Посредством учетной политики осуществляется процесс либерализации системы бухгалтерского учета и происходит совершенствование нормативной системы по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, а также разрешаются противоречия действующего законодательства. Кроме того, стоит отметить, что учетная политика организации, являясь совокупностью способов бухгалтерского учета, является также важным инструментом налогового планирования.
Только что созданная организация должна оформить учетную политику до сдачи первой бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Однако использовать положения учетной политики нужно с момента государственной регистрации предприятия. Следовательно, составить учетную политику нужно еще до регистрации предприятия, а утвердить – в указанные сроки.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом, положения учетной политики организации должны применяться всеми ее обособленными филиалами и представительствами, независимо от их местонахождения.
Ответственным за организацию бухгалтерского учета на предприятии является руководитель. Именно он принимает решение о том, как нужно вести учет. В зависимости от сложности хозяйственных операций, количества работников, наличия обособленных подразделений и объема работ вести учет могут:
- бухгалтерия, под руководством главного бухгалтера;
- один бухгалтер, состоящий в штате организации;
- специализированная организация (аудиторская фирма) или бухгалтер-специалист, работающий по договору гражданско-правового характера.
Выбранный способ должен быть указан в приказе об учетной политике. Кроме того, необходимо пояснить, какую форму бухгалтерского учета будет использовать предприятие.
Основными формами ведения бухгалтерского учета являются:
- журнально-ордерная;
- мемориально-ордерная;
- упрощенная;
- автоматизированная.
Учетная политика должна быть оформлена соответствующим организационно-распорядительным документом предприятия и утверждена приказом или распоряжением по предприятию. При этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
2) формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4) методы оценки активов и обязательств;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;
6) порядок контроля хозяйственных операций;
7) другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В учетной политике обычно принято отражать только те вопросы, решение которых в соответствие с действующим законодательством по бухгалтерскому учету возложено, на сам субъект хозяйствования. То есть, в тех случаях, когда предприятие само может выбирать тот или иной способ учета. Так, если у предприятия есть основные средства, то необходимо определить, на основе какого метода вы будите начислять на них амортизацию. Законодательство разрешает использовать четыре различных метода.
Потенциальными пользователями, анализирующими учетную политику предприятия, являются: руководитель организации, так как он утверждает учетную политику; бухгалтер организации, так как формирует учетную политику и выполняет ее в своей работе, аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки, и с нее обычно начинается сам процесс проверки; налоговая инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.
Под организацией работы бухгалтерии понимается определение статуса бухгалтерской службы в системе управления, организационная форма службы, порядок начисления и увольнения главного бухгалтера, его права и обязанности; состав учетных подразделений; взаимодействие бухгалтерии с другими службами.
Форма бухгалтерского учета указывается в приказе по организации исходя из специфики деятельности организации, имеющегося парка вычислительной техники и квалификации учетного персонала.
Рабочий план счетов должен быть разработан на основе единого плана счетов, учитывать специфику работы конкретного хозяйствующего субъекта и потребности в аналитической информации для целей управления.
Под системой внутреннего учета и контроля понимаются состав, формы, периодичность составления внутрихозяйственной отчетности ее пользователям; график документооборота; разделение функций по осуществлению хозяйственной деятельности от учетных; установление персональной ответственности работников; порядок использования бланков строгой отчетности; организация и ответственность за хранение ценностей; организация охраны и внезапных проверок; подготовка и переподготовка персонала.
В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организации и для внешних пользователей она является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Внутренний контроль за выполнением учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией (если таковая создается в организации), причем задачи контроля у этих органов различны: первая сосредоточивается главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения их влияния на конечные результаты деятельности организации, а также точности соблюдения выбранной учетной политики службами и отдельными исполнителями; вторая наблюдает за учетной политикой в интересах собственников организации, т. е. за тем, насколько принимаемые администрацией решения реализуют цели собственников.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме, информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственной относящейся к опубликованным материалам.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения о непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию объяснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой учетная политика была раскрыта.
На основе действующих общих правил ведения бухгалтерского учета, нормативных документов предприятия, организации имеют право самостоятельно формировать следующие элементы учетной политики:
1. Выбор используемых учетных регистров, последовательность записи в них (формы бухгалтерского учета);
2. Составление рабочего плана счетов на основе типового Плана счетов;
3. Выбор варианта синтетического учета производственных запасов и их оценки;
4. Установление метода оценки потребленных производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства;
5. Определение стоимостного предела отнесения предметов к основным средствам и к МБП;
6. Установление порядка начисления износа по основным средствам;
7. Установление порядка начисления износа по нематериальным активам;
8. Установление способа начисления износа по МБП;
9. Выбор способа группировки и списания затрат на производство;
10. Установление способа учета выпуска продукции (работ, услуг);
11. Выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции;
12. Выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;
13. Формирование резервов;
14. Порядок списания затрат по ремонту;
15. Выбор метода определения выручки от реализации;
16. Порядок учета курсовых разниц;
17. Варианты распределения и использования чистой прибыли.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать ряд обязательных реквизитов.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после её окончания.
Согласно ст. 9 «Первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета» Закона о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, каждый первичный документ должен содержать обязательные реквизиты:
1.Наименование документа;
2.Дата и место составления документа;
3. Название организации, составившей документ;
4.Содержание хозяйственной операции и единицы измерения хозяйственной операции;
5. Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
6. Личные подписи этих лиц либо другие данные, которые дают возможность идентифицировать личность, которая принимала участие в совершении хозяйственной операции.
Учетная политика предприятия подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией предприятия. Следовательно, сформированная учетная политика документально оформляется в виде Приказа об учетной политике, к которому, в случае необходимости, составляются дополнительные документы. Юридическую силу Приказ об учетной политике приобретает после утверждение его руководителем предприятия.
3. Методологическое обеспечение бухгалтерского учета относительно учетной политики.
В Украине с принятием Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» фактически уже одобрены МСФО в качестве основы для создания национальной нормативной базы. Национальные П(С)БУ не только не противоречат МСФО, но и адаптируют их нормы к условиям Украины. По многим вопросам МСФО предусматривают многовариантные подходы к решениям. Некоторые из них не отвечают законодательству Украины, некоторые – экономическим условиям. Таким образом, использование МСФО «в чистом виде», без адаптации к реальной ситуации, в Украине проблематично. Принятие МСФО в качестве национальной нормативной базы будет требовать создания определенной инфраструктуры их применения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7