Рефераты. Деятельность ТНК на современном этапе

2.2 Трансфертные цены


Цены не только разовых, но и  регулярных сделок между филиалами одной и той же компании, расположенными в различных странах, из-за маневрирования финансовыми потоками внутри ТНК ради максимально эффективного использования  страновых различий могут весьма существенно и практически произвольно отличаться от  рыночных цен, которые были бы установлены на основе традиционных рыночных механизмов - при аналогичных продажах между  не связанными друг с другом фирмами.

     Таким образом, механизмы трансфертного ценообразования становятся механизмами, с одной стороны, подрыва национальных рынков (так как часть продаж на них проводится между аффилированными структурами по нерыночным ценам), а с другой – стихийной и насильственной либерализации национальных экономик. Ведь страны, вводящие  более жёсткие механизмы регулирования бизнеса, объективно становятся жертвой трансфертных цен: они лишаются связанных деятельностью ТНК  финансовых потоков, недополучают налоги, теряют валютные резервы и сталкиваются с ограничением развития национальных предприятий, вынужденных действовать в более суровом,  чем ТНК,  деловом климате.

      Механизм действия трансфертных цен раскрывает классический пример Колумбии, власти которой в своё время установили верхний предел  репатриируемой прибыли. Работающие на её территории ТНК без видимых усилий решили эту проблему путём повышения цен, по которым головная компания поставляла товары местным отделениям. Через три года импортные цены для колумбийских отделений ТНК на химическую продукцию превышали мировые на 25%, на резину - на 44%, на электротовары - на 54%, а на фармацевтические товары - в 1,9 раза.12

     Для контроля за такими действиями и противостояния их разрушительным последствиям у властей развивающихся стран обычно нет квалифицированных специалистов, а в целом ряде случаев – даже простых юридических прав. Глубина принудительной либерализации при помощи трансфертных цен значительна, так как ТНК используют в качестве «эталонов» оффшорные зоны ( в этом заключается  одна из важнейших функций и причин расцвета  последних именно во время бурного развития

ТНК). Многие из оффшоров представляют собой крошечные территории, государства которых не имеют никаких ни социальных, ни каких-либо  иных обязательств. Например, Науру, бывшее до  начала массовых беспорядков финансовым центром мирового значения, не имеет даже столицы в общепринятом смысле слова - ей считается отдельно стоящее среди конгломерата посёлков здание парламента.

     Ничтожность   социальных    и    иных    обязательств     позволяет     этим

территориям устанавливать экономический режим, соревнование с которым по уровню либеральности ( то есть низкому уровню налогов и государственного регулирования, включая раскрытие информации, и свободе движения капитала) по определению непосильно для любого не «виртуального», а реально существующего государства.  Чрезмерная, не говоря уже о принудительной, либерализация пагубна для  экономик, особенно  относительно слабых. Даже  авторитетные  финансовые  эксперты

( среди них лауреат Нобелевской премии, бывший старший вице-президент и главный экономист Мирового банка Дж. Ю. Стиглиц ) пришли к  выводу о принципиальной невозможности стабилизации социально-экономического развития за счёт реализации либеральных рецептов, констатировав таким образом не только крах, но и экспериментальное доказательство принципиальной порочности «Вашингтонского консенсуса» ( политики, направленной на принудительную либерализацию экономик неразвитых, в первую очередь пост социалистических, стран, включая Россию, при помощи в том числе давления и стимулирования со стороны международных финансовых организаций ). 


2.3 Спецслужбы   ТНК


      Жесткая конкурентная борьба и стремление к получению  максимальной

 прибыли вынуждает руководство ТНК внимательно следить за деятельностью своих конкурентов, отслеживать процессы, происходящие в мире. С этой целью в большинстве ведущих ТНК созданы специальные разведывательные и контрразведывательные подразделения, использующие в своей деятельности те же формы и методы, что и государственные спецслужбы. На работу в эти подразделения принимаются, как правило, бывшие сотрудники разведки и контрразведки, спец подразделений армии и полиции. Даже рядовой состав этих служб такие крупнейшие американские корпорации как «Дженерал моторз», «Форд», «ИБМ», «АТТ» и др. набирают из бывших сотрудников ФБР. Спецслужбы корпораций часто возглавляют бывшие высокопоставленные сотрудники госразведывательных и контрразведывательных органов: бывший директор ЦРУ США Дж. Маккоун долгое время руководил разведслужбой корпорации «ИТТ», а другие руководители американской разведки — Б.Смит и У.Колби являлись политконсультантами крупнейших корпораций США, входили в состав их правлений. О масштабах деятельности спецслужб ТНК можно судить хотя бы по тому факту, что еще в начале 80-х годов прошлого столетия только на содержание своих служб безопасности ведущие ТНК США расходовали ежегодно свыше 2,5 млрд. долл. (практически столько же, сколько и ЦРУ США), а стоимость технических средств охраны оценивалась в 800 млн. долл. Количество работников только одной службы безопасности корпорации «Дженерал моторз» (22 тыс. чел.) было сопоставимо с общей численностью сотрудников ФБР США. Располагая широкими возможностями, спецслужбы ТНК добывают разнообразную политическую и экономическую информацию, которую, в ряде случаев, не могут получить внешнеполитические ведомства и разведки ведущих государств. Для этого крупнейшие компании, помимо «традиционного» оборудования, используют собственные космические спутники и средства радиоперехвата. Для обеспечения информбезопасности корпорации широко используют шифры и коды, для проверки собственных сотрудников - «детекторы  лжи» и другое спецоборудование.13     

   Спецслужбы ТНК осуществляют практически все виды шпионажа - от научно-технического до политического. Разведслужбы корпораций занимаются не только сбором информации, но и подготовкой прогнозов о развитии политических событий в тех регионах и странах, которые представляют интерес для ТНК. В этой связи представляется небезынтересным заявление, сделанное в сенате Соединенных Штатов в конце 70-х годов прошлого столетия тогдашним советником президента США по нацбезопасности З. Бжезинским: «Меня, как правило, впечатляет во внешней политике то, что большие международные корпорации имеют гораздо более эффективные методы международной деятельности, чем госдепартамент. В смысле проницательности анализа, гибкости действий и быстроты движения я бы скорее предпочел иметь дело с представителями «ИБМ», чем со многими из наших посольств».

   Как свидетельствует практика, между спецслужбами корпораций и страны базирования часто складываются тесные взаимоотношения. Например, часть такого рода контактов между американскими ТНК и ЦРУ США закреплена и регламентирована в правовом порядке. Для поддержания постоянных контактов с американскими корпорациями в ЦРУ был даже создан спецотдел по связи с ТНК. Как отмечают американские исследователи деятельности спецслужб ТНК Р.Иелс и П.Нехемкис, появление этих структурных подразделений корпораций было вызвано также и тем обстоятельством, что только компаниям США ежегодно наносится ущерб на сумму свыше 20 млрд. долл. из-за промышленного шпионажа конкурентов. Кроме того, в последние годы значительно активизировали свою деятельность спецслужбы ведущих компаний Японии, Франции, Южной Кореи и других стран. Об этом, в частности, свидетельствуют аресты в США представителей японской «Хитачи», разоблачения американской прессой деятельности ряда французских компаний, обвиненных в промышленном шпионаже против ТНК США.

2.4   Монополизация технологий


     ТНК прилагают максимум усилий для избежания передачи технологий, так как именно владение технологиями ( наряду с  эффектом масштаба, позволяющего переносить  международное разделение труда внутрь корпорации) является основным фактором их конкурентоспособности. Именно этим ( наряду с чудовищным монопольным  завышением цен на целый ряд «лицензируемых» товаров, в первую очередь на компьютерные программы, а также аудио-, видео- и цифровые записи) во многом объясняется болезненно гипертрофированное значение, придаваемое ТНК вопросам защиты интеллектуальной собственности.

     Одним из ключевых механизмов защиты технологий является патентование. Страна, предоставляющая ТНК патентную защиту, автоматически лишает свои собственные компании возможности импортировать более дешёвые продукты и технологии и тем более - использовать запатентованную технологию в производстве. Следует учитывать, что продажа запатентованной технологии, как правило, сопровождается целом рядом серьёзных ограничений и подкрепляется фактически принудительной продажей полуфабрикатов с использованием трансфертного ценообразования.

    Тем не менее принято считать ( во многом  в результате регулярной пропаганды  самих ТНК ), что развивающиеся страны получают от присутствия в них  транснациональных корпораций  значительные выгоды, - правда, в основном нефинансовые ( в финансовые выгоды верят только принципиально игнорирующие реальность личности вроде осмеянных ещё Дж.Соросом российских «либеральных фундаменталистов» ). Эти выгоды связывают в первую очередь с переносом  на территорию страны современных технологий – не только производства, но и управления, в том числе таких технологий управления, которые являются условием самой возможности указанных инвестиций  со стороны ТНК.

     Однако даже если  бы поведение ТНК было альтруистичным и направленным на технологическое обогащение неразвитых стран, возможности передачи технологий объективно весьма ограничены, а их последствия - по меньшей мере неоднозначны. Ведь конкретная фирма, в которую  воплощена каждая технология (реализующая её организационная структура, характер и полнота инструкций и так далее), несёт на себе сильнейший отпечаток социально-экономических и культурных особенностей общества, которым она создана. Так, большинство high-tech в принципе не могут быть адаптированы к условиям основной массы неразвитых стран, в частности, к преобладанию неквалифицированного труда. Эти технологии слишком сложны и требуют часто недостижимой в неразвитых странах точности. Часто они нуждаются и в заведомо непосильных для развивающихся стран масштабах производства. Адаптация же более простых технологий к условиям неразвитых стран, даже когда она технологически возможна, может требовать неприемлемых издержек, включая дополнительные исследования и изменение организационной структуры.

    Поэтому сложная технология, как правило, не может быть трансплантирована, механически перенесена в страну с отличающимся типом экономики и культуры (особенно в менее развитую). Соответственно, «оцивилизовывающая» миссия ТНК, хотя, безусловно, и существует, преувеличивается пропагандистами  и  объективно сдерживается самим  характером их технологий – и производственных, и управленческих, не говоря уже о заинтересованности самих ТНК в ограничении передачи своих технологий, монопольное владение которыми является ключевым фактором их конкурентоспособности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.