Самая тяжелая ситуация с
внешним долгом – у стран Африки, расположенных южнее Сахары, где внешний долг в
среднем превышает 70% ВВП. У развивающихся стран Западного полушария абсолютная
величина долга в 3,3 раза выше, но отношение долга к ВВП намного лучше – 36%
(конец 1998 г.).
Ситуация с внешним долгом СССР оставалась
благоприятной вплоть до середины 80-х гг. Затем Советский Союз стал активно
занимать деньги у Запада (“кредиты под Горбачева”). Заимствования под
перестройку увеличили внешний долг страны с 28 (в 1985 г.) до 95 млрд. дол. (в
начале 1990-х г.). После распада СССР России пришлось пойти на “нулевой
вариант”, взяв на себя весь бывший советский долг и взяв себе все активы
бывшего СССР (долги других стран, недвижимость за рубежом и т.д.)[39].
В апреле 1996 г. наша страна подписала рамочное
соглашение с Парижским клубом стран-кредиторов о 25-летней реструктуризации
задолженности бывшего СССР в размере около 38 млрд. дол. Соглашение
предусматривает предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение
которого будут выплачиваться только проценты по долгу. Погашение же основной
суммы долга начнется только в 2002 г. и завершится через 20 лет. В 1997 г.
достигнуты двусторонние договоренности о реструктуризации долга России перед
ФРГ, США и Швейцарией (на общую сумму около 20 млрд. дол.), на долю которых
приходится 50% долгов бывшего СССР, а также соглашение о полной
реструктуризации долга Советского Союза с членами Лондонского клуба кредиторов.
Тем не менее, не успев разобраться со старыми долгами, Россия стала набирать
новые. В результате внешний долг России на 1 января 1999 г. составил 150,6
млрд. дол. США (из них на долги бывшего СССР приходилось 79,9 млрд.). Бремя
внешнего долга, несмотря на соглашения о реструктуризации задолженности,
остается весьма серьезным – вплоть до 2005 г. страна должна выплачивать от 14
до 19 млрд. дол. ежегодно.