Рефераты. Формирование учетной политики предприятия

§                    периодичности определения средневзвешенной себестоимости единиц запасов;

§                    порядок учета и распределения транспортно-заготовительных расходов;

§                    отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

§                    метод учета активов (историческая себестоимость, справедливая себестоимость)

§                    методов амортизации необоротных активов;

§                    качественных характеристик предметов, которые входят в состав малоценных необоротных материальных активов;

§                    класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета;

§                    периодичности застрахования сумм дооценки необоротных активов к нераспределенной прибыли;

§                    метода исчисления резервов сомнительных долгов;

§                    перечня создаваемых обеспечений будущих выплат и платежей;

§                    дату определения ступени завершенности работ по строительным контракта;

§                    периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

§                    отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

Распорядительный документ об учетной политике может быть принятый как базисный на время деятельности предприятия, в который, за необходимостью, могут вноситься изменения. В случае внесения изменений, которые по объему охватывают большую часть текста либо же значительно влияют на её содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью издать в новой редакции. 

Учетная политика и её изменения раскрываются в примечаниях к годовой финансовой отчетности в описательной форме либо прикладываются копии распорядительного документа об установлении изменений в учетной политике предприятия. [16]

Учётную политику предприятия обязаны знать:

    1.  руководитель  предприятия;

    2.   бухгалтер  предприятия;

    3. аудитор,  поскольку  учётная  политика  является  одним  из  объектов исследования, с изучения которых начинается процесс аудиторской проверки;

     4. налоговый инспектор, ведь от большинства принципов  учётной  политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Процесс формирования учетной политики состоит из следую­щих последовательных этапов:

1)                                  определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

2)                выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится отбор способов ведения бухгал­терского учета;

3)                обоснование исходных положений построения учетной по­литики;

4)                идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета для каждого объекта;

5)                                  выбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией;

6)                                  оформление избранной учетной политики.

Последовательность этапов формирования учетной политики может быть только такой, поскольку каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего. На первом этапе уста­навливается предмет учетной политики, ибо конкретная организа­ция имеет присущую только ей совокупность объектов бухгалтер­ского учета (фактов хозяйственной жизни). В зависимости от со­става объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на раз­работку учетной политики. Третий этап подразумевает анализ общепризнанных допущений (требований, принципов) в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем эта­пе совокупности факторов, при адекватности которых эти допуще­ния закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения бухгалтерского учета (отбор ведет­ся из множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на третьем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора). Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для организации посредством по­верки каждого отобранного на предыдущем этапе способа систе­мой  соответствующих критериев.  На  шестом,  заключительном, этапе избранная  учетная  политика  получает  соответствующее оформление, с тем чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, то есть, другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах.

Учетная политика строится таким образом, чтобы бухгалтерский учет велся рационально и экономно, сообразно размерам организа­ции и масштабам ее деятельности. Выбор тех или иных способов ве­ления учета подразумевает сопоставление затрат и выгод, связанных с их применением. Например, использование каких-либо сложных способов распределения косвенных расходов в малых организациях ведет лишь к большим затратам, но никак не гарантирует пользовате­лям бухгалтерской отчетности ее достоверность.

Выбор способов ведения учета бывает сопряжен с необходимо­стью отдать предпочтение тому или иному требованию. Например, способы, обеспечивающие полноту учета фактов хозяйственной жизни, могут не вполне отвечать такому требованию, как рациона­льность, и наоборот. Для обеспечения своевременности информа­ции порой бывает необходимо поступиться полнотой и надежно­стью данных; в то же время ожидание того момента, когда все де­тали хозяйственной операции станут точно известны, позволяет достичь надежности информации, но делает ее бесполезной для своевременного принятия решений пользователями.

В подобных ситуациях руководство и специалисты организа­ции должны оценить степень влияния избираемого способа на по­лезность финансовой информации и решить, какому требованию отдать предпочтение. Относительная важность отдельных требова­ний в разных хозяйственных условиях определяется профессиона­льным суждением.

Иными словами, чаще всего формирование учетной политики есть процесс достижения баланса между назван­ными требованиями-принципами.

Как уже отмечалось, учетная политика формируется путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из неско­льких допускаемых общепризнанными стандартами. Если послед­ними не установлены способы ведения учета тех или иных объектов, организация сама разрабатывает соответствующие процедуры исходя из общих требований к учетной политике.

В такой ситуации возможно использовать три варианта определения учетной полити­ки: 1) по аналогии со сходными операциями; 2) исходя из общих определений и критериев; 3) на основе признанной практики. В первом случае речь идет об ориентации на требования, приня­тые для учета сходных операций, и общие принципы системы бух­галтерского учета. При этом рассматриваются правила, которые не­посредственно не регулируют конкретный вопрос. Сходство опера­ций устанавливается на основе профессионального суждения. Во втором случае источником учетной политики организации по неурегулированному вопросу выступают общие определения и крите­рии признания, описанные, в частности, в бухгалтерском законодательст­ве. Эти определения и критерии могут быть использованы, например, при установлении того, капитализировать (и в какой момент) объект либо списать его в расход. Третий предложенный вариант ориентирует на общепризнан­ную практику разрешения конкретных вопросов, однако он допус­тим лишь в том случае и в той степени, в каких отраслевая практи­ка не противоречит духу и логике нормативных актов по бухгал­терскому учету.

Во всех случаях должно быть выдержано одно важнейшее усло­вие – единство учетной политики в организации, т. е., другими сло­вами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на еди­ных основах. Это означает, во-первых, применение избранных способов всеми структурными подразделениями организации, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их располо­жения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ, хотя в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов в зависимости, например, от условий заключенных хозяйственных договоров.

В соответствии со статьей 4 Закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" изменение учетной политики возможно только в случаях, предусмотренных национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, и должно быть обосновано и раскрыто в финансовой отчетности. Вопросы изменений учетной политики урегулированы Положением (стандартом) бухгалтерского учета 6. Согласно пункту 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6 учетная политика может изменяться помимо прочего и тогда, когда такие изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия. Действующее законодательство не содержит ограничений относительно сроков и частоты проведения изменений учетной политики. Если руководство предприятия считает, что в случае изменений учетной политики будут выполнены условия пункта 9 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 6, такие изменения могут происходить в течение календарного года. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года. [10]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.