Рефераты. Проблемы европейской валютной интеграции p> Введение евро повлечет определенные последствия для России. В 1996 г. на долю ЕС приходилось 32% отечественной внешней торговли, в западноевропейских валютах (в основном в DM) номинировано 40% внешнего государственного долга России и 25% официальных резервов ЦБ. Поэтому для правительства и госструктур было бы необоснованно игнорировать предстоящие в ЕС перемены. Также неуместно начинать массированную кампанию по подготовке к евро, наподобие тех, которые ведутся в странах Евросоюза, поскольку до 80% внешнеторговых контрактов России и 90% активов коммерческих банков в иностранных валютах приходятся на доллары США, да и нет абсолютных гарантий, что старт евро пройдет успешно.

В нынешней ситуации наиболее адекватным является вариант умеренной подготовки, предполагающий выделение круга особо актуальных и неотложных вопросов. Концентрация усилий на избранных направлениях позволила бы своевременно учесть интересы России, ее юридических и физических лиц и не упустить существующих возможностей влиять на развитие ситуации. Основная часть стратегических и оперативных решений, которые предстоит принимать госструктурам России в отношении евро, требует проведения серьезных аналитических разработок с учетом разных сценариев развития событий:


- успешного старта евро и быстрого роста объема международных операций в евро;


- постепенного, эволюционного внедрения евро в систему международных отношений и относительной слабости, особенно на первых порах, единой европейской валюты по сравнению с долларом США;


- резких колебаний курса евро по отношению к доллару и большой неустойчивости международных валютных рынков после 1999 г.

Тематика исследований зависит от конкретных потребностей того или иного ведомства. Наиболее важными в ближайшее время будут проблемы, связанные с пересчетом (реденоминацией) внешнего госдолга России, юридическими и техническими аспектами циркуляции евро на территории РФ, формированием курса рубля по отношению к евро.

Из $120-140 млрд. внешнего государственного долга России $50 млрд. номинировано в немецких марках. В течение 1997 и 1998 гг. Россия выпустила два семилетних транша евробондов (второй и четвертый) на общую сумму 3,25 млрд. DM. Основная часть долгов в DM и других западноевропейских валютах будет возвращаться после 2002 г., когда эти валюты перестанут существовать.
Так или иначе перед Россией встанет вопрос о реденоминации значительной части внешнего госдолга.

В силу международного принципа lex monetae (согласно которому реденоминацию проводит страна, чья валюта использована при эмиссии обязательств) Россия не может самостоятельно решать вопросы пересчета долга и должна согласовывать их с Евросоюзом в целом или с отдельными его странами. Задача состоит в том, чтобы обеспечить возврат долга на условиях не хуже тех, на которых производились бы выплаты в национальных валютах.

Евро потребуется для операций с государственными ценными бумагами стран Валютного союза, поскольку подавляющая их часть сразу же будет пересчитана в единую валюту. Российским предприятиям с участием западноевропейских ТНК предстоит вести в евро учет и отчетность, так как большинство крупных корпораций перешли на расчеты в евро с начала 1999 г.
Использование евро может быть выгодно российским компаниям, имеющим широкие связи в Европе (внешнеторговые организации, турагентства, транспортные компании), так как расчеты в одной валюте позволят экономить на конвертации и увеличить скорость оборота.

Вместе с тем внешние аспекты функционирования евро разработаны сравнительно слабо. Принимаемые в ЕС правила в отношении юридического статуса евро не могут иметь экстерриториальной силы (тем более, что право
ЕС не является ни национальным, ни международным), а в мире не существует прецедентов перехода нескольких стран на единую валюту и соответствующих общепризнанных норм и традиций. По мнению большинства юристов, введение евро не позволит сторонам прерывать контракты, используя оговорку force majeure. Это означает, что, если вследствие перехода на евро условия контракта станут для российской стороны менее выгодными, она будет обязана их выполнить.

Российские государственные и частные предприятия и банки могут столкнуться с многочисленными трудностями, если не будут иметь четкого представления о процедурах ведения операций в евро, пересчета обязательств, начисления процентов и т.п. Поскольку права и привилегии, предусмотренные для участников Валютного союза, не распространяются на третьи страны, не исключены случаи, когда российские юридические и физические лица окажутся в неравном положении по отношению к их западноевропейским партнерам
(например, в вопросах выбора валюты платежа, применения котировок или оплаты конвертации). Заполнить существующие юридические пустоты и упорядочить предстоящий переход можно следующими способами:


- заключить соглашение между ЕС и Россией по наиболее крупным вопросам;


- компетентным российским ведомствам издать четкие инструкции для банков и компаний о порядке ведения операций с евро на территории России;


- российским компаниям ввести специальные оговорки в действующие контракты с западноевропейскими странами, новые контракты заключать с учетом перехода на евро.

Заключение

Цель общей валюты: создание зоны экономической стабильности, облегчение обменов и согласование экономических политик. Соблюдение установленных сроков позволит ответить на вопрос о готовности Старого Света создать противовес влиянию США: доллар используется в 60 % мировых торговых операций, притом, что ВНП США составляет 20 % мирового ВНП.

Нестабильность обменных курсов внутри действующей европейской валютной системы приводит к тяжелым последствиям для экономик стран- участниц, которые вынуждены страховаться от обменных рисков. По мнению экспертов, евро позволит гражданам и предприятиям ежегодно экономить 8 млрд. долларов благодаря исчезновению этого риска в Западной Европе.

Следует отметить то, что совершенно нереально, чтобы все страны-члены
ЕС достигли намеченных критериев конвергенции до 2001 года. Самая важная и трудноразрешимая проблема для большинства западноевропейских стран лежит в области бюджетного дефицита. Таким образом, практическим следствием
Маастрихтского договора является запрограммированность раскола стран-членов
ЕС. При этом может возникнуть опасность того, что более слабые страны еще сильнее отстанут в развитии от своих партнеров по ЕС, если последние действительно извлекут выгоду от участия в ЕВС.

Отношение США и Японии к созданию Европейского валютного союза в целом можно охарактеризовать как скептическое. “Большинство американских бизнесменов ничего не слышали о ЕВС, а те, кто узнал о нем, не придали значения. Даже среди интеллектуальной банковской элиты ЕВС (по-английски:
EMU) чаще ассоциировался с той большой птицей, которая водится в Австралии, нежели с валютным союзом ”. Япония, ориентируясь прежде всего на американские и британские фондовые рынки, еще в меньшей степени обеспокоена созданием ЕВС.

В целом, сомнения относительно целесообразности валютного союза велики даже внутри стран-членов ЕС, за исключением Франции, которая самым решительным образом стоит за создание ЕВС.

Уже сейчас есть опасения в том, что два последних этапа могут сильно растянуться во времени либо вообще остаться на бумаге, а очередной опыт по созданию единого европейского валютного пространства повторит участь предшествующих мер. Ни одна из предпринимавшихся попыток Европейского центрального банка стабилизировать положение новой денежной единицы не увенчалась успехом. Такой, казалось бы, действенный механизм денежного регулирования, как управление процентными ставками, в данном случае оказался неработоспособен. C начала 1999 г. ставки поднимались несколько раз и с начального значения 3% достигли уровня 4,5%. Предпринятая ЕЦБ совместно с Банком Японии и ФРС США попытка валютной интервенции 22 сентября также не дала существенного положительного результата, если не принимать во внимание краткосрочный эффект.

Наблюдая устойчивый процесс удешевления евро, некоторые европейские политики - приверженцы новой валюты - пытаются убедить общественность, что это даже на пользу странам зоны, поскольку значительно укрепляет их экспортный потенциал. В ходе своей пресс-конференции в Берлине канцлер ФРГ
Герхард Шредер заявил, что низкий курс евро по отношению к доллару США укрепляет финансовое положение немецких компаний-экспортеров и приводит к увеличению объемов производства в этой крупнейшей стране еврозоны. При этом сторонники такой точки зрения забывают упомянуть о том, что слабая европейская валюта - прямой стимул для усиления инфляции и уменьшения покупательной способности населения. Впрочем, руководство
Европейского центрального банка не разделяет такой точки зрения. По заявлению вице-президента ЕЦБ Кристиана Нуайе, европейская экономика не нуждается в слабой валюте, поскольку она и без того достаточно конкурентоспособна. Это наглядный пример несогласованности позиций стран зоны евро, что отнюдь не на пользу новой валюте.

В качестве объясняющих причин неблагоприятной конъюнктуры евровалюты экспертами называются факторы, связанные с текущими экономическими различиями США и Европы: разные темпы и прогнозы развития, разные уровни процентных ставок и т.д. Учитывая, что позиции доминирующей валюты во многом определяются конкурентоспособностью различных экономических систем, это довольно веские аргументы.

В то же время, на мой взгляд, фундаментальная причина слабости евро в большей степени кроется в ее синтетической природе, которая не учитывает более глубоких противоречий, связанных не только с текущими показателями.
Даже несмотря на формальную принадлежность к одному экономическому классу, по ряду контролируемых показателей страны еврозоны изначально неоднородны в своем развитии в силу политических, исторических, социальных, культурных, этнографических и других особенностей. Вряд ли можно ставить на одну ступень Германию и Ирландию, Финляндию и Францию. Последняя демонстрирует существенный отрыв в экономическом развитии от других европейских стран.

Следует учесть и различия в особенностях банковских культур. Так, например, Ирландии присущ англо-саксонский тип банковской культуры, а
Дания, которая собирается присоединиться к странам еврозоны, ближе к немецкому типу. Те или иные экономические, политические, культурные особенности различных европейских стран все время требуют дополнительных усилий для создателей евро, чтобы удержать шаткую планку равновесия. К примеру, ирландский экономический бум за счет особых инвестиционных условий
"выбивает" эту страну из скромных общеевропейских показателей, он же таит в себе угрозу раскачивания инфляционных процессов на континенте; французское нововведение 35-часовой рабочей недели может нарушить баланс миграционных потоков трудовых ресурсов; в конце концов изоляция Австрии на волне прихода к власти ультраправых и вовсе поставила под угрозу любые разговоры о будущем политическом единении стран еврозоны (вероятность аналогичных процессов сейчас велика в Италии).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.