Рефераты. Переломная эпоха:сущность и противоречия.

Наконец, третий важный процесс, характерный для современного общества – это ин­теграция. Интеграция – это институционально подготовленный системный процесс объе­динения хозяйственных блоков на мега- и макроуровне. На мегауровне такое объединение пока осуществлено только в форме Европейского Союза, где возникла зона евро. Инте­грация на макроуровне в виде процессов формирования кластеров отраслей в несоизме­римо более широком масштабе охватила все развитые страны и начинает проникать в ази­атские НИС, Индию и Китай. Этот процесс выступает как новый вектор развития миро­системы капитализма. Кластеры  (примером служит феномен «Силиконовой долины») выступают как объединения реальной и виртуальной интеграции.

Я придерживаюсь позиции, что, несмотря на существование трех этих процессов, взаимосвязанных, но все же отличных, можно сказать, что именно глобализация является определяющим вектором развития современности и включает в себя интернационализацию и интеграцию. Поэтому в дальнейшем я буду употреблять это понятие, подразумевая весь комплекс входящих в него значений.

Когда же возник этот термин? Какое наполнение он имел на протяжении своего развития?

Предполагают, что термин глобализация появился еще в 1967 году, когда его впервые употребил забытый к настоящему времени ученый для обозначения большей, чем ранее, глубины международной интеграции. Тогда, в 60-70-е годы обсуждение различных аспектов глобализации было крайне популярно в западных исследованиях, а в 80-е годы эта тема перекочевала и в советскую литературу «забытого мышления». Тогда глобализация рассматривалась как сближение стран и регионов и утверждение универсальных, (а фактически, хотя это открыто и не признавалось,  - западных) стандартов во всех областях жизни. Она в конечном итоге должна была бы привести и к созданию «мирового правительства», идея которого в те годы активно дискутировалась.

Апогеем такого понимания глобализации стала нашумевшая в свое время статья Ф.Фукуямы о «конце истории». Однако после окончания Холодной войны конфликты и кризисы стали нормой, и вслед за С.Хантингтоном заговорили о «столкновении цивилизаций».

Сегодня о глобализации продолжают много писать и говорить. Этим понятием пользуются журналисты, политики, бизнесмены, ученые и другие лица с целью обозначить некий всеобщий процесс, охвативший мир, показать изменения, происходящие в мире.² Нередко под ней понимаются принципиально разные вещи: общий ход исторического развития, процесс гомогенизации мира, растущую взаимозависимость, углубление социальных связей и т.п.

Одни авторы выступаю радикальными адептами глобализации, утверждая, что «сама эпоха национальных государств близка к своему концу…Вполне вероятно, что возникающий постнациональный порядок окажется не системой гомогенных единиц (как современная система национальных государств), а системой, основанной на отношениях между гетерогенными единицами (такими, как некоторые социальные движения, некоторые группы интересов, некоторые профессиональные объединения, некоторые неправительственные организации, некоторые вооруженные образования, некоторые юридические структуры)».³ Другие, выступающие с традиционных позиций, просто не хотят видеть происходящие в мире перемены, заявляя, в частности, что «миропорядок, созданный в 40-х годах, по-прежнему с нами и во многих отношениях крепче, чем раньше. Задача не в том, чтобы выдумывать и пытаться строить новый миропорядок, а в том, чтобы подтвердить и обновить старый».4 Третьи выдвигают парадигму всеобщей вестернизации.

Конечно, крайние точки зрения на глобализацию уязвимы со всей очевидностью, они все упрощают и искажают, однако это не снимает саму проблему. На самом деле процесс гораздо сложнее.  На основе различных подходов и мнений можно отметить, что в действительности глобализация оказалась не столь универсальна и «глобальна», как представлялось ранее, тем не менее, она совершенно очевидна и реальна, прежде всего как самый общий вектор развития мира, своего рода равнодействующая самых разнообразных сил и тенденций. Она все сильнее определяет по крайней мере весьма важный и влиятельный класс политических и иных процессов на различных уровнях, а также формирует новые институты и международные режимы  (то есть принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, в отношении которых ожидания действующих лиц в той или иной сфере сходятся).5

Глобализация имеет объективные источники, в основе которых – прогресс в науке и технике, информационных и управленческих технологиях, в развитии материального производства и т.д. Остановимся на них поподробнее.

Первый — технологический прогресс, приведший к резкому сокращению транспортных и коммуникационных издержек. Информационное обслуживание непосредственно связано с успехами в электронике — созданием электронной почты, Интернета. Современный компьютер стоимостью в 2 тыс. долларов во много раз мощнее, чем компьютер стоимостью в 10 млн. долларов двадцать лет назад.

Второй источник глобализации — либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной.

Третьим источником глобализации можно считать расширение сферы деятельности организаций, ставшее возможным как в результате технологического прогресса, так и более широких горизонтов управления на основе новых средств коммуникации. Многие компании, ориентировавшиеся раньше только на местные рынки, расширили свои производственные и сбытовые возможности, выйдя на глобальный уровень. В рамках подобных многонациональных корпораций в настоящее время осуществляется почти треть мировой торговли.

С появлением глобальных предприятий международные конфликты в значительной мере переместились с уровня страны на уровень фирмы, и борьба завязывается не между странами за территориальные владения, а между фирмами за долю на мировом рынке. Некоторые усматривают в таких компаниях угрозу власти и автономии государства.

В качестве четвертой причины глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли. Начало этому было положено объявленной в 1978 г. реформой в Китае, за которой последовали политические и экономические преобразования в государствах Центральной и Восточной Европы и распад СССР.

Пятая причина кроется в особенностях культурного развития. Речь идет о тенденции формирования глобализованных "однородных" средств массовой информации, искусства, поп-культуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения. Частично из-за этого некоторые страны, особенно Франция и ряд других европейских государств, рассматривают глобализацию как попытку США добиться культурной, экономической и политической гегемонии. В сущности, они считают глобализацию новой формой империализма или новой стадией капитализма в век электроники. Другие видят в глобализации новую форму колониализма, при которой роль новой метрополии играют США, а ее колоний — большинство остальных стран, поставляющих туда не только сырье, как это было раньше, но и оборудование, рабочую силу, капитал и другие необходимые для производственного процесса компоненты, будучи одновременно частью глобального рынка сбыта.
Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, порождая новые проблемы и открывая новые возможности.

Подводя краткий итог, можно сказать, что глобализация стала порождением ускоренного развития коммуникаций в 1990-е годы («коммуникационного бума») и сама в свою очередь создала принципиально новую общественную атмосферу. Тут я имею ввиду не только создание и распространение новых технических средств коммуникаций, но и повышение интенсивности человеческих коммуникаций как таковых. На мой взгляд, именно этот аспект – наступление новой, информационной, эпохи – является определяющим при толковании понятия глобализации. Исходя из этого, можно дать ей следующее определение:

Глобализация – это процесс формирования и последующего развития единого общемирового финансово-экономического пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий.

Какова идеологическая основа глобализации? Что происходит на смену прежним концепциям, находящимся в глубоком кризисе из-за несоответствия современным реалиям? На эти вопросы я попытаюсь дать ответ во второй главе своей работы.


Глава II

В современном мире назревает глубокая переоценка положения на планете, пересмотр базовых концептов и предлагавшихся ранее прогнозов и решений. Происходящая глобальная революция имеет свою идеологическую основу. Более того, ее главный двигатель, а также источники многочисленных проблем и срывов находятся именно в области мировоззрения. К концу века стал вполне очевиден переживаемый цивилизацией кризис господствующего мировоззрения: пробуксовка, затухание, причудливые метаморфозы модернизации. Проект Большого Модерна, заложивший основы западной или североатлантической цивилизации, доминирующей ныне на планете – построение универсального сообщества, основанного на постулатах свободы личности, демократии и либерализма, научного и культурного прогресса, повсеместного распространения «священного принципа» частной собственности и рыночной модели индустриальной экономики – частично реализуясь, ныне сталкивается со все более неразрешимыми трудностями. Это связано с фундаментальной культурной неоднородностью мира, резким экономическим неравенством на планете (о противоречиях на мировом уровне я скажу в главе 4). Проект этот достиг каких-то качественных пределов, претерпевая одновременно серьезную трансформацию.

В ходе нарастающей прагматизации общественного сознания плоды глобализации имеют в итоге странный синкретический характер, а порожденные ею конструкции, являясь универсальной инфраструктурой, напоминают мегаломаническую ирригационную систему, чьи каналы обеспечивают растекание по планете уплощенной информации и суррогата новой массовой культуры. В результате распространение идеалов свободы и демократии нередко подменяется экспансией энтропийных, понижающихся стандартов в различных сферах жизни, затрагивая при этом не только культуру, но и социально-экономические реалии.7

Рожденная на финише второго тысячелетия, неравновесная, синклетичная и в значительной степени космополитичная конструкция глобального сообщества есть, таким образом, продукт постмодерна и совместного творчества всех актуальных персонажей современного мира. Произошла фактически плавная замена мирового этоса. Культурно-исторический генотип эпохи Постмодерна утверждает на планете собственный исторический ландшафт, политико-правовые и социально-экономические реалии которого резко отличны от аналогичных институтов общества  Модерна. Социальные институты – нации, государства, не столь важны, как важны первичные социальные связи и сети этих связей. Происходит колоссальная фрагментация социального субъекта. И выражается это во вполне явных формах бегства от институтов – в основном от социетальных институтов.8 Это процесс глобальный и в пределах западного мира он не связан с качеством самих институтов, он связан с изменениями, которые происходят в чисто человеческой, личностной сфере общественной действительности. Самое важное измерение в этих изменениях – социально-антропологическое. Самая общая их характеристика – это индивидуализация. Причем наряду с индивидуализацией, отделением индивида от социальных групп, происходит мельчание самих этих социальных групп, формирование их не по принципу заданности социальным статусом, происхождением, а по принципу добровольности, ассоциативности. Все это процессы, которые происходят прежде всего в западном мире, но в силу универсального возрастания неустойчивости, динамизма социально-групповых связей приобретают в той или иной мере глобальный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.