Рефераты. Анализ состояния туризма в г. Серпухов

Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь лишь сожалеть. В отделке храма не использовались ни позолота, ни дерево - только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед святым Павлом живописец, следуя капризу заказчика, изобразил коленопреклоненного отца - хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.

Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, также М. Ф. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII века. Усадебный дом (конец XVIII в.), выстроенный, как утверждает Д. Н. Свербеев, в подражание итальянским виллам, подвергся во второй половине XIX века значительным перестройкам и утратил свое архитектурное своеобразие. Теперь это прямоугольное в плане трехэтажное здание, расчлененное по горизонтали подоконными тягами. Окна дома оформлены простыми наличниками. Прежде в интерьере усадебного дома выделялся круглый парадный зал, вокруг которого шли хоры, поддерживаемые колоннадой. В настоящее время здесь находится квадратный зал, разделенный рядом из четырех колонн. Дом имеет небольшие пристройки. Перед южным фасадом главного дома расположены четыре служебных корпуса, ограничивающие с двух сторон парадный, квадратный в плане, двор. Два ближайших к дому корпуса представляют собой одноэтажные постройки, лишенные украшений. Два других, значительно большие по размерам, имеют оконные проемы стрельчатой формы. Эти корпуса, видимо, относятся ко времени перестройки главного дома и выстроены на месте более ранних флигелей. Расположение флигелей указывает на прежнюю осевую композицию усадебного комплекса. Ее главная ось подчеркивалась также длинной аллеей большого регулярного парка, размещенного в южной части усадьбы.

Эта аллея, ведущая к двум пейзажным прудам, сохранилась и по сей день; планировка остальной части парка нарушена. От северного фасада главного дома двумя террасами спускался к Наре живописный пейзажный парк. Его террасы отмечены небольшими прудами, у нижнего из которых прежде находился "храм" (так назывались в усадьбах павильоны или беседки с установленными в них статуями того или иного античного божества). Парк украшали гроты, беседки. К парку примыкал зверинец, где в специальных загонах паслись дикие козы. (Вспомним, что владелец Отрады В. Г. Орлов выписал себе из Англии диких оленей.) Существует предположение, что автором усадебного комплекса был строитель Спасской церкви - М. Ф. Казаков.

Усадьба Рай-Семеновское удачно вписана в окружающий ландшафт. В этом месте Нара образует большую излучину, окаймляющую пойменный луг, постепенно переходящий в холм, на склонах которого и разбит парк. Дом расположен у склона, церковь - на самой высокой точке холма, что сразу выделяет ее на местности. Рай-Семеновское - место необычайно красивое. "Оно есть одно из прелестнейших и живописнейших местоположений Московской губернии; из села, а особливо из сельского дома помещика, видна прекрасная долина, покрытая везде богатыми лугами, по которым извиваются прозрачные воды реки Нары. Холмы, возвышающиеся небольшим скатом с двух сторон долины, представляют разнообразный вид из различных рощ, оные украшающих, из многих деревень, по ним рассеянных, из многих ручьев, которые вытекают из них и ниспадают иногда в водопадах с мраморных глыб". Это описание сделано в начале XIX столетия и принадлежит профессору химии Московского университета Ф. Ф. Рейсу.

Рейс приезжал в Рай-Семеновское произвести химический анализ вод местных источников. Дело в том, что Нащокин, живший в своем поместье на широкую ногу, зазывавший многочисленных гостей, устраивавший для них великолепные представления, вскоре начал ощущать недостаток в деньгах. И чтобы поправить свое материальное положение, он решил устроить в Рай-Семеновском курорт минеральных вод, по типу знаменитых западноевропейских. Анализ местных вод, произведенный профессором Рейсом, подтвердил их лечебные свойства. Нащокин выстроил специальный курортный поселок с тремя улицами, где располагались двадцать семь домов для проживания больных, здание с ваннами, гостиница. Источники были отмечены "храмами". Для привлечения посетителей в 1817 году была издана анонимная брошюра (злые языки поговаривали, что автором ее был сам хозяин) - "Чудесное исцеление, или путешествие к водам Спасителя в село Рай-Семеновское...", где от лица некого исцелившегося больного расхваливалась и сама усадьба, и хозяин, и его курорт. Для приезжающих больных устраивались пышные театральные представления, размещенный в парке оркестр услаждал их слух во время вечерних прогулок. Однако затея эта дохода не дала, а, наоборот, окончательно разорила Нащокина. Больных приезжало немного, но и те в основном были либо друзьями, либо хорошими знакомыми хозяина, а потому норовили воспользоваться лечением бесплатно. Курорт постепенно пришел в запустение (всего он действовал с 1803 по 1820 год). Ни одна из его построек до нашего времени не сохранилась.

 

Успенская церковь с. Старые Кузменки

Адрес: Московская область, Серпуховский район, с. Старые Кузменки

Духовенство: протоиерей Владимир Седов - настоятель

В 1627 году с. Кузьменки входило в вотчинные владения Серпуховского Высоцкого монастыря.

В 1694 году церковь перестраивают в каменную и выдают новый антиминс.

Постройка относится к тому же типу приходских храмов, который был особенно распространен в московском зодчестве в середине XVII века.

В 1700 году село из владений Высоцкого монастыря переходит к А. Д. Меншикову, который променивает его Богоявленскому монастырю.

С Успенским храмом села Старые Кузьмёнки связано имя преосвященного Арсения (Жадановского), бывшего в 1914-1923 годах епископом Серпуховским (расстрелян 27.09.1937г. в Бутове), и других подвижников благочестия, ставших исповедниками и новомучениками в годы безбожного гонения. "Почитание Владыки Арсения среди жителей Серпухова в те годы было велико, "все благоговели перед его именем. Народ в Серпухове вообще отличался большим благочестием: работницы текстильных фабрик, которых в городе было несколько, жили по-монастырски, зная только церковь и свою работу. Церквей было множество, почти на каждой улице, их постепенно закрывали и разрушали". Многие насельницы Серафимо-Знаменского скита были уроженками Серпухова...

...в 1924г. Владыка Арсений переехал в село Кузьмёнки под Серпуховом и жил в доме настоятеля местного храма протоирея Михаила: за Владыкой последовали две келейные сестры - инокини Александра и Матрона (Чушева, расстреляна 27.09.1937г. вместе с Владыкой Арсением в Бутове) из числа скитских насельниц. В половине дома, предоставленной отцом Михаилом Владыке Арсению, была устроена домовая церковь, в которой он служил. В Кузьмёнки приезжала жившая после закрытия скита в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь, скитские сестры и мирские духовные чада."

Упомянутый выше настоятель Успенской церкви протоирей Михаил Иванович Пятикрестовский погребён в церковной ограде с южной стороны, вблизи Троицкого придела. Дом, в котором была церковь епископа Арсения, к сожалению, не сохранился, на его месте в 1990-е годы построено частное домовладение.

Храм никогда не закрывался и всегда был действующим, много раз подвергался разграблению, но благодаря помощи прихожан, восстанавливался.

Трапезная и колокольня храма сооружены во второй половине XIX века в формах архитектуры XVII столетия.

Церковь имеет два придела: св. Живоначальной Троицы; святителя Николая Чудотворца.

Исторические материалы и исследования

Ц. Успения Пречистыя Богородицы в селе Кузьминском. 7128г. у церкви двор попа Тита; в приходе: в деревне Рыжиковой 3 дв. крестьян; в дер. Петровской 6 дв. крестьян; в дер. Глубокой 7 дв. крестьян, итого 17 дв. На дворы положено патриаршей дани 5 алт. 2 ден., заезда алтын, казенных платеаных полчетверта алтына. Церковная земля лежит впусте, перелогом и лесом поросла.

7161 г. по новому письму и дозору положено дани рубль 17 алт. 5 ден., заезда гривна. 135 г. в Окологородном стану вотчина Высоцкаго монастыря село Кузминское на речке на Боровенке, а в нем храм Успения Пречистыя Богородицы древяной клетцки, церковное строенье - образы и книги и клепало и всякое церковное строенье монастырское и приходных людей, на погосте во дв. поп Микифор, во дв. церковной дьячек Степанко Осипов, во дв. просвирница Овдотья да на погосте двор монастырской; пашни церковные монастырскаго данья 8 чети, церковнаго сена 20 копен.

К селу Кузьминскому деревни: Рыжикова на суходоле, на Кузминском лоску, Петровская на речке Московке, Глубокая, на речке Городенке, на Глубоком враге, Верхняя Велем на речке Велемке, Нижняя Велем, Грибуринская тож, на речке Велемке (Писц. кн. 439, лл. 216-219).

7202 года сентября в 17 день, по благословенной грамоте, дан антиминс ко освящению церкви Успения Пр. Богор. в серпуховской уезд, в село Кузминское, взял антиминс тоя ж церкви поп Василий (Патр. пр. кн. 138, л. 52).

В 1700 г. по именному указу пол-села пожаловано Александру Даниловичу Меншикову "за ослушание великаго государя указу, что власти Высоцкаго монастыря не учинили селидбу до указу в том своем селе на землях на большой воронежской дороге". В 1701 г. Александр Меншиков вотчину пол-села Кузминскаго променил в Богоявленский монастырь архимандриту Евфимию (Вотч. Колл. дела стар. л. по гор. Алексину кн. 3, № д. 27 и по Москве ст. л. кн. 42, № д. 2).

В переписной 1703 года книге при Успенской церкви написано: попы Василий Никифоров, Егор Никифоров, Лев Никифоров, диакон Дмитрий Никифоров, дьячки Михей Никифоров, Василий Егоров, пономарь Петр Егоров; пашни церковныя земли 8 четвертей в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, в приходе 177 дворов (Патр. пр. св. 466, № д. 2248).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.