Рефераты. Анализ финансового состояния ОАО "Транснефтепродукт"

Одной из задач реформирования предприятия является пе­реход к управлению финансово-хозяйственной деятельностью на основе анализа экономического состояния с учетом поста­новки стратегических целей деятельности предприятия, адек­ватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Ре­зультаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и про­изводителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внут­ренних (работников административно-управленческих подраз­делений, руководителей предприятия и др.).

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние как своего, так и его существующих и потенциальных контрагентов. Для этого необходимо:

а) владеть методикой оценки финансового состояния предприятия;

б) иметь соответствующее информационное обеспечение;

в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовывать данную методику на практике.

Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока:

а) анализ финансовых результатов деятельности предприятия;

б) анализ финансового состояния предприятия;

в) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

По мнению А. Д. Шеремета основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с кредиторами и дебиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее  финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую и более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Стратегический финансовый анализ — процесс изучения вли­яния факторов внешней и внутренней среды на результатив­ность осуществления финансовой деятельности организации с целью выявления особенностей и возможных направлений ее развития в перспективном периоде.

К числу основных, стратегических, задач развития лю­бой организации в условиях рыночной экономики относятся:

— оптимизация структуры капитала предприятия и обеспе­чение его финансовой устойчивости;

— максимизация прибыли;

— обеспечение инвестиционной привлекательности пред­приятия;

—  создание эффективного механизма управления предпри­ятием;

— достижение прозрачности финансово-хозяйственного состояния предприятия для собственников (участников и учредителей), инвесторов, кредиторов;

— использование предприятием рыночных механизмов при­влечения финансовых средств.

Оптимальность принимаемых управленческих решений за­висит от разных направлений политики развития деятельности предприятия:

— от качества экономического анализа;

— от разработки учетной и налоговой политики;

— от выработки направлений кредитной политики;

— от качества управления оборотными средствами, креди­торской и дебиторской задолженностью;

— от анализа и управления затратами, включая выбор амор­тизационной политики.

Значение финансового анализа организации здесь трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка экономической стратегии пред­приятия. Анализ опирается на показатели промежуточной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ целесообразно проводить перед составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса. На основе данных итогового анализа финансово-хозяйственного состояния осуществляет­ся выработка почти всех направлений экономической (в том числе и финансовой) политики предприятия. От того, на­сколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений.

Качество же самого финансового анализа зависит от при­меняемой методики, достоверности данных финансовой отчет­ности, а также от компетентности лица, принимающего управ­ленческое решение.

Экономический анализ, как известно, используется для исследования экономических процессов и экономических от­ношений, возникающих у организаций. Экономические отно­шения возникают на всех стадиях воспроизводственного про­цесса, на всех уровнях хозяйствования. При этом однородные экономические отношения, характеризующие одну из сторон общественного бытия, представленные в обобщенном абст­рактном виде, образуют экономическую категорию.

Финансы, выражая реально существующие в обществе про­изводственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в каче­стве экономической категории.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ре­сурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и госу­дарства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизвод­ство, материальное стимулирование работников, на социальные нужды и т.п.

Рассмотрим финансовую модель хозяйственной деятельно­сти организации. Она иллюстрирует формирование вложенного капитала из капитала собственного и заемного. Ка­питал может быть вложен или в основные, или в оборотные активы, или — если имеются некоторые излишки — направлен на внешние инвестиции.

Часть, превращенная в оборотный капитал, тратится на сырье и материалы и на преобразование их в готовые изделия и товары, а также на обращение всего этого в деньги. Пере­текание денег к поставщикам прерывается кредиторами точ­но так же, как и дебиторский «барьер» замедляет возврат поступающих в оборот денег. Процесс преобразования закуп­ленных материалов в конечный продукт предполагает расхо­дование денег на оплату труда, аренду помещений, налоги, страхование, коммунальные платежи и т.д. Некоторая часть основных активов полностью используется в форме аморти­зации. Кроме этого в организации существует много админи­стративных расходов, которые также требуют денег.

Продажа готовой продукции (работ, услуг) и товаров может осуществляться посредством прямых платежей или в кредит. В последнем случае дебиторы замедляют процесс притока денежных средств в организацию. Если организация инвестировала деньги во внешние проекты, то проценты от вложений приходят из-за «границы» оборотного капитала в форме доходов от прочей внереализационной деятельности. Наконец, некоторая часть денежных средств будет утрачена по причине уплаты налогов, процентов за кредит и других финансовых расходов.

Денежный оборот является отражением отношений между участниками процесса производства. Финансовая деятельность как часть хозяйственной деятельности включает в себя все де­нежные отношения, связанные с производством и реализацией продукции, воспроизводством основных и оборотных средств, образованием и использованием доходов.

Но не только временные границы определяет альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также и от задач субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы.  Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по вкладам и займам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Финансовый анализ подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний анализ затрагивает коммерческую тайну и секреты хозяйствующего субъекта, поэтому он является, по существу закрытым анализом[25].

Каждый хозяйствующий субъект разрабатывает свои нормы и нормативны экономической деятельности, систему их оценки и регулирования, информация о которых составляет его коммерческую тайну. Поэтому данные анализа степени достижения этих норм и нормативов, основанные на оперативной отчетности, не должны выходить за пределы хозяйствующего субъекта и не должны предъявляться ни кому (в том числе проверяющим органам), если хозяйствующий объект не хочет стать банкротом.

Внешний анализ проводится в целях сравнения результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта с другими объектами. По существу внешний анализ – открытый анализ, так как он проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, выходящей за пределы хозяйствующего  субъекта. Эти данные могут быть использованы для анализа без ущерба финансово-коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта, так как они не являются его коммерческой тайной.

Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и другие решения должны пройти оценку с точки зрения общего успеха фирмы, характера её экономического роста и роста общей финансовой эффективности. Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Транснефтепродукт»


2.1. Технико – экономическая характеристика ОАО «Транснефтепродукт»


ОАО «АК «Транснефтепродукт» образована в соответствии с Указом Президента РФ от 17 ноября 1992 года № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» и Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30 августа 1993 года № 871 «Об учреждении акционерной компании по транспорту нефтепродуктов «Транснефтепродукт».

Стратегическое значение

ОАО «АК «Транснефтепродукт» включено в Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004г. № 1009.

Основная сфера деятельности, другие сферы деятельности

Основными видами деятельности Компании, в соответствии с ее Уставом, являются: координация и управление транспортировкой нефтепродуктов, объединение и координация научно-технического, экономического, технологического и производственного потенциалов предприятий трубопроводного транспорта нефтепродуктов, комплексное развитие сети магистральных нефтепродуктопроводов, -- т. е. фактически, централизация управленческих, финансовых, эксплуатационных и инвестиционных функций системы магистральных нефтепродуктопроводов как субъекта хозяйствования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.