Следует обратить внимание на то, что среди научных работников нет единого мнения относительно определения термина «учетная политика». Одна группа авторов толкует учетную политику как совокупность способов ведения бухгалтерского учета, которые были выбраны предприятием. [12, c. 30] Вторая группа под учетной политикой понимает принципы и правила ведения бухгалтерского учета в определенной организации. [10, c.109]. Третья группа придерживается мнения, что учетная политика совокупность форм и методов ведения бухгалтерського учета на предприятии. [11, c 182-183]
По мнению И. Стефанюка и Л. Ловинской, определение учетной политики, данное С. Свирко, является наиболее содержательным: «совокупность учетных принципов, методов, процедур и мероприятий для обеспечения качественного, непрерывного прохождения информации от этапа первичного наблюдения к обобщающему – составлению отчетности».[19, c.26]. Если обобщать все приведенные определения, то выйдет следующее: учетная политика субъекта хозяйствования – это совокупность принципов, методов и процедур, используемых субъектом хозяйствования для ведения текущего учета, составления и предоставления финансовой отчетности в пределах, определенных Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», положениями (стандартами) бухгалтерского учета, другими нормативными документами, утвержденными Министерством Финансов и другими органами исполнительной власти после согласования с Министерством финансов. [18, с. 23]
Нужно заметить, что вопрос учетной политики предприятия не отработан достаточно в теоретическом плане. Чтобы донести его до практики вопрос учетной политики предприятия, целесообразно разработать отдельный нормативный документ П(С)БУ «Учетная Политика». Примером может служить Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», которое утверждено Министерством финансов Российской федерации (от 9 декабря 1998г.) [13] В ней четко очерчено, как должна определяться учетная политика, порядок её раскрытия и внесение изменений. Стандартизация подхода к определению, утверждению и раскрытию учетной политики на предприятиях и в организациях упорядочит ведение бухгалтерского учета, не ограничивая субъектов хозяйствования в выборе предусмотренных нормативной базой способов, методов и форм бухгалтерского учета.
В литературных источниках, кроме освещенного толкования учетной политики, есть еще одно, появившееся именно в отечественной научной литературе. Это подход к учетной политике как категории национальной системы бухгалтерского учета. Так, М. Пушкарь пишет, что учетная политика в Украине состоит из двух уровней: государственных органов по развитию системы учета и отдельных предприятий по обеспечению надежной финансовой отчетности. Кроме того, он определяет отдельные элементы учетной политики: теорию, методологию, технологию, организацию.[14]
Учетная политика может рассматриваться в двух аспектах. Первый аспект – это учетная политика государства в отношении предприятия. При этом законодательно регулируются и устанавливаются нормативными актами такие составляющие, как принципы отчетности, её формы, критерии признания отдельных видов активов, обязательств, доходов и расходов, содержание статей отчетности и др., то есть составляющие которые могут изменяться только в результате изменения текста и содержания П(С)БУ. Второй аспект – это именно «учетная политика предприятия». Фактически это разграничение имеет место в различных П(С)БУ, но «синтетического» положения относительно учетной политики, которое бы вносило ясность и четкость в её структуру, нет.
Обзор научной литературы свидетельствует о том, что украинские ученые толкуют понятие «учетная политика» более широко, чем это имеет место в МСФО и П(С)БУ, которые рассматривают учетную политику только на уровне субъекта хозяйствования, тогда как новый подход предусматривает понимание учетной политики в качестве инструмента государственного регулирования бухгалтерского учета.
В Международном стандарте № 1 «Раскрытие учетной политики» отмечается: «Руководству следует выбирать и применять учетную политику предприятия так, чтобы финансовые отчеты отвечали всем требованиям каждого соответствующего Международного стандарта бухгалтерского учета и Толкованию Постоянного комитета по толкованию». В этом тексте субъектом учетной политики определено руководство предприятия, а объектом учетной политики выступает система бухгалтерского учета предприятия.
Учетная политика представляет собой совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования. Методы учета различных активов и обязательств установлены положениями по бухгалтерскому учету, и организация должна самостоятельно решить, какие из них она будет применять. Если для каких-либо конкретных ситуаций способы ведения бухгалтерского учета не установлены, организация может разработать их самостоятельно.
Учетная политика предприятия должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
- отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам. По соответствующим счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
- рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия.
В соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок формирования и раскрытия учетной политики организаций, каждый элемент учетной политики может иметь несколько допустимых законодательством вариантов (например, для учета складских запасов могут применяться методы ФИФО, метод средневзвешенной себестоимости, метод цены продаж, метод идентифицированной себестоимости одной единицы запасов, метод нормативных расходов). Важность и значимость правильного и эффективного выбора учетной политики, прежде всего, видна из того, что учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия. Существенность и важность этого влияния вытекает из того, что предприятие имеет право определять отдельные элементы учетной политики.
Формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.
Из вышеперечисленного видно: насколько важно правильно определить учетную политику предприятия. Однако при этом следует учитывать также ряд факторов, которые значительно влияют на выбор:
· организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);
· отраслевая принадлежность или вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);
· объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;
· налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);
· степень свободы действия в условиях перехода к рынку (прежде всего, имеется в виду возможность самостоятельного принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);
· стратегия финансово-хозяйственного развития (цели и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, ожидаемые направления инвестиций, тактические подходы к решению перспективных задач);
· наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);
· система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);
· уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;
· система материальной заинтересованности в эффективности работы предприятия и материальной ответственности за выполняемый круг обязанностей.
При формировании учетной политики должны соблюдаться следующие требования:
- активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее учредителей и других организаций (допущение имущественной обособленности);
- организация планирует продолжать свою деятельность в обозримом будущем (допущение непрерывности деятельности);
- учетная политика организации применяется последовательно из года в год (допущение последовательности применения учетной политики);
- факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени оплаты (допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности).
- учетная политика должна формироваться путем выбора одного их альтернативных методов из нескольких допускаемых общепризнанными стандартами;
- в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать, как правило, один выбранный способ ведения различных операций в учете, но в отдельных случаях допустимо и целесообразно параллельное применение нескольких способов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7