Рефераты. Культура XVIII века

В литературе утверждались идеи просвещенного абсолютизма, проявился интерес к античности, усилилась публицистичность. Произошел переход от церковной литературы к светской.

В ходе смешения церковно-славянского и разговорного русского языка возник новый литературный язык, шло формирование единого национального языка.

Наряду с рукописной все чаще появлялась печатная литература, наряду с анонимной – авторская.


Основные жанры

Основные произведения

Приключенческие повести

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о храбром российском кавалере Александре и о любительницах ево Тире и Елеоноре».

Это полностью светские повести. Новым в этих произведениях стало развитие любовной сюжетной линии, повести несли просветительские идеи.

Переводные повести

«История о Меландре, королеве Французской и о курфюрсте саксонском Августе», «Гистория об английском милорде Гереоне».

Стихотворство

Связано с появлением новых жанров: канта и любовной лирики. Кант – вид словесно-музыкального непрофессионального искусства. В поэзии появились метафоры, образы, символы, связанные с традициями европейского Возрождения

Народное творчество

События эпохи нашли отражение в былинах, сказах, притчах (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра» и другие). В народных песнях отражалась демократичность Петра, его простота в общении с народом. В то же время в фольклоре сохранилась враждебность против Петра, особенно в старообрядческой поэзии.


Литература этого периода, сохранив связи с древнерусской литературой, подготовила дальнейшее развитие русского классицизма и определила его национальное своеобразие.


8)               Развитие архитектуры при Петре I

 

Характерные черты градостроительства

Начало перехода к регулярной застройке новых городов (Санкт-Петербург, Азов, Таганрог) улицами, пересекающимися под прямыми углами и с выносом фасадов по линии улиц.

Строительство государственных, военных, производственных и гражданских зданий симметрично. Высокие шпили венчали важнейшие городские здания.

В гражданском правительстве Петербурга широко используется камень. Уделялось внимание освещению, мощению и уборке улиц, проводилось озеленение.

Создано централизованное управление по архитектурно-строительному делу – Комиссия по строению в Санкт-Петербурге.

В Россию были приглашены иностранные архитекторы, что способствовало слиянию западноевропейской культуры с русским зодчеством и формированию архитектурного стиля – петровского барокко. Новым явлением в архитектуры стало сооружение триумфальных арок.  

Черты петровского барокко

·                   Симметрия фасадов, состоящих из трех выступов-ризалитов, одного центрального и двух боковых. Высокое парадное крыльцо.

·                   Высокие крыши с переломами, шпилями, башнями или башенками. Линия кровли усложнялась полукруглыми фронтонами, заполненными декоративным рельефом. Волнообразные или изломанные карнизы.

·                   Вертикальные «лопатки» - ребра-выступы заменяли пилястры и колонны.

·                   Углы зданий либо первые этажи оформлялись «рустом» - имитацией крупных выступающих камней.

·                   Ритмическое расположение проемов, разные формы окон, обрамленных белыми наличниками.

·                   Отштукатуренный фасад окрашивался в два цвета, чаще всего в сочетании красного и белого.

·                   Внутренне убранство решалось по принципу анфилады – ряда примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создавало сквозную перспективу.

Церковная архитектура

В первой четверти XVIII века было построено 22 храма. В строительстве церковных зданий произошло сочетание элементов ордерной системы (колонны, портики, фронтоны) с новомосковским барокко. Храмы были просторными, светлыми, в них присутствовало стремление к высотности, ярусности, использовалась скульптура. Богатый орнамент и башни-колокольни были характерным признаком. Возникли храмы центрической композиции, устремленные ввысь.

Развивалось деревянное зодчество. Всемирную славу получила Преображенская церковь на острове Кижи.

Светское начало в архитектуре получило преобладание над церковным.


Архитекторы

Основные сооружения и проекты

Доменико Андреа Трезини

(1670-1734)

   По проектам архитектора заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, начата постройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть регулярной планировки Васильевского острова, выстроены Летний дворец Петра I, Петровские ворота Петропавловской церкви, здание Двенадцати коллегий, Галерная гавань, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры.

Георг Иоганн Маттарнови

   Начал постройку Кунсткамеры, Партикулярной верфи, составил проект второго Зимнего дворца. Умер в 1719 г. и достройку заложенных зданий осуществил Н. Ф. Гербель. Достройка Кунсткамеры завершена в 1734 г. при участии архитекторов Г. Киявери и М. Г. Земцова.

Н. Ф. Гербель

   По его проекту на берегу Мойки был сооружен Конюшенный двор.

Готфрид Шедель

   Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском острове, при участии Д. Фонтана. Ораниенбаумский дворец А. Д. Меншикова, церковь Ораниенбаумского дворца.

И. П. Зарудный

(1670-1727)

   Церковь Иоанна Воина на Якиманке, церковь архангела Гавриила на Чистых прудах, или Меншикова башня, иконостас Петропавловского собора в Петербурге.


9)               Изобразительное искусство первой четверти XVIII века

 

Общие черты развития живописи

·                   Живопись по характеру стала преимущественно светской.

·                   Художники отходят от иконописной манеры письма и стремятся передать объем предметов и глубину окружающего их пространства; освоение светотени и линейной перспективы.

·                   Началось формирование жанров: батальный, исторический, бытовой, портрет, пейзаж. Самым распространенным стал жанр портрета.

·                   Бурное развитие гравюрного искусства.


Художники

Основные произведения

Иван Никитич Никитин

   «Портрет Петра I», «Петр I  на смертном ложе», «Портрет Натальи Алексеевны», «Напольный гетман», «портрет канцлера Г. И. Головкина»

Андрей Матвеевич Матвеев

   «Автопортрет с женой», портреты И. А. и А. П. Голицыных, участвовал в росписи купола и подкупольного пространства Петропавловского собора.

Алексей Федорович Зубов

   «Васильевский остров», «Панорама Петербурга», «Вид Петербурга»

Скульпторы

Основные произведения

Карло Бартоломео Растрелли

   Бюст А. Д. Меншикова, бюст Петра I, конный монумент Петра I, скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком», «Нептун». Участвовал в отделке интерьеров дворца «Монплезир» и в создании Большого каскада и фонтанов в Петергофе.


10) Театр и музыка при Петре I

 

Театр

1701 г. – школьные театральные представления в Славяно-греко-латинской академии.

1702 г. – первые представления в Москве немецкой труппы И. Кунста и русских актеров, определенных в ученики.

1702-1707 г. – постройка в Москве на Красной площади публичного театра.

1705 г. – студенты Киево-Могилянской академии поставили трагикомедию Ф. Прокоповича «Владимир», первую отечественную пьесу, посвященную борьбе киевского князя с язычниками.  

Музыка

1721 г. – создание в Москве Синодального хора. Выступления в Петербурге оркестра герцога Голштинского.

Быстро распространялась танцевальная музыка. Танцевали менуэт, аллеманду, сарабанду, савош – танцы, пришедшие с Запада.


11) Итоги преобразований Петра I в культурной сфере

 

Произошел подъем просвещения, науки и культуры. Упрочились научно-технические и культурные связи России с другими странами. Изменения в быту, вытеснение церковного мировоззрения способствовали проникновению просветительских взглядов. Вместе с тем Петровские реформы не затронули глубинных слоев населения, возник разрыв между европеизированной верхушкой и остальным обществом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.