Новые исследования позволили решить важные вопросы культурного развития Причерноморья в древнейшей истории, в обобщающих трудах В Ф. Гайдукевича: «Боспорское царство» (1949), Г. Д. Белова «Херсонес Таврический, историко-археологический очерк» (1948), С. Ф. Стрежелецкого и Л. М. Славина (1961), «Древний город Ольвия» (1951), «Фанагория» М. М. Кобылиной (1956) и др.
Следует сделать акцент на том, что исследования астральных культов велись в рамках исследования общего исторического контекста и редко были посвящены собственно теме астральных культов.
Предметом систематического изучения ведущих советских ученых были культурные и религиозные влияния окружающей скифской и сарматской периферии, а также полисов Балканской Греции, Малой Азии и Италии. Исследованиями в этой области занимались С. А. Жебелев и А. И. Тюменева, В. Д. Блаватский и В. Ф. Гайдукевич, Д. П. Каллистова и В. Н. Дьякова. Советские ученые опирались на глубокую разработку истории Северного Причерноморья, которую провел в последние 12 лет своей жизни С. А. Жебелев. Его многочисленные исследования были изданы отдельным сборником «Северное Причерноморье. Исследования и статьи по истории Северного Причерноморья античной эпохи» (1953).
Серьезным вкладом в историографию этого региона был выпуск серии «Причерноморье в античную эпоху» под редакцией В. Н. Дьякова. В этих монографиях изучались разнообразные моменты истории всего Северного Причерноморья.
Многочисленные труды В. Д. Блаватского, возглавлявшего работы по археологическому обследованию Харакса, Фанагории, Пантикапея, сельских поселений Таманского полуострова, имеют значение для разработки различных проблем культуры и многих других вопросов истории Северного Причерноморья.
В работе Цветаевой Г.А. «Рим и Боспор» можно почерпнуть сведения о распространении астральных культов на территории Боспора и о влиянии их на римскую политику.
Голубцова Е.С. исследовала религиозные верования жителей сельских районов Малой Азии. Ф.Имхоф-Блумер, А.Болдуин, Зограф А.Н. систематизировали нумезматический материал.
Алексеева Е.М., Русяева А.С., Сапрыкин С.Ю внесли свой вклад в исследования Понта, Боспора и Малой Азии.
В монографии Анохина В.А. исследуется монетное дело Боспора от возникновения чеканки в 6 в. до н.э. до её прекращения в 4 в. н.э. Впервые был обобщён нумезматический материал из крупнейших мировых собраний или рассеянный по различным публикациям. Систематизация монет позволила подойти к решению ряда спорных проблем истории Боспора.
Л.К. Галаниной была составлена сводка штампованных украшений эллинистических эпох первых веков нашей эры из Курджинского кургана. И.И. Гущина публикует аналогичные изображения на бронзовых бляшках 1-2 вв.н.э. из Бельбекской долины в Крыму и называет представленное на них женское божество Афродитой или Великой богиней – матерью.
Попытки изучения астральных культов предпринимались этнологами, психологами, философами, этнографами и филологами в современной науке и до сих пор наполнены историографическими мифами и жаркими дискуссиями. Антиковедение на рубеже тысячелетий предлагает междисциплинарные и новые методики исследования: информатику, подводную археологию и создание компьютерной базы данных.
В итоге следует отметить монографию «Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э» созданную специалистами Украины и России, которая является синтезом обширной источниковедческой базы и фундаментального историографического корпуса. Авторы монографии: Владимиров А. А., Зубарь В. М., Журавлев Д. В., Крыжицкий С. Д., Русяева А. С., Русяева М. В., Скржинская М. В., Сорочан С. Б., Храпунов Н. И. Издание монографии было осуществлено Институтом археологии НАН Украины и Национальным заповедником «Херсонес Таврический» в содружестве со специалистами, работающими в Академиях наук РАН, вузах и музеях, Украины и России. Монография состоит из двух частей. В первой рассматривается наряду с историей Херсонеса религиозные представления херсонеситов, их культура и искусство в середине I в. до н. э. – третьей четверти III в. н. э.
Из зарубежных исследований следует отметить Теодора Моммзен, который уделил много внимания проблеме трансформации римской религии. Проникновению и распространению восточных астральных культов.
У.М.Калдер проводил исследования археологических находок областей Малой Азии в аспекте распространения астральных культов. А.Ломонье изучал истоки культа Зевса, и сделал интересные выводы о существовании святилищ в платановых рощах и даёт подробное их описание. У.Баклер и У.К.Гутри внесли свой вклад в исследования культа Артемиды в сельских районах Малой Азии. Нильсон исследовал культы Причерноморья, а именно – культ матери Лето и Кибелы. Л. Згуста – исследовал культы сельских общин Малой Азии. Ф. Ле Ба и В. Ваддингтон издали малоазийские надписи и дали сводку эпитетов бога Мена.
В завершение краткого историографического анализа следует отметить, что в целом историографические источники касаются в основном смежных аспектов данной проблемы. На этом фоне особенную ценность приобретают работы Абрамзона М.Г., где со скурпулёзным анализом исследуется нумезматический материал с астральной символикой.
В настоящем дипломном сочинении автор опирается на достаточно исследованные предметы, подтверждённые археологическими находками, использует подход к этому временному периоду как к переходному этапу, включающему и завершающему античность и начинающему новый период культурной истории человечества.
Процесс познания человеком реальности происходит не только рациональными способами, но и эмоциональным восхищением Красотой, поэтому в данной работе расставлены акценты на психологических моментах особенностей восприятия древних; а так же на найденных предметах искусства, т.к. для объективности важна и иррациональная сторона вопроса; исследуются космогонические идеи астральных культов, их влияние на социум.
Целью любого исследования, в конечном счёте, является расширение сознания людей в представлениях о мире, Космосе, себе самих. «Конечно, в самом принципе исторической реконструкции заключена определённая доля погрешности и упрощения, помнить о которой …призывал современного историка Герман Гессе: «Разумеется, необходимо вносить в историю порядок, ..всякая наука, прежде всего систематизация, упорядочение и в то же время упрощение, некоторое переваривание для духа того, что неперевариваемо…Пусть тот, кто занимается историей уважает непостижимую правду, реальность, неповторимость происходящего»[2]
Цель дипломной работы – исследование астральных культов на территории Причерноморья.
Задачи исследования:
- Обзорный анализ синкретических астральных культов, их происхождение и взаимное влияние;
- раскрыть социально - политическую основу существования астральных синкретических культов;
- выяснить культовый и мифологический характер астральных божеств в их многообразных ипостасях;
- рассмотреть нумезматические материалы как объективный источник;
- раскрыть характер астральной символики в мелкой пластике;
- выяснить причины расцвета и упадка астральных культов;
- выявить культовый и мифологический характер астральных божеств;
- какова роль астральных культов в жизни людей в данный исторический период.
Источники:
Нарративные.
Сравнительно мало дошло до наших дней литературных данных об астральных культах на территории Причерноморья. Астральные культы являются одной из самых трудных проблем классической историографии из-за достаточно большой территории их распространения, синкретизма религий, бурных событий исторической среды, а также множества и разнообразия их функций. На некоторые функции астральных божеств находим указания ещё у Гомера: «На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою,-
Травы под стройной ногой вырастают. Её Афродитой,
«Пенорождённой, ещё «Кифереей» прекрасновенчанной
Боги и люди зовут, потому, что родилась из пены»;
Аристофана и Ликофрона, у Плутарха (Избранные жизнеописания,т.1,М., Правда,1990).
Эпиграфические.
К эпиграфическим источникам, являющимися вторыми по своей важности относятся посвятительные надписи на каменных глыбах и вотивных дарах. Эпиграфические источники практически отсутствуют. Достаточно трудно найти сведения об эпиграфических источниках в источниках для широкой печати. В работе используются описания эпиграфических источников исследователями истории Причерноморья.
Археологические.
В настоящее время археологические источники раскопок в Причерноморье представляют богатый материал для исследований, который периодически пополняется. Алтари и жертвенники, храмы, некрополи и курганы, статуи и статуэтки богов служат хорошим источником для систематизации всего накопленного научного материала.
Нумизматические.
Особого внимания заслуживают монеты как важный источник астральной символики. Астральные в широком смысле (лунарные и солярные) божества, покровители городов, сельских районов и родов изображались на монетах в символах, с использованием атрибутов или просто миниатюрного портрета.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, системности, всесторонности и объективности, системный подход, законы и категории диалектики, культурологические обобщения. Использованы общенаучные методы познания: конкретно-исторический, сравнительный, логический, системный, описательный.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Космогонические идеи в астральных культах Причерноморья и их истоки.
Государственные законы повсюду имеют в виду лишь внешнюю, обрядовую сторону религии, предоставляя внутреннюю, сознанию и совести каждого гражданина. В этих условиях в астральных мифах Причерноморья происходили, с течением времени, изменения космогонических идей.
Поскольку Астральные мифы о происхождении солнца, звёзд, луны являются очень древними, космогонические идеи в них включают в себя пространственно- временные параметры вселенной, условия в которых протекает существование человека, знания о том, как возникла вселенная. Пространство, в астральных культах - пластично и персонифицировано – это отражает состояние сознания древних греков.
"Греческий "космос",- покоился в пространстве, выявляя присущую ему меру.[3]
Высшей ценностью (максимум сакральности), в космогонических идеях, обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, координаты, задающие схему развёртывания всего, что есть в пространстве и времени, организующими весь пространственно – временной континуум. Календарный ритуал также соотнесён с ними. Космологический код в архаичных культурах обладает особенно большими «разрешающими» способностями; постоянно прослеживается тенденция к персонификации (отец – небо, мать-земля); солнце и месяц в сюжете небесной свадьбы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16