· Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства.
· В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар.
Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию.
В рамках ЕС также проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г. статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика - вторая по значимости статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления - координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фонда регионального развития.
В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-технической области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994-1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспечение конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды.
ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт.
Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и создание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирующаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС.
К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. Постоянно нарушались положения Римского договора в части свободного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. - иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолклендская война - показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности урегулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи.
Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Первая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вторая - образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву.
Первая задача - создание ЕВР - решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое значение, так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1 января 1993 г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов.
Переход Сообщества в новое качество - Европейский союз - основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор предусматривает, в частности, постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых областей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ратификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое официальное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора.
Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС.
В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей.
Среди участников ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы.
На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония[18]. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония[19]) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003-2004 гг.
Европейский союз - не единственная интеграционная группировка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобритании и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве.
В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право издавать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами промышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отношениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможенные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии[20].
Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились соглашением о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устранение торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Соглашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допускать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее отсталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных условиях ввозить свои продукты в ЕС.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18