Анализ
системы управления. Успех деятельности фирмы зависит от системы управления,
которая имеет решающее значение в достижении целей и задач, стоящих перед предприятием.
Поэтому возникает необходимость в проведении исследований, позволяющих
совершенствовать существующую в фирме систему управления. Исследование системы
управления включает сбор, обработку и анализ данных с целью повышения
результативности управления. Результатами исследований системы управления
являются разработки, использующиеся при выборе и реализации стратегии и тактики
деятельности фирмы, построении новой и/или совершенствовании действующей
системы.
Система - это организованная
совокупность подсистем и их элементов, находящихся во взаимодействии и
образующих единое целое. Любое предприятие (компания) является системой, то
есть представляет собой целое, состоящее из взаимозависимых подсистем.
Элементами управляющей подсистемы
являются подразделения (работники), участвующие в процессе управления, и их
взаимосвязи.
К основным характеристикам
элементов управления относятся: функции, методы, технологии управления,
организационная структура управления, информационное обеспечение, технические
средства управления, кадры управления, управленческие решения.
Функции управления - это виды деятельности,
которые определяют дифференциацию (разделение) и интеграцию (кооперацию)
управления, необходимые для повышения качества управления и экономии времени.
Методы управления - это способы и приёмы
воздействия на отдельные элементы управления, обеспечивающие эффективное
использование ресурсов для достижения конечной цели управления.
Технология управления - это управленческий цикл,
включающий в себя подготовку, принятие и реализацию решений, осуществляемых
одним или несколькими звеньями управления, с учётом определённой формы
реагирования элемента на управляющее воздействие (обратная связь).
Организационная структура
управления -
упорядоченная совокупность взаимосвязанных звеньев управления, обеспечивающих
функционирование и развитие предприятия как единого целого.
Звенья управления отличаются
размерами, назначением, функциями, информационным насыщением, способами
передачи информации и мерой участия в процессах управления. Звеньями системы
управления могут быть как отдельные работники, так и отдельные службы и
подразделения. В зависимости от соотношения полномочий и функций управления
различают звенья:
· линейное, при котором объём
полномочий равен объёму функций. Руководитель принимает решения по всем
функциям управления;
· функциональное, при котором
объём полномочий существенно меньше объёма функций. Часто такое звено
разрабатывает варианты решений, но не принимает их, передавая принятие решений
линейному звену;
· линейно-функциональное, при
котором объём полномочий ограничен частью объёма функций. К таким звеньям
относят должности главного инженера, главного экономиста, главного технолога и
тому подобное;