фалька, Сю Г. Гмелина, И. А. Гильденштедта.

   Исследованы районы Поволжья, Прикаспийской низменности, Урала, Алтая, Сибири, Кавказа и Закавказья. Составлены научные характеристики этих районов.


5)                 Историки второй половины XVIII в.

 

Характерные черты развития исторических знаний

   В обществе усилился интерес к историческому прошлому России. Идет широкий поиск древних круг и рукописей.

   В конце XVIII в. историческая наука активно способствовала формированию общего исторического мышления, его развитию в области литературы и искусства.

Иван Никитич Болтин

   «Хорография Сарептских целительных вод» –    первый в России путеводитель с описанием исторических и археологических памятников.

Иван Иванович Голиков

   Опубликовал «Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам».

Михаил Михайлович Щербатов

   «История России от древнейших времен», «Краткая повесть о бывших в России самозванцах»

Иван Перфильевич Елагин

   «Опыт повествования о России».


6)                 Литература

 

Общие черты развития

Дворянская литература развивалась в русле классицизма, на мену которого приходит сентиментализм. В конце XVIII века происходит отход от классицизма и преодоление сентиментализма и постепенное формирование элементов реализма. Этот процесс раньше затронул драматургию.

Возникли новые жанры: путешествия, чувствительная повесть, детская литература. На первый план выходили прозаические произведения. Усилилась сатирическая направленность. Наряду с художественно литературой получили распространения мемуары.

Шло развитие журналистики. В 60-е годы появилось несколько художественно-литературных, сатирических журналов, но существовали они непродолжительно.

Черты сентиментализма

Сентиментализм возник в России в 60-70-е годы XVIII в. Внимание писателей сосредотачивалось на внутреннем мире героев, на стремлении раскрыть душевные качества, показать оттенки их чувств. Ведущими стали прозаические жанры: семейно-психологический роман, повесть, исповедь, дневники, путевые записки, в лирике – элегии и послания.

С сентиментализмом связано совершенствование литературного языка.


Писатели

Основные произведения

Значение

Гаврила Романович Державин

   «На взятие Измаила», «Памятник», «На переход Альпийских гор», «Властителям и судиям».

   Разрушение канонов торжественной оды, усиление сатирической направленности, обращение к народному творчеству.

Денис Иванович Фонвизин

   «Недоросль», «Корион», «Бригадир», «Жизнь графа Н. И. Панина».

   Создатель жанра общественно-бытовой комедии.

Михаил Михайлович Херасков

   «Венецианская монахиня», «Освобождение Москвы», «Борислав».

   С творчества писателя начиналась история русского сентиментализма.

Николай Михайлович Карамзин

   «Письма русского путешественника», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».

   Основоположник русского сентиментализма. Один из первых обратился к жанру баллады.

        

7)                 Архитектура

 

Общие черты развития

Осуществление широкой градостроительной программы, в значительной мере обновление городских центров.

Получил развитие новый архитектурный стиль. На смену пышному барокко пришел классицизм в ранней форме (1760-1780) и в строгой форме (1780-1800).  На первом этапе сохранялись элементы барокко  и сооружались в основном общественные здания, на втором этапе преимущественно строились городские частные дворцы и усадьбы.

Сложился новый тип усадебного строительства с пейзажными парками и классической архитектурой.

В церковном строительстве появились центрические храмовые композиции.

Черты классицизма

Становление строгого классицизма происходило под влиянием наследия А. Палладио, крупнейшего архитектора эпохи итальянского Возрождения.

Четкий геометрический объем определял форму зданий. Симметричность и компактность композиции. Простота и лаконичность, торжественность и монументальность достигались мощными колоннами в центре здания. Четкость горизонтальных и вертикальных линий, отсутствие скульптурных украшений. Здание венчалось куполом или круглыми надстройками.


Архитекторы

Основные постройки

Александр Филиппович Кокоринов

   Дом Демидова (пер. Гривцова,1), Академия художеств (1764-1788) совместно с Ж.-Б. Деламотом, дворец К. Г. Разумовского.

Жан-Батист Мишель Деламот

   Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Академия художеств, склады Новой Голландии совместно с Чевакинским, дворец графа Чернышова у Синего моста.

Антонио Ринальди

   Дворец К. Г. Разумовского в Батурине, дворец Петра III в Ораниенбауме, Китайский дворец, Гатчинский дворец, Мраморный дворец.

Юрий Матвеевич Фельтен

   Александровский институт, Старый Эрмитаж, Чесменская церковь, Лютеранская церковь св. Екатерины на Васильевском острове, Армянская церковь на Невском проспекте.

Василий Иванович Баженов

   Дом-дворец Пашкова, проект реконструкции московского Кремля и Большого Кремлевского дворца.

Иван Егорович Старов

   Реконструкция Александро-Невской лавры в Петербурге, строительство Троицкого собора, Таврический дворец.

Чарльз Камерон  

   Комплекс сооружений в Царском селе: «Агатовые комнаты», «Висячий сад», интерьеры Большого дворца. Парковый ансамбль Павловска, Павловский дворец.

Джакомо Кваренги

   Английский дворец в Петергофе, здание Ассигнационного банка на Садовой, Эрмитажный театр, Александровский дворец в Царском селе, Мариинская больница в Петербурге, Смольный институт.

Матвей Федорович Казаков

   Здание Правительствующего Сената, здание Московского университета.

Николай Александрович Львов

   Невские ворота Петропавловской крепости, Главный почтамт.


8)                 Искусство

 

Общие черты развития живописи и скульптуры

Преобладающим жанром в живописи оставалось портретное искусство, с которым были связаны крупнейшие достижения. Портрет становится массовым искусством, которое проходит своеобразную революцию:  от парадной торжественности к постепенному психологизму и реализму в изображении характера человека. Особенно ярко черты сентиментализма проступили в творчестве В. Л. Боровиковского.

В пейзажной живописи получили развитие городской и сельский пейзаж. Появились картины, посвященные крестьянскому быту.

Скульптура стала одним из ведущих видов искусства. Развивались все виды скульптуры: рельеф, статуя, декоративно-монументальная, портретный бюст.

В конце XVIII века коллекционирование живописи и скульптуры стало заметным явлением культурной жизни России.


Художники

Основные произведения

Федор Степанович Рокотов

   «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». Портреты великого князя Петра Федоровича, М. Е. Шуваловой, Петра III, Д. Г. Левицкого, В. Е. Новосильцевой.

Дмитрий Григорьевич Левицкий

   Портрет архитектора А. Ф. Кокоринова,  портреты П. А. Демидова, Д. Дидро, М. А. Дьяковой, Екатерины II.

Антон Павлович Лосенко

  «Владимир перед Рогнедой», портреты А. П. Сумарокова, И. И. Шувалова.

Михаил Шибанов

   «Крестьянский обед», портреты Екатерины II. 

Семен Федорович Щедрин

   Виды парков Павловска, Петергофа, Гатчины.

Иван Петрович Аргунов

   Портрет графини А. П. Шереметьевой, «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»

Владимир Лукич Боровиковский

Портреты Екатерины II, императора Павла I, семей Лопухиных, Толстых, Арсеньевых.

Скульпторы

Основные произведения

Михаил Павлович Павлов

   Рельефный портрет академика Леонарда Эйлера, аллегорические барельефы над дверями Академии наук.

Этьенн Морис Фальконе

   «Медный всадник» В 1770 г. Фальконе изготовил модель памятника в натуральную величину. В 1775-1777 г.г. происходила отливка из бронзы. Голова Петра I выполнена ученицей скульптора Мари-Анн Колло. Открытие памятника произошло в 1782 г.

Федор Федорович Гордеев

   «Прометей». Третьей опорой «Медного всадника» являлась змея, отлитая по модели скульптора. Руководил установкой «Медного всадника».

Феодосий Федорович Щедрин

    Бюсты Екатерины II, статуи для фонтанов Петергофа «Персей», «Нева». Создавал скульптурное убранство Адмиралтейства.

         

9)                 Театр

 

Общие черты развития

Театральное искусство вышло из сферы сословного, придворного театра и превратилось в общенациональное. Театр становится самым демократическим искусством. Широкие массы городского населения приобщились к театру

Происходит развитие жанров театрального искусства: комедий, трагедий, драмы, комической оперы. Ведущим жанром в 80-е годы становится комедия.

Наряду с произведениями Вольтера, П. Бомарше, Ж. Мольера, В. Шекспира, Ф. Шиллера в репертуаре театров утверждалась национально-патриотическая тематика, увеличился круг отечественных драматургов.

Расширилось обучение драматическому и оперному искусству.

1765 г. – В Петербурге и Москве сооружались театры «для всенародного увеселения», где выступали любительские труппы.

1773 г. – Создание в Петербурге публичного государственного театра.1786-1786-89 г.г. – Открытие в Петербурге Эрмитажного театра. 


10)  Музыка

 

Общие черты развития

Сложилась русская композиторская школа, появилось множество талантливых отечественных музыкантов-исполнителей. В 60-70-е годы оформилась в качестве самостоятельного жанра русская национальная опера. Основным мелодическим источником для русской оперы стала русская народная песня.

Получила развитие камерная музыка – скрипичная, ансамблевая. Уметь петь или играть на каком-нибудь музыкальном инструменте считалось обязательным для образованного человека.

Больших успехов достигло хоровое искусство. Возник тип русского хорового концерта, в котором использовались достижения оперы, инструментальной музыки, балета и хора.

Достижения музыкальной культуры были обусловлены тесной связью с фольклором и национальной русской музыкой.

1763 г. – реорганизация Придворного театра в Придворную певческую капеллу.

1773 г. – при Московском воспитательном доме открылась балетная школа.

1774 г. – выход в России первого музыкального журнала «Музыкальные увеселения».


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.