Рефераты. Иконография Екатерины II

С. Торелли обращается к образу Екатерины – мифологической покровительницы искусства и  создает  портрет  Екатерины II  в образе Минервы, покровительницы искусств» ( ГРМ, 1770 г.). На переднем плане представлена императрица в образе Минервы – богини Мудрости. Гордо шествующая   императрица  широким жестом  демонстрирует результаты своих трудов.  За ее спиной изображены две женские фигуры, олицетворяющие аллегорию войны и мира. Справа от  Екатерины автор написал три  женские фигуры - аллегории  живописи, скульптуры и архитектуры.  Рядом с императрицей сидит муза истории Клио, ведущая исторические записи. Над ней склонился Сатурн, который олицетворяет время.    Картина выполнена  в характерной для рококо  цветовой гамме -   голубых разбавленных белым  тонах,  с яркими  красными пятнами одежд императрицы.

К этой же  теме  обращается  и  австрийский живописец Иоганн – Батист Лампи Старший.  Он пишет портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Сатурна и Истории ( не позднее 1793г, ГРМ). « Пышные, как в барокко, тяжеловесные формы, в которых воплощены устоявшиеся в коронационных портретах мотивы», [105]   И  если  портрет Торелли  выполнен на фоне  пейзажа, что приближает его к своего рода аллегорической картине, то Лампи  пишет  Екатерину в  классической форме парадного портрета: в торжественных,   насыщенных  коричнево-красных тонах,  на фоне богатых  драпировок  с традиционной красной подушкой, на которую уложена императорская корона.   На его портрете Екатерина  стоит на постаменте,  возвышаясь над Сатурном и Историей.

  В  античной мифологии Сатурн · один из древнейших римских богов.   Согласно мифам, Сатурн научил людей земледелию, виноградарству и цивилизованной жизни, вот почему вся римская земля - "земля Сатурна".  В честь него отмечались праздники, в ходе которых  господа и слуги менялись своим положением. Эти праздники рассматривались как воспоминание о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства -  золотом веке, и пользовались  популярностью.  Но даже сам великий Сатурн  на портрете Лампи располагается у ног  божественной императрицы, величие  и добродетель которой призвано «подчеркнуть неизменность счастливого бытия « под сению Екатерины»[106].  Великие дела, которые она творит на благо Отечества,  призвана записывать  муза Истории.   

 Одно из центральных мест в ряду императорских изображений занимает полотно Д.Г. Левицкого  Портрет Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия (ГРМ, 1783г) . Известно, что этот портрет был заказан князем Безбородко  для его нового дома.    Для написания портрета Левицкий использовал иконографический тип Рокотова.

Екатерина II   представлена  в храме   богини Правосудия – Фемиды. Она изображена с орденом св. Владимира,  облачена в платье, напоминающее древнеримские одежды, вместо императорской короны голова ее увенчана  лавровым венцом.  Екатерина  в виде жрицы   стоит у подножья статуи богини Фемиды, и сжигает на жертвеннике маковые цветы. У ног императрицы лежат книги, на которых разместился орел.  На заднем плане за колонной виднеется море, по которому плывет корабль, увенчанный российским  флагом, где на военном щите изображен жезл Меркурия.  

Аллегорическую программу портрета разработал литератор и архитектор  Львов.  В ней изложены философские представления о роли просвещенного  монарха.

По внешним признакам – это парадный  императорский портрет  в рост,  с традиционной колоннадой и драпировками.  Однако, по сути, это уже  «аллегорическая  картина, написанная по  правилам, изложенным в книге «Символы и эмблемы» [107] 

В портрете Екатерины II – законодательницы в храме богини Правосудия,   выделены  три  основных  эмблематических плана этого произведения -  корабль, сжигание маковых цветов и «предстояние» [108] императрицы перед статуей богини Фемиды.

Если обратиться  к внешнеполитическим событиям 1770-1780-х годов, то это время русско-турецких  войн (1786- 1791г.г.).  В ходе этих войн  Россия получила  право на строительство военно-морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли проходить через проливы, к ее территории был присоединен Крым.

И не случайно одной из важных аллегорий этой картины является корабль. Со времен античности, корабль – символ государства.  Следовательно, в данном случае это символ России как морской державы.     С распространением христианства    морское судно - бороздящее морские просторы, символизировало  так же   и христианскую церковь. Символ распространения христианство выражается в том, что  Екатерина изображена с  орденом св. Владимира крестителя Руси.

Замена же традиционного Андреевского флага на корабле, флагом с изображением жезла Меркурия, символизирует  «защищенную торговлю» [109]. Императрица выражала готовность обеспечить безопасное торговое судоходство между европейскими державами, невзирая на позиции воевавших в то время стран – Англии, Франции и Испании . 

Намерение  императрицы служить  России,   выражено в жесте ее руки, указывающей на алтарь, а  сжигаемые маки   символизируют  «идею утраты «драгоценного покоя»[110] царствующей монархини, ее неустанных забот  о государственном благе.    

В сцене сжигания маков  так же выражена непреклонность государственной российской политики  в период русско-турецкий войн. Цветы мака – эмблема Ночи, Равнодушия, Неведения, Сна.  И предание их огню – идея служения Отечеству.  

Политические устремления Екатерины   требовали мобилизации всех ресурсов государства – военных, хозяйственных, интеллектуальных.  А успех внешнеполитических дел зависел от   эффективности внутренней политики  и государственного реформирования, основные идеи которого  императрица изложила в своем «Наказе» - своде российских законов.   И перед лицом самой Фемиды – богини Правосудия Екатерина  демонстрирует   свой выбор – отдать себя  на благо России. Орел у нее ног – знак   подтверждения  мудрости  и правильности этого выбора.

 Екатерина  Левицкого  представлена «неким «орудием Правосудия»[111] -   ее фигура, жесты рук,  легкий наклон корпуса вправо   уподобляют  ее  атрибуту правосудия – весам « оба конца» которых (чаши) вверены ее государственному попечению» [112]. Она сама  дает  стране законы и сама же является гарантом их безусловного  соблюдения. Она сама  в одном лице законодатель и судья – богиня   Справедливости и Правосудия. 

Таким образом, такое «непортретное»[113] содержание этого полотна сближает это произведение с исторической картиной  классицизма, прославляющей идеального героя. Портрет Екатерины II  – законодательницы в храме богини Правосудия показывает, каким должен быть  идеальный монарх- «первый гражданин отечества»[114], истинно радеющий за благо своих подданных.


         Иконография камерного  портрета  Екатерины  II


В XVIII веке господствующим  в системе живописных жанров был парадный портрет. В  концепции парадного портрета  образ  представлялся преимущественно «в доминанте общего над личным» [115]  и   был лишен индивидуальности.

Вместе с тем  стремление  живописцев  к пониманию духовного мира человека,  предопределило их внимание  к человеку «домашнему»[116], что дало толчок к формированию частного или камерного портрета. 

К концу XVIII века  возникает такое направление в живописи, как сентиментализм.  Художники сентименталисты  в  изображении  человека   стремились раскрыть его естественность, что понималось ,   как внутреннее, гармоничное согласие человека и природы и  «как единственно необходимое условие чувствительности – высшей добродетели души»[117]

Это направление русской живописи коснулось и иконографии Екатерины II.   Наиболее ярким русским художником-сентименталистом был  Владимир Лукич Боровиковский.  Ученик Д.Г. Левицкого и И.-Б Лампи, Боровиковский - первый русский живописец,  в творчестве которого  ярко проявилось новое понимание портретных задач.          Портрет Екатерины II  на прогулке в Царскосельском парке (ГТГ,  1794 г.) – «первый пример  такого интимного толкования царского портрета» [118].

В отличие от Екатерины- Минервы Торелли, Екатерины – Фемиды  Левицкого, Екатерина Боровиковского -  изображена «старушкой «казанской помещицей»[119], гуляющей  в саду с любимой левреткой.

Идея «портрета- прогулки»[120] была подсказана художнику  Г.Р. Державиным,  присутствующим в качестве секретаря на утренних прогулках императрицы.  В платье Екатерины Боровиковскому позировала  камер-фрау М. Перекусихина.

Пожилая дама в теплом голубом капоте и чепце прогуливается в сопровождении любимой левретки по Царскосельскому парку. И хотя фигура ее не потеряла величавости, но походка слегка отяжелела, и дама предпочитает опираться на тросточку. Императрицу, превратившуюся в частное лицо и «переданную с домашней непринужденностью»[121], художник  изобразил   не на фоне традиционных для императорского портрета  драпировок, а на лоне природы.  В глубине, среди глади озера с плывущими лебедями отчетливо видна Чесменская колонна

 ( а в другом варианте – повторении из ГРМ – за спиной Екатерины возвышается Кагульский обелиск).   Пейзаж на полотне Боровиковского  отличается «почти фотографической точностью»[122] . Художник  удивительно естественно и   поэтично передает  зеркальную гладь  воды и  свисающие над ней ветви деревьев,   неподвижные очертания кустов. Он четко выписывает  стволы и ветви деревьев, ярко  насыщенные зеленым   лапы елей  сочетаются с мягкой,  зеленеющей, имеющей  в отдельных местах рыжеватый оттенок  листвой деревьев.   Желтоватые тона  слегка пробиваются и сквозь голубизну утреннего неба,  окрашенного у горизонта  в розоватые оттенки.  Синее, с зеленоватым отливом, одеяние императрицы, как нельзя лучше сочетается с  голубыми тонами неба и с немного увядающим цветом зелени.  На этом портрете Боровиковский  обнаруживает «настоящий дар живописца, владеющего методом сложных лессировок и тонального объединения различных цветовых оттенков» [123].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.