Рефераты. Культура XVIII века

        

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В 20-Х – НАЧАЛЕ  60-Х Г.Г. XVIII в.

2)                 Просвещение и школа

 

Общие черты развития образования

В 20-х – начале 60-х г.г. XVIII века произошел переход от массовой светской школы к системе закрытых сословных учебных заведений. Сеть духовных учебных заведений постепенно теряла всесословный характер и приобретала черты сословной замкнутости. Возникли художественные и театральные учебные заведения. Формировался слой отечественных преподавателей. К активной деятельности в области образования приобщались выходцы из купечества, мещанства, духовенства. Во всех учебных заведения введен обязательный предмет – Закон Божий.

В 1755 году был открыт Московский университет, идея его создания принадлежала М. В. Ломоносову. В университете имелось три факультета: философский, медицинский, юридический. Преподавание шло на русском и латинском языках.

В 1757 году по проекту И. И. Шувалова была учреждена «Академия трех знатнейших художеств», имевшая отделения живописи, скульптуры и архитектуры.

Новые учебники: Эйлер Л. «Руководство к арифметике для употребления в гимназии…», «Геометрия», Бакмейстер Л. «Краткое руководство географией», Ломоносов М. В. «Российская грамматика»,  Курганов И. Г. «Универсальная арифметика».


3)                 Наука и техника

 

Научным центром страны была Академия наук. Основными направлениями ее деятельности являлись физико-математические и естественные науки. Академия наук организовала ряд экспедиций по изучению территории страны, готовила новые научные кадры, выпускала ежегодно научный журнал и была единственным издателем научной, научно-популярной и художественной литературы.

В Академию наук были приглашены иностранные ученые, среди них Д. Эйлер, Н. и Д. Бернулли Г. Ф. Миллер и другие. Постепенно появились отечественные ученые.


Математика, физика, химия, естественные науки

 

Леонард Эйлер

   Создал уникальную энциклопедию физических и философских знаний, изложенных популярно – «Письма о разных физических и философских знания, писанные к некоторой немецкой принцессе».

 

Даниил Бернулли

   «Механика или наука о движении, изложенная аналитически» (на латинском языке). «Гидродинамика», исследование по теории  движения жидкостей.

 

Георг Вильгельм Рихман

   Один из основоположников науки о теплоте и электричестве, вел работы по теории жидкостей, положил начало развитию практической теплотехники.

 

Дмитрий Иванович Виноградов

  Создатель отечественного фарфора.

 

Михаил Васильевич Ломоносов

   Создал первую в России химическую лабораторию, положил начало новой науке – физической химии, сформулировал принцип сохранения материи и движения, создал фабрику цветного стекла.

 

История

 

Василий Никитич Татищев

   «История Российская с древнейших времен», излагавшая события до 1577 г. Татищев положил начало научному изучению истории Отечества, подготовил публикации источников «Русская правда», «Судебник 1550 г.».

 

Развитие техники

1735 г.

   Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины отлили самый большой в мире колокол – «царь-колокол».

1745 г.

   М. В. Ломоносов создал действующую модель вертолета.

1749 г.

   В Петербурге введено первое центральное отопление горячим воздухом.


4)                 Географические исследования

Даты

Экспедиции

Итоги экспедиций

1725-1732

   Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга, поиск путей в Индию и Китай.

   Определена протяженность Сибири с запада на восток, доказано существование пролива между Азией и Америкой.

1733-1741

   Вторая Камчатская, или Великая Северная, экспедиция по исследованию Сибири и поиске путей к Америке и Японии. Экспедиция В. Беринга и А. И. Чирикова.

   Закладка Петропавловска на Камчатке, открытие Алеутских и Командорских островов, северо-западного побережья Аляски.

1738-1741

   Экспедиция М. Шпанберга к японским островам.

  

Экспедиция С. П. Крашенинникова по Камчатке.

   Открыт путь от Камчатки к Японии, описана гряда Курильских островов.

   Описание полуострова, быта и жизни местных племен.  

Картографические труды и итоги научных исследований

1727

   И. К. Кирилов завершил первое полное экономико-географическое  описание России – «Цветущее состояние Всероссийского государства»

1731

   Соймонов Ф. И. «Описание моря Каспийского»

1737

   Издание «Атласа Всероссийской империи»


5)                 Литература

 

Общие черты развития литературы

Завершился переход от средневековой жанровой системы к жанрам, связанным с европейскими направлениями барокко и классицизма.

Литература освобождается от церковного духовного влияния. В ней утверждались идеи гражданственности, просветительские тенденции, усилилась сатирическая направленность.

Сложился русский классицизм, ставший одним из национальных вариантов общеевропейского классицизма.

Формировался русский литературный язык.

Черты классицизма

Классицизм – художественный стиль в Западной Европе, возникший в XVII в. и обращавшийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В России возник в 30-е годы XVIII в.

В классицизме утверждалась идея главенства государства над интересами отдельной личности, что обусловило в нем преобладание греческих мотивов.

Строгая классификация жанров: высокий – трагедии, оды, эпопеи; средний – драмы, послания, элегии, сатиры; низкий – комедии, басни, лирические песни. Смешение жанров не допускалось, ведущий жанр – трагедии.

Закон трех единств (единство действия, единство места, единство времени).

Особенности русского классицизма

Преобладание героических и патриотических мотивов, повышенное внимание к сюжетам отечественной истории. Воплощение образа нового человека – гражданина и патриота. Создание своего образа идеального монарха – Петра Великого.

Тесная связь с просветительской философией, утверждавшей естественное равенство людей, внесословную ценность человека. Чрезвычайное усиление общественно-политической сатиры, связь с народным творчеством, традициями национальной культуры.

Развивались разные жанры, но ведущими были трагедии и оды. Формирование русского классицизма связано с творчеством А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.


Писатели

Основные произведения

Значение

Антиох Дмитриевич Кантемир

   9 сатир, среди них «На хулящих учения»  –  защита просвещения, борьба с невежеством духовенства. «На зависть и гордость дворян злонравных»  –  идея  внесословной ценности человека.

   Родоначальник русского классицизма, основоположник сатирического направления. Тесная связь сатир с современностью, широкое использование русских пословиц и поговорок.

Василий Кириллович Тредиаковский

   Перевод любовного романа П. Тальмана «Езда в остров любви», «Стихи, похвальные России». «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

   Впервые в русской литературе выступил со сборником любовной лирики. Первая похвальная ода, написанная по правилам европейского классицизма. Положил начало политической и патриотической лирике, создал русскую литературную песню.

Михаил Васильевич Ломоносов

   «Письмо о правилах российского стихотворства», «Риторика», «Российская грамматика», «Письмо о пользе стекла».

   Завершил теоретически и практически реформу русского стихосложения, установил грамматические и стилистические нормы для своего времени и определил пути дальнейшего развития русского литературного языка. Разработал жанр патриотической оды.

Александр Петрович Сумароков

   Две эпистолы «О русском языке», «О стихотворстве», автор од, элегий, любовной лирики, сатир, басен. Трагедии: «Хорев», «Мстислав», «Дмитрий Самозванец», комедии: «Опекун», «Лихоимец», «Нарцисс» и другие.

   Теоретик классицизма. Основатель русской национальной драматургии, создавший образцы разных жанров. Положил начало сатирической комедии, способствовал развитию песенного жанра и басен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.