Ступень
в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли
информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций,
информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием
глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное
информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным
ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в
информационных продуктах и услугах.10
Современное
общество не может существовать без информационно – телекоммуникационных
технологий, поддерживающих всеобъемлющее информационное поле. В процессе
разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании
информационной среды должно быть единство технических средств информатики и
правил применения социальной информации. Необходимо отметить, что технология
сама по себе лишь частично определяет характер её использования, который в
большей степени зависит от развитости общества, его экономики, демократичности
социального устройства, уровня образования и других социальных факторов.
Становление информационного общества является предпосылкой для
эволюционного перехода к следующей стадии развития человечества,
цивилизационно-технологическим фундаментом которой является индустрия создания,
обработки и передачи информации, производства интеллектуальных инноваций и
культурных стандартов. Определить понятие «информационного общества» можно как
минимум тремя способами.
Во-первых,
перечислить характеристики, которые присущи этому типу цивилизации:
·
созданы значительные информационные ресурсы; производство, хранение,
распространение и передача как аудиовизуальной продукции, так и деловой,
культурной и развлекательной информации становится важнейшей частью экономики;
·
сформировалась информационная индустрия, которая включила в себя компьютерную и
телекоммуникационную промышленность, разработчиков аудиовизуального содержания
и программного обеспечения, производителей элементной базы и бытовой
электроники, мультимедийную промышленность и т.п., граждане имеют технические и
правовые возможности доступа к разнообразным источникам информации.
Во-вторых, можно
пойти от абстрактного к конкретному. Указав, что информационная цивилизация –
это следующая ступень в культурно-историческом развитии человечества по цепи
«аграрное – индустриальное – постиндустриальное» общество, увязав становление
информационной цивилизации с реализацией концепции устойчивого развития или
концепции коэволюционного развития.
В-третьих, можно
воспользоваться компромиссным вариантом, предложив дефиницию типа:
информационная цивилизация – это следующая ступень или стадия развития
человечества, на которой доминирующим объектом производства и потребления
становятся информационные, интеллектуальные и культурные продукты и услуги.
Конечно, это не означает, что традиционные предметы потребления, производимые
промышленностью и сельским хозяйством, теряют для человека свою актуальность.
Просто и в процессе производства, и в объеме потребляемых товаров и услуг доля
«информационных» операций и продуктов преобладает. Поскольку трансформационный
процесс связан, прежде всего, с институциональной структуры общества, то данное
определение наиболее адекватно способно отразить сущность информационного
общества. И что важно, оно учитывает позицию, отрицающую прогрессивность и
желательность перехода к информационному обществу. Процесс становления
информационного общества – это процесс трансформации не только объективного
жизненного пространства (средств связи, коммуникаций, производства и т.п.), но
и субъективной составляющей человека, под которой понимается система социальных
практик, реализуемая социальными субъектами всех уровней (от отдельных
личностей до общества в целом) и формирующаяся в зависимости от социальных,
экономических, политических и культурных условий.
Воздействие
информационного общества на образ жизни проявляется в масштабных и
фундаментальных изменениях социальных практик, осуществляемых социальными
субъектами в основных сферах общественной жизни. Данные изменения обусловлены
быстрым процессом объектирования информации и знаний, культурных стереотипов и
норм, возможностями их передачи в виде технологий через средства коммуникации
широким слоям населения, возникновением новых видов деятельности, основанных на
использовании информации.