Рефераты. Проблемы европейской валютной интеграции p> Институт Европы РАН и члены авторского коллектива выражают искреннюю признательность Центральному банку Российской Федерации, Министерству финансов, Министерству торговли, Министерству экономики, Министерству иностранных дел, Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю, Федеральной службе безопасности, Службе внешней разведки, ОАО
"Газпром" за помощь, оказанную при подготовке доклада. Особо следует отметить ценные советы и пожелания, высказанные сотрудниками Центрального банка Российской Федерации О.В. Можайсковым, П.С. Смирновым,
А.М. Богатырем, С.В. Камбуровым и Л.Д. Долженковой.

1. Появление евро - важная веха в развитии мировой политики и экономики.
Лежащий в основе новой европейской валюты Экономический и валютный союз 11 государств - членов ЕС представляет собой высшую форму международной экономической интеграции, итог почти полувекового процесса интеграционного строительства в Западной Европе. Впервые за последние полвека на мировых валютных и финансовых рынках появилась реальная альтернатива доллару США. В мировой валютной системе происходит сдвиг в сторону биполярности.
2. Введение евро непосредственно затрагивает стратегические интересы России и меняет условия ее интеграции в мировую экономику. В целом последствия происходящих перемен благоприятны для нашей страны. Во всех областях валютных отношений и валютной политики открываются более широкие возможности для решения стоящих перед Россией внешнеэкономических задач.
Геополитическое положение России и интересы ее экономической безопасности диктуют необходимость максимального использования этих возможностей. Вместе с тем практическая политика Российской Федерации в отношении евро должна строиться с учетом как геополитической целесообразности, так и объективных экономических возможностей, в увязке стратегических целей и тактических задач. В связи с этим все шаги в направлении диверсификации валютных отношений должны быть осмотрительными и постепенными, ориентированными на поступательное решение конкретных экономических задач, должны предприниматься по мере накопления необходимых объективных предпосылок.
3. Работа с единой европейской валютой в России начинается в условиях кризисного состояния национальной кредитно-денежной системы, слабости рубля и глубокой долларизации экономики. Главной задачей экономической политики правительства являются завершение реформ в валютно-финансовой сфере и последовательное укрепление национальной валюты. Этой задаче и должны быть подчинены все шаги в отношении евро. Главный принцип государственной политики на этом направлении должен состоять в том, чтобы последовательно преодолевать фактическое неравенство евро (как и других валют) в отношении доллара США на внутреннем валютном рынке России.
4. В стратегической перспективе использование евро в России пройдет, по- видимому, через несколько этапов.
Первоначально должен возрасти удельный вес евро во внешнеторговых расчетах.
Масштабы и скорость этого процесса будут определяться в первую очередь тем, насколько успешно пойдет утверждение новой валюты на мировых рынках. Роль
Правительства и Центрального банка Российской Федерации на этом направлении ограничена и сводится в основном к информационному обеспечению и совершенствованию расчетных механизмов, способствующих использованию евро.
Рано или поздно возобновится процесс государственных и частных заимствований на западноевропейских финансовых рынках. Возможности этих заимствований зависят в первую очередь от решения проблемы внешней задолженности России, улучшения хозяйственной конъюнктуры внутри страны и восстановления национального кредитного рейтинга. Вместе с тем
Правительство Российской Федерации располагает определенными возможностями, чтобы в рамках этого процесса вести переговоры со странами ЭВС о создании дополнительных финансовых инструментов, способствующих российским заимствованиям в евро.
Третьим сегментом расширяющихся операций в евро может стать досрочная конвертация российских долгов в национальных валютах стран ЭВС в евро. Эта операция носит по преимуществу технический характер: условия частных займов не подлежат пересмотру, а возможность ревизии условий суверенных заимствований должна быть предметом дополнительных переговоров. Поэтому было бы неправильно форсировать этот процесс. В то же время при прочих равных условиях не следует его и затягивать. В пользу этого говорят политическая целесообразность и вероятные экономические выгоды для государства в связи с неизбежным увеличением доли евро в валютной выручке.
Что касается долларовой части задолженности, то экономических оснований добиваться ее перевода в евро пока не прослеживается. Любые шаги в области внешнего долга и внешних заимствований, связанные с введением евро, должны, разумеется, планироваться и осуществляться в строгом соответствии с общей линией Российской Федерации на переговорах о реструктуризации российского долга.
По мере развития этих процессов будет расширяться и использование евро в межбанковских платежах, прежде всего в отношениях российских банков и их западноевропейских партнеров.
5. Лишь после того, как на товарных и финансовых рынках накопится определенная "критическая масса" операций в евро, возникнут объективные предпосылки для изменения положения на валютных рынках и соответственно коррекции механизма курсообразования и курсовой политики.
Пока операции с евро не достигли необходимых объемов во внешнеэкономических и валютных операциях России, курс единой европейской валюты к рублю следует по-прежнему определять на основе кросс-курса к доллару. По мере расширения валютных операций в евро представляется целесообразным переход к непосредственному установлению котировок рубля к евро, минуя доллар. В дальнейшем следовало бы проработать механизмы использования более широкой корзины "курсообразующих" валют.
6. В рамках общих стратегических целей в отношении евро можно было бы предложить Европейскому Cоюзу и государствам-членам провести переговоры по всему спектру конкретных вопросов, связанных с введением единой европейской валюты (сотрудничество в информационном обеспечении работы с евро в России; развитие и углубление связей между центральными банками; взаимодействие спецслужб, правоохранительных органов и органов валютного контроля в борьбе с попытками транснациональных криминальных сообществ использовать введение евро в своих интересах; содействие возвращению российских заемщиков на западноевропейские финансовые рынки; заблаговременное согласованное решение вопросов, связанных с появлением наличных евро, и т.д.).
7. На базе уже принятых нормативных документов Банку России предстоит продолжить отслеживание и решение возникающих в практической деятельности правовых проблем, связанных с распространением евро в России:
Было бы целесообразно, в частности, провести ревизию действующего российского законодательства и международных договоров России в валютно- финансовой сфере с целью определения их соответствия правовым нормам
Европейского Союза, касающимся евро.
Должна быть окончательно определена стоимость обмена 11 национальных валют стран - членов ЕС на евро на российском внутреннем валютном рынке. (Банк
России в своем инструктивном письме от 30 декабря 1998 г. рекомендовал российским банкам осуществлять конверсию средств в евро без взимания комиссии. Эта рекомендация не вызвала возражений со стороны представителей банков, но, разумеется, следовать ей или нет, решают сами банки).
Как уже отмечалось, заключенные экономическими операторами сделки в
11 национальных валютах стран - членов ЕС как до введения евро, так и после остаются действительными для сторон. После прекращения хождения
11 национальных валют стран - членов ЕС платежи должны быть переведены исключительно в евро с применением установленных обменных соотношений.
Российские валютные власти должны будут принять организационные и экономические меры для обеспечения выполнения этих норм.
Расхождения вследствие округления, возникающие при использовании национальных валют региона евро для "закрытия" сделок и других обязательств в евро, устраняются в соответствии с правовыми актами ЕС. При этом расходы на покрытие таких расхождений берет на себя банк-бенефициар, то есть банк получателя средств. Этот принцип также нуждается в организационном подкреп- лении.
После того как в январе 2002 г. станет возможным приобретение банкнот и монет в евро, станет актуальным вопрос о том, будут ли российские банки взимать комиссию при обмене наличных евро. Необходимо будет также отработать порядок действий в том случае, если российский гражданин или другое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации, по какой-либо причине не обменяет наличную валюту 11 стран - членов ЕС на наличные евро и предъявит свои требования на это в России после 1 июля 2002 г.
8. В плане информационно-разъяснительной работы было бы полезно осуществить следующие меры:
Создать на сервере (сайте) Банка России в Интернете страницу информации по евро, где бы размещались материалы Европейского центрального банка,
Европейской комиссии и Совета ЕС на английском языке, а также переводы основных документов на русский язык. На этой же странице было бы полезно организовать сбор вопросов, возникающих у российских юридических и физических лиц в связи с использованием евро. В дальнейшем итоги такой
"инвентаризации" позволили бы более "прицельно" строить переговоры с ЕС, организовать подготовку и информационную работу среди предприятий и населения.
Министерству экономики, Министерству торговли и Торгово-промышленной палате при содействии Банка России и Российской академии наук целесообразно было бы подготовить методические рекомендации для российских участников внешнеэкономической деятельности, изложив в них основы правового статуса евро, права и обязанности российских участников внешнеэкономических связей при переходе на евро, а также принципы перевода в евро долгосрочных контрактов (со сроком исполнения после 2002 г.).
Торгово-промышленной палате можно было бы рекомендовать провести консультации со своими партнерами из стран ЭВС о последствиях введения евро, обобщить полученные материалы и довести их содержание до своих коллективных членов. Следовало бы, в частности, заранее выяснить сроки и порядок перевода торговли в евро на западноевропейских товарных биржах и аукционах и информировать об этом российских поставщиков и покупателей соответствующих товаров.
Стимулировать введение в учебные планы государственных и частных высших учебных заведений, особенно готовящих кадры по экономическим специальностям, занятий по проблематике евро с тем, чтобы молодые специалисты быстрее овладевали навыками ведения операций в единой европейской валюте.
На государственном уровне обеспечить заблаговременное ознакомление юридических и физических лиц во всех без исключения регионах России, в том числе отдаленных и с разреженным населением, с порядком обмена наличных банкнот стран ЭВС в евро в 2002 г. Подобная мера позволит избежать паники и махинаций, нередко связанных с обменом наличных денег.
10. Введение евро затрагивает не только Россию, но и все другие государства СНГ. Хотя в силу объективных причин предпосылки для эффективной координации их валютной, в частности курсовой, политики в отношении евро еще не созрели, создание западноевропейского

Экономического и валютного союза, исторический опыт валютной интеграции в рамках ЕС содержат ценные уроки для совместной разработки перспективных проблем экономической интеграции в "постсоветском" пространстве. В связи с этим представляется своевременным провести консультации центральных банков государств СНГ по принципиальным вопросам, связанным с появлением единой европейской валюты.

Приложение 2

Выполнение "пропускных критериев" для участия в "зоне евро" ее странами


| |Дефицит |Государственны|Уровень |Соблюдение |
| |госбюджета |й долг (% ВВП)|инфляции % |пределов |
| |(% ВВП) | | |колебаний |
| | | | |валютных курсов в|
| | | | |ЕВС |
|Пропускной |3,0 |60,0 |2,7 |да |
|критерий | | | | |
|Австрия |2,5 |66,1 |1,1 |да |
|Бельгия |2,1 |122,2 |1,4 |да |
|Германия |2,7 |61,3 |1,4 |да |
|Ирландия |-0,9 |66,3 |1,2 |да |
|Испания |2,6 |68,8 |1,8 |да |
|Италия |2,7 |121,6 |1,8 |да |
|Люксембург |-1,7 |6,7 |1,4 |да |
|Нидерланды |1,4 |72,1 |1,8 |да |
|Португалия |2,5 |62,0 |1,8 |да |
|Финляндия |0,9 |55,8 |1,3 |да |
|Франция |3,0 |58,0 |1,2 |да |
|Источник: ЕС. "Euro 1999". Brussels, 1998, p.16. | | | |



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.