1.2.2 Учет расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты за отгруженную покупателям продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги могут производиться наличными денежными средствами в пределах установленного лимита, полной или частичной предоплаты, безналично через счета в банках, векселями, бартером.
При отгрузке готовой продукции, товаров покупателям без полной предоплаты возникает дебиторская задолженность. По ней установлен предельный срок исполнения обязательств – четыре месяца, по истечении которой дебиторская задолженность списывается на убытки без уменьшения налогооблагаемой прибыли.
Списанная в убыток дебиторская задолженность не анализируется, а отражается за балансом в течение пяти лет для возможности взыскания с неплатежеспособного дебитора-покупателя возникшей задолженности. [13]
Для учета расчетов с покупателями используют счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Этот счет является активным и имеет сальдо по дебету. На нем учитывается задолженность покупателей в пользу организации. Операции по продажи продукции покупателям отражается на данном счете следующим образом. По дебету счета указывают начисление задолженности в пользу организации с покупателей за проданный товар, а по кредиту – погашение этой задолженности. К счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» могут быть открыты субсчета:
62-1 «Расчеты по государственным контрактам»
62-2 «Расчеты в порядке инкассо»
62-3 «Расчеты плановыми платежами»
62-4 «Векселя полученные»
62-5 «Расчеты с прочими покупателями и заказчиками»
На субсчете 62-1 учитываются расчеты с организациями за реализуемую продукцию в порядке выполнения государственных контрактов (договоров) на поставку продукции.
На субсчете 62-2 учитываются расчеты с покупателями при акцептной форме; на субсчете 62-3 – при расчетах в порядке плановых платежей.
На субсчете 62-4 отражаются векселя, полученные от покупателей вместо прямой оплаты за проданную продукцию.
На субсчете 62-5 учитывают расчеты с разными организациями за проданную продукцию, расчеты с населением, прочие расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и услуги.
Все расчеты организаций с покупателями строятся на основании заключаемых с ними договоров-контрактов, где указаны сроки и условия поставки, порядок оплаты и т.д. Документами по возникновению расчетных взаимоотношений с покупателями являются приемные квитанции, формы которых различны в зависимости от вида реализуемой продукции: зерно, овощи, плоды, скот и т.д. (около 20 видов). В приемных квитанциях указывается какая продукция принята и в каком количестве (в натуральной и зачетной массе), причитающаяся оплата и т.п. Приемная квитанция является основанием для записи в учетные регистры по расчетам с покупателями. [9]
Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажа», 91 «Прочие доходы и расходы» на сумму, на которую предъявлены расчетные документы. Счет 62 кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на сумму поступивших платежей, включая суммы полученных авансов и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись: Д51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета») К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» - на сумму погашения задолженности - и 91 «Прочие доходы и расходы» - на величину процента.
Аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» ведется по каждому предъявленному покупателям счету, а расчетов плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику.
При таком построении аналитического учета должна обеспечиваться возможность получения данных:
- по покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам;
- авансам полученным;
- векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил;
- векселям, дисконтированным в банках;
- векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
Учет расчетов с покупателями и заказчиками по группам взаимосвязанных организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» обособленно. [13]
Учет операций по счету ведут в журнале-ордере № 11. В конце месяца в нем подсчитывают обороты по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и сверяют их с данными этого счета, отраженными в других учетных регистрах. После сверки кредитовый оборот по счету 62 переносят в главную книгу. [6]
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Омский бекон»
Открытое акционерное общество «Омский бекон» - признанный лидер из существующих ныне в России свиноводческих комплексов и самый крупный в стране производитель мяса свинины.
Начиналась же история «Омского бекона» в 1920 году с небольшого хозяйства, в распоряжении которого было 220 свиней, 62 коровы и 305 лошадей. Мощный толчок в развитии хозяйство получило в 70-е годы со строительством Лузинского, а затем Чунаевского свинокомплексов, репродуктивного племкомбината и селекционно-гибридного центра. Последний распространяет свое влияние на регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока. Начиная с 1995 года «Омский бекон» ведет освоение закупленной в Великобритании современной системы гибридизации, полное внедрение которой будет означать новый шаг в отечественном свиноводстве.
Экономическая интеграция «Омского бекона» с расположенным на его территории Лузинским комбикормовым заводом позволила полностью обеспечить потребности предприятия самыми дешевыми в России, сбалансированными по всем элементам питания комбикормами.
ОАО «Омский бекон» имеет также уникальную систему утилизации свиноводческих стоков, позволяющую делать удобрительные поливы сельскохозяйственных культур в летнее время на площади около 7000 гектаров с соблюдением требований охраны окружающей среды.
Продукция «Омского бекона» перерабатывается на трех мясокомбинатах Омской области, ее знают в большинстве регионов азиатской России, а также в Москве, Петербурге, Поволжье, на Урале. В настоящее время предприятие создало собственный колбасный цех мощностью 20 тонн готовых изделий в сутки, производимых на основе самых современных технологий. В Омске и промышленных центрах соседних регионов созданы сети фирменных магазинов для оптовой и розничной продажи мясопродуктов.
ОАО «Омский бекон» прилагает все усилия для успешного вхождения в рынок и ищет новые пути сотрудничества, как в вопросах реализации своей продукции, так и в проведении реконструкции материальной базы, инвестирования быстро окупаемых проектов.
Эффективность производства - это экономическая категория, отражающая широкий комплекс условий функционирования производительных сил и производственных отношений, которая показывает результативность функционирования средств, предметов труда и рабочей силы.
Каждое производственное предприятие имеет в наличии необходимые для производства ресурсы: земля, средства труда и предметы труда, трудовые ресурсы. Эффективность любого производства зависит от эффективного использования этих ресурсов.
Рассмотрим наличие и эффективность использования ресурсов в ОАО «Омский бекон».
Главным средством производства в сельском хозяйстве служит земля. Она является первой предпосылкой и естественной основой всякого производства и важнейшим условием существования человеческого общества.
Структура земельного фонда ОАО «Омский бекон» представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Состав и структура земельного фонда и сельскохозяйственных угодий.
Вид угодий
Годы
2000
2001
2002
Общая земельная площадь
27633
27925
31102
100,0
Х
Всего с./х. угодий
26454
26672
29848
95,73
95,51
95,96
Из них пашня
24141
24483
27218
91,25
91,79
91,18
Сенокосы
726
727
790
2,74
2,73
2,65
Пастбища
1587
1462
1840
6,00
5,48
6,16
Пруды и водоемы
120
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14