Рефераты. Анализ состояния туризма в г. Серпухов

Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валяные сапоги, несмотря на июль месяц.

Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия, и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу, рядом с иконой Божией Матери Калужской, по левую ее сторону? На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша».

Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и поведал идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».

Радостный и вполне здоровый, он из Владычнего отправился к Преподобному Сергию. На обратном пути опять заходил во Владычний, чтобы возблагодарить Матерь Божию за Ее дивное о нем промышление.

Весть о чудном явлении иконы быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые являлись во второй и в третий раз, уже затем, чтобы благодарить Царицу Небесную за Ее великие милости, потому что страдавшие, казалось, неисцельными пьянственными болезнями (например, запоем) без труда бросали губительное вино, возвращались к спокойной, трезвой жизни, вносили счастье в свои дома и все это приписывали небесной помощи Матери Божией. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который память о своем выздоровлении увековечил тем, что в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее среброзлащенные ризы, взамен фольговой, и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией.

Конечно, скоро после своего прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте. И теперь как бы самим местонахождением Матерь Божия в Своей иконе сделалась близкой ко всем несчастным и всем ищущим Ее заступления. (Посещающие Владычний монастырь хорошо знают это.)

Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше.

Какова была благочестивая мысль у того, кто так изобразил «Знамение Божией Матери»? Можно полагать, что мысль его переносилась к святейшему Таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем — это Чаша Святого Причащения, откуда источаются приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительными заслугами Господа нашего Иисуса Христа. Чаша эта воистину есть неупиваемая или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда не иждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно ходатайствует, чтобы Жертва сия — Святая Чаша — была принята в Пренебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И верится, что бедные и несчастные люди, одержимые пьянственной страстью, ни в чем и никогда не найдут такого могущественного средства против своей тяжелой болезни, как только в Чаше Святого Причащения. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовых Таин: Она и молится за нас, и заступает, и покрывает, и охраняет нас от всех бед и напастей, и испрашивает нам у Бога, Сына Своего, всякие блага и особенно Жизнь Вечную.

Священник Иаков Бриллиантов. 1912 г., г. Серпухов.

К сожалению, неизвестен тот день, в который была явлена икона, но так как она явилась через предстательство строителя Варлаама, день ее празднования приурочен ко дню преставления преподобного — 18 мая.
Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась в монастыре до 1919 года, а после его закрытия — в соборе Николы Белого на улице Калужской. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

Чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых»

Другой святыней монастыря на протяжении веков была упомянутая выше чудотворная икона «Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых», написанная в 1377 году по благословению святителя Алексия.
О храмовой чудотворной иконе святого великомученика Георгия предание говорит, что перед нею сама собой возгоралась свеча, предупреждая монахов о вражеском нашествии.

Чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина

В монастыре находилась также чудотворная икона святого мученика Иоанна Воина. Предание гласит, что, когда в 1382 году татары ворвались в обитель, некий варвар, взяв икону святого Иоанна, в насмешку стал пилить ее. Вдруг из доски показалась кровь, но обезумевший варвар в гневе перепилил ее еще в двух местах. Тут же доска чудесным образом соединилась, и татарин наконец пришел в себя и обратился ко Христу. Позднее для иконы была сделана особая риза, так что были видны перепиленные места и запекшаяся кровь. С тех пор и по сей день на память святого мученика Иоанна Воина — 12 августа — в обители совершается всенощное бдение и праздничная литургия.

Чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского

В 1607 году по повелению царя Василия Иоанновича Шуйского в обитель был принесен чудотворный образ святого царевича Димитрия Угличского. Чеканная надпись на иконе гласит, что от нее была дарована победа близ Серпухова над войсками второго самозванца. В «Историческом описании Серпуховского Владычнего монастыря» сказано, что этот образ «можно считать самым первым и верным образом святого царевича», а придел, учрежденный в честь него во Введенском соборе, — «современным храму Спаса на крови».

В монастыре также чтились Владимирская икона Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя, иконы святителей Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского, храмовый образ Вознесения Господня и Казанская икона Божией Матери, имеющая благодать исцеления от плотской страсти.

Подвижники Владычнего монастыря

Преподобный Варлаам Серпуховской

День 18 мая известен верующим как праздник иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша", имеющей благодать исцеления от недуга пьянства. Но, к сожалению, очень и очень немногие знают, что именно в этот день, 18 мая 1377 года, отошел в жизнь вечную тот Божий угодник, через предстательство которого Матерь Божия изволила даровать нам чудотворный образ "Неупиваемая Чаша", - преподобный Варлаам Серпуховской.
История донесла до нас весьма скудные сведения о преподобном Варлааме. Очевидно, Варлаам был одним из тех ревнителей уединенной жизни, которые по примеру преподобного Сергия Радонежского водворялись тогда в дремучих лесах и безлюдных пустынях.

Но Промыслом Божиим преподобный Варлаам оказался рядом со святителем Алексием, а значит, и вблизи главных и весьма непростых событий в церковной и политической жизни того времени. Келейник Варлаам постоянно сопровождал митрополита в его поездках как по епархии, так и, возможно, в Орду в 1357 году, где был свидетелем чудесного исцеления святителем жены хана Джанибека Тайдулы от постигшей ее слепоты.

Древняя Владычняя летопись повествует, что в 1360 году Божия Матерь чудесным образом повелела митрополиту Алексию основать монастырь в окрестностях города Серпухова. Инок Варлаам был послан выбрать место для возведения обители, которое и было ему указано свыше особенным знамением, о котором он обещал рассказать святителю Алексию, лишь когда "приидет смерть".

В 1362 году трудами инока Варлаама был выстроен каменный собор во имя Введения во храм Божией Матери.

В 1377 году преподобный Варлаам почувствовал приближение смерти и написал об этом святителю Алексию. Алексий поспешил в Серпухов. Как повествует летопись, "...найдя Варлаама слепым и болезненным, он стал просить преподобного рассказать обещанное: "Брате Варлааме! Господа ради поведай мне то, что обещал прежде сего поведати, бывшее до основания сего монастыря". Варлаам же отвечал ему: "Не могу словом поведати, занеже страшно бе, и писанием возвестити - не вижу".

Тогда по повелению святителя Алексия принесли трость, чернила и свиток и вознесли общие молитвы. Тотчас Варлаам прозрел и начал писать: "Почто монастырь наречется Владычен, а не Алексиевский, занеже видех Владычицу, и то было по Ея промыслу. Егда падох, и видех Ангелы держим монастырь, и Захарию в дверех церковных стояща и Богородицу с рождшими Ю входящу, Захария же Богородицу приим и посади на третией ступени". В это время необыкновенный свет озарил келью Варлаама. Преподобный попросил привести к себе слепого схимонаха Гедеона. Возложив свою руку на его голову, Варлаам исцелил старца от слепоты и предсказал ему скорую кончину: "Я сегодня отхожу, ты же, поживши три недели, [...] преставишься в церкви Божией во время перенесения Честных Даров". Затем, поцеловав святителя, преподобный Варлаам преставился с миром в 5-й день мая 1377 года. "Св. Алексий совершил над ним обычное погребение. Варлаам был погребен на церковной паперти, по своему завещанию: "Погребите меня, дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы". По предречению святого Варлаама Гедеон прожил три недели и во время перенесения Честных Даров поклонился и почил о Господе. Он был погребен близ святого Варлаама".

В том же 1377 году по распоряжению свт. Алексия, митрополита Московского и всея Руси, для Серпуховского Владычнего монастыря написана икона "Введение Пресвятой Богородицы во Святая Святых" по образу видения преподобного Варлаама Серпуховского. Эта икона, помещенная в соборном храме, построенном иноком Варлаамом, в продолжении многих веков была главной святыней монастыря и почиталась всецерковно как чудотворная (празднование 21 ноября ст. ст.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.