Рефераты. Астральные культы Причерноморья

            Бог Мен – лунное фригийское божество, широко распространённое в 1в.н.э. в Северном Причерноморье. Мен был божеством одновременно и небесным и хтоническим. Общей чертой астральных культов Причерноморья являются сохранившиеся элементы хтонизма.

Поскольку у античного человека не было возможности выразить космогонические идеи  научными терминами, постольку он пытался выразить их доступным ему словарным запасом и образами природы. Следствием этого явилась персонификация идей. «Выражение сил, свойств и фрагментов космоса  в качестве конкретно – чувственных и одушевлённых образов». Важнейшей чертой  астральных культов является символизм.

На примере Причерноморья доказано, что мифологические сюжеты перенимались одним народом у другого.  Заимствованный миф получал осмысленное место в жизни и мировоззрении воспринимающего народа в соответствии с его конкретными условиями жизни и достигнутым им уровнем развития.

«Диффузность, нерасчленённость первобытного мышления проявилась в неотчётливом разделении в мифологическом мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа. Т. е. происхождения и сущности».[8]То, что в научном подходе является сходством, в астральных культах выступает как тождество. Одни символы заменяются другими.

В эпоху эллинизма, случайность и стихийность имела выражение в категории материи и персонифицировалась в богине случая Тюхэ. На развитие этой идеи, безусловно, повлияли бурные социально – экономические перемены в тех областях, где был распространён культ этой  богини. (Горгиппия) Эту мысль подтверждает и тот факт, что эквивалентом Тюхэ в Риме была Фортуна – божество счастливого случая (в условиях стабильности и расцвета Римской империи), в то время как идея культа Тюхэ – любой случай и даже своевольная мстительность. Напрашивается вывод: поскольку в условиях постоянных войн, человек не в силах был отвечать за свою судьбу самостоятельно, то и характеру почитемого божества Тюхэ присваивались черты своеволия и случайности.

Говоря о космогинических идеях в астральных культах Причерноморья можно констатировать переход одних и тех же идей из культа в культ, ввиду общности «религиозной жизни больших этнических массивов Причерноморья, которая создавалась постепенно в результате передвижения населения, начиная с эпохи неолита и бронзы».[9]

Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья характеризуют представления людей в античную эпоху о структуре окружавшего их мира. Так на фрезках анапского склепа символика и трёхъярусность соответствует трём мирам индоевропейской мифологии.  Дерево несёт идею сакрального образа мира; на уровне корней – царство мёртвых, нижний ярус космоса; посредники между низом и верхом – плывущие черепахи – символы долголетия; на уровне растущих стволов деревьев в средней зоне космоса развивается земная жизнь.

 Сцены с подвигами Геракла означают вечную борьбу добра и зла. Сцены «благого терзания» во имя необходимой смены жизни и смерти отражают философию искусства кочевых народов южнорусских степей античной эпохи. «Мифологизированная идея вечного умирания как залога жизни, смены Луны и Солнца, дня и ночи переданы сакральными символами: деревьями и лучистыми кругами».[10]

Древний грек водил среди гор стада овец и сидел на холмах в молчании звездных ночей. Он  был  свободен  и имел уединение - эту школу великих душ. Небо,  камни  и  овцы  были  постоянно перед его глазами. Так греческие козопасы, блуждая по Аркадии, научились слышать голоса нимф и Пана.

«Созерцание индийцев и мысль эллинов далеко продвинулись в поисках Реальности.  Они преодолели корыстно-магический соблазн древних верований, а жизненные идеалы из мира внешнего перенесли в область Духа». [11]

Как видим, истоки многих причерноморских астральных культов восходят к древнеиранским верованиям и в свою очередь к арийской Авесте.

     Хотя значительная часть Авесты была записана на рубеже н. э. и  даже  в средние века, но в ней содержалось немало  такого,  что  пришло  из  глубокой древности. Эти архаические ее пласты вводят в  знакомый  уже  нам  мир.  Там фигурируют арийские боги неба,  огня,  земли,  солнца,  вод:  Агура,  Митра, Хаома, Нима. Это не кто иные, как Асура, Митра, Сома, Яма  арьев.  Очевидно, мифы о них  в  Авесте  есть  отголоски  тех  времен,  когда  предки  иранцев составляли одно целое с арьями, двигающимися на Индостан. Даже само название Ариана (Иран) происходит от слова "арья" и религиозные традиции долгое время напоминали о  родстве  обеих  его  ветвей.

В связи с астральными культами Причерноморья  необходимо   отметить две  особенности  веры  иранцев.  Первая  черта-огнепоклонство.  Неугасимый огонь был у  обитателей  Ирана  и  его  окраин  старым  священным символом. Чистое пламя заменяло сакральные изображения и знаменовало  вечный свет Божественного. Огонь почитался космической стихией, подобно тому, как  у других народов - вода.

     Вторая черта-сохранение наряду с пантеоном, культа  верховного  Бога.  У индоариев Его называли Асура-Дьяушпитар, а впоследствии,  отождествленный  с богом  неба  Варуной,  Ураном,  Перуном,   он   стал   именоваться   "Асура.

Вишваведа"- Господь Всеведущий. В одной из частей Гат мы  слышим голос "Души Быка"  (существа,  символизирующего  мирных  крестьян – астрологического персонажа Зодиакального созвездия Тельца),  которая жалуется Мазде на беды, причиняемые набегами врагов. "Душа Быка"  ждет,  что Мазда пошлет в мир человека, который принесет людям Ашу, или Арту,- праведный порядок. Но в то же время она сомневается в том, что слово пророка  окажется действенным, если его не поддержит рука царя или князя.

     Дуализм  Отца  и  Матери,  Неба  и  Земли  восходит к  отдаленным первобытным временам. В некоторых случаях  он  носил  мирный,  гармонический характер, и следы его можно видеть  в  учении  китайцев  о  Ян  и  Инь  и  в "противоположностях" Эмпедокла.  Но  более  распространенным  стал  дуализм, выраженный в мифах о борьбе богов. Стихийные божества Океан и Хаос мыслились как одна из сторон этой  битвы.  Против  них  выступали  силы  творчества  и порядка: Зевс воевал   с  титанами, Аполлон - с Тифоном и т.д.

Стройный божественный порядок  иногда  представлялся  и безличным. У греков он назывался - Дике, у арьев - Рита, у иранцев - Арта. Возможно, в Причерноморье  эти идеи нашли отражение в культе Артемиды.

    Через два-три  поколения  после  смерти  Заратустры  арийские  боги возвращаются в опустевший пантеон.  В  V  веке  Геродот  пишет,  что  персы, почитая небесного Зевса (Агурамазду), приносят жертвы  также  солнцу,  луне, огню, земле, воде и ветрам.[12] А  в  надписи  персидского  царя Артаксеркса II (IV в. до н. э.) рядом с Агурамаздой упомянуты Митра и богиня Анахита.  Следует отметить, что некоторые особенности мифологического мышления, сохраняются в массовом сознании рядом с философским и научным знанием, и по сей день.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие  заключения:                                                                 

- космогонические идеи присутствуют в астральных культах Причерноморья разных этносов; повторяют друг друга в разных традициях и мифологиях, сливаясь в синкретических культах и, порождают новый вид вероисповеданий;

- космогонические идеи деградируют с течением времени, внутреннее содержание теряется в условиях массового поклонения, культы приобретают элементы «профанности»;

- космогонические идеи в разное время воспринимаются по-разному, что говорит об изменении состояния сознания в связи с развитием цивилизации;

- истоки космогонических идей астральных культов исходящие из индоиранских представлений и ранее из арийской «Авесты», связаны с представлениями о  зодиакальных созвездиях.

Глава 2. Астральные культы на территории Причерноморья.

Развитие астральных культов на территории Причерноморья не имеет себе аналогов в истории религий. Этот период истории по праву можно назвать как  периодом интенсивного духовного поиска, так и периодом небывалого падения религиозных воззрений. Это вносит противоречия и сложность в исторические исследования и объясняет тот факт, что вокруг этой темы до сих пор кипят жаркие научные споры.

История развития астральных культов, в настоящий момент, можно назвать историей эллинизации и романизации, историей возникновения синкретизма. Анализировать этот процесс невозможно без привлечения памятников искусства,  этногеографических истоков культов, астрологической символики.

Первые зачатки религиозных воззрений эллинов и первоначальные формы их верований находятся за пределами исторического исследования и восходят до той отдаленной поры, когда их предки жили еще в Азии, не выделяясь из общей семьи арийцев (сами эллины относили установление богопочитания к временам пеласгов).[13] Известная нам религия исторических времен, представляет собою политеистическое обоготворение сил природы, и не слишком далека от своего первоначального характера. Еще в исторические времена культ был связан преимущественно с такими явлениями общественной и частной жизни, которые носили ясные признаки своего происхождения из патриархального быта древнейших времен.

 Все сказания о богах, которыми так богата греческая религия, свидетельствуют о таком мировоззрении, которое приписывало жизнь природы действию олицетворенных сил, хотя и отличающихся от материальных элементов природы, но,  соединенных с нею и не стоящих вне или выше ее; это силы самой природы, на которые только перенесено представление личности и действия которых являются выражениями воли олицетворенных существ.

Распространившаяся с Востока универсальная астрологическая символика повлияла на религиозные воззрения переселенцев и местного населения. Религиозные воззрения народа, столь богато одаренного духовными силами, не могли остаться на одном уровне развития: чем более в человеке развивалось сознание свободы своей личности, чем яснее он сознавал себя существом, действующим по своей воле и склонностям, тем скорее должно было видоизмениться и его первоначальное представление об олицетворенных силах природы. Они стали представляться ему также свободными, одаренными собственной волей человекоподобными существами, из коих каждое действует, прежде всего, в той области, которая, так сказать, специально ему присвоена и находится в его ведении, но, тем не менее не настолько тесно связано с нею и ею ограничено, чтобы не могло переступать ее и проявлять свою свободную деятельность в других областях. Такова, в сущности,  степень развития религиозных верований в Причерноморье.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.