Рефераты. Деятельность ТНК на современном этапе

·функциональные региональные управления обеспечивают специфические виды деятельности концерна: сбыт, снабжение, обслуживание потребителей после продажи им товара, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. Эти управления ответственны за результаты деятельности всех соответствующих структур в региональном или глобальном плане.

      В настоящее время принято делить ТНК на интернациональные, многонациональные и глобальные.

    Интернациональные ТНК являются начальной и наиболее простой формой. Они представляют собой национальные компании с зарубежными активами. Созданные за рубежом филиалы таких компаний не имеют юридической самостоятельности, а зарубежные рынки рассматриваются  как   продолжение национального рынка. Поэтому такие компании имеют очень высокий уровень централизации принятия управленческих решений и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнской компании.

    Многонациональные ТНК - это международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Филиалы таких компаний, как правило, автономны, а зарубежные рынки имеют равноценное или приоритетное значение по сравнению с внутренними рынками. В связи с этим выросла децентрализация отдельных функций управления при достаточной степени независимости структурных подразделений.

    Глобальные ТНК - компании, создаваемые на основе интеграции хозяйственной деятельности, осуществляемой в разных странах. Возникшие в 80-е годы, именно они определяют будущее развитие мировой экономики. Эти ТНК представляют собой объединение децентрализованных филиалов, для которых сферой деятельности является весь мир. Одна из основных характеристик таких ТНК – осуществление глобальной стратегии.     Подобный подход включает совокупность следующих принципов:

1.Необходимо продавать товар во всём мире, а не только на внутреннем рынке, причем международный сбыт рассматривается не как дополнение  к основному бизнесу, а как неотъемлемая часть стратегии.

2. Следует размещать те или иные виды деятельности в других странах для того, чтобы использовать местные преимущества, компенсировать определенные неблагоприятные моменты или облегчить проникновение на национальный рынок.

3. Координация и интеграция различных видов деятельности должна осуществляться в масштабах всего мира.7 

1.3.1 Виды деятельности ТНК


     Расширяя  свою   экспансию  ТНК  используют   разнообразные   формы

освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.

К числу таких форм экономики ТНК обычно относятся:

1. лицензирование;

2. франчайзинг;

3. управленческие контракты;

4. оказание технических и маркетинговых услуг;

5. сдачу предприятий «под ключ»;

6. ограниченные    по    времени    договоры    по    созданию    совместных предприятий  и  соглашения  по  осуществлению  отдельных  операций.

    На практике часто трудно чётко провести границу между той или иной формой деятельности ТНК. Они используются не дифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его.

   Важная особенность  развития этих форм в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими ТНК, выражая усиление центростремительных тенденций. Особое распространение получили лицензионные соглашения – юридические договоры, по которым лицензиар предоставляет определённые права лицензиату на некоторое время и за определённое вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологий.

    Особая разновидность лицензионного соглашения – франчайзинг (франшиза) - лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер представляет определённые права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определённую плату.

  С конца 80-х гг. становится популярной такая форма экспансии ТНК, как  оказание управленческих и маркетинговых услуг. Договор на предоставление управленческих услуг – это соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический  и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление.8

 По контрактам об оказании технической помощи ТНК осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры  связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию ноу-хау, устранение аварий и контролем за качеством.

   Широкое распространение получили договоры о сдаче заводов «под ключ». В этом случае ТНК берёт на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определённого объекта.  В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается, как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

    Новейшей формой завоевания ТНК международных рынков является создание ими за рубежом  специальных инвестиционных компаний. Задача этих структур – инвестиции в дочерние и партнёрские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и « Кока-кола» а Африке.

 
1.3.2 Механизм управления ТНК

    Рассмотрим механизм управления ТНК. Речь идёт о двух основных тенденциях, одна из которых направлена на усиление централизации управления, а другая - на развитие некоторых принципов децентрализации. В западной экономической литературе эти две концепции получили название энтоцентризма и полицентризма.

    Энтоцентрический метод управления предполагает усиление процессов централизации, при которой руководящий центр компании находится в одной стране - в штаб-квартире материнского общества. При полицентрическом  методе управления такой руководящий центр перемещается в ряд стран, зарубежные дочерние общества получают право самостоятельно решать большинство вопросов с учётом специфических условий их деятельности. Анализ системы управления наиболее крупных международных компаний показывает, что у большинства американских и японских транснациональных корпораций преобладает энтоцентрический метод управления. Для деятельности большинства западно-европейских  международных ТНК характерным становится полицентрический метод управления. Определённые различия в структуре управления международных ТНК в зависимости от их  национального происхождения связаны в значительной степени  со способами их возникновения. Большинство западно-европейских международных компаний были основаны в результате объединения капиталов двух или нескольких стран (таковы, например, англо-голландские компании «Ройял Датч-Шелл», «Юнилевер», англо-итальянская «Данлоп-Пирелли» и др.) на определённых принципах полицентризма ( многонациональности), предполагающего наличие по крайней мере двух основных руководящих центров управления.

     В последнее время в структуре управления некоторых крупных международных компаний ряда стран Западной Европы (швейцарской фирмы «Нестле», голландской компании «Филипс» и др.) происходит выработка новых концепций, которые могут быть определены как геоцентрические. Этот принцип предполагает согласованный подход в рамках всей корпорации к отыскиванию оптимальных путей для комплексного решения местных и общих проблем.  По мнению западных экономистов такой тип управления существует  лишь у немногих западно-еврапейских компаний. Основной принцип управления, например, международной компании «Нестле» сводится к тому, чтобы обеспечить многочисленным зарубежным дочерним обществам   условия, при которых они могли бы выступать как  чисто национальные объединения, способные принимать самостоятельные решения  без согласования с руководящим центром  за границей.

    Организационная структура  международных компаний во многом, а иногда решающим образом зависит от характера экономической деятельности, географического размещения её прямых инвестиций. Анализ структуры управления международных компаний, действующих в  горно-добывающей, особенно в нефтедобывающей, промышленности показывает, что они, как правило, придерживаются принципа жесткого централизованного регулирования, которое распространяется на масштабы и сроки инвестирования новых капиталовложений в рамках всей ТНК, проведения геологоразведочных работ, объёма добычи, переработки и реализации продукции. Такая централизация управления вызвана тем, что источники добычи полезных ископаемых сосредоточены лишь в определённых районах (главным образом в развивающихся странах), а переработка и реализация осуществляются по всему миру. Поэтому возникает необходимость постоянного контроля  над  объёмом поставок  и реализации в определённых районах.

    Организационная структура  большинства международных компаний, действующих в обрабатывающих отраслях промышленности,  отличается, напротив, значительной степенью децентрализации. Технологические условия производства в этих отраслях настолько многообразны, что не представляется возможным выработать какую-либо единую жёсткую схему  взаимоотношений между отдельными подразделениями, входящими в систему ТНК. Организационная структура таких компаний включает весьма широкий набор концепций управления: от высокой степени централизованного  контроля до полной автономии отдельных звеньев.9

                                               

 

2 Глава

 Источники устойчивости и эффективной деятельности ТНК


      Современные промышленные гиганты редко гибнут во время кризисов. В последний момент их, как правило, спасают скрытые финансовые резервы, вмешательство мощных банковских групп или помощь государства. Это не означает, однако, уменьшения заинтересованности монополий в обеспечении стабильного развития. Стабильность развития принадлежит к числу приоритетных целей большинства корпораций. Более того, особое значение придается, если допустимо такое выражение “активной стабильности”, т.е. способности не просто выдержать испытания, но и не допустить резкого падения оборота, сохранить свою долю на рынке, известный уровень рентабельности и т.д. Не случайно фирмы, добившиеся в этом успеха, постоянно подчеркивают и рекламируют свои достижения. Западногерманский концерн “Сименс”, например, создал поддерживаемую десятилетиями традицию выплаты одинаковых дивидендов вне зависимости от того хороша или плоха экономическая обстановка в Германии. За исключением 1971/72 финансового года по каждой акции ежегодно выплачивалось 16% прибыли, в том числе и во время самых тяжелых в истории страны экономических кризисов 1974-75 и 1980-82 гг. Традиция была нарушена в 1984 году, но лишь для того, чтобы поднять уровень дивидендов до 20%. Трудно себе представить более демонстративную - причем не на словах, а на деле - заявку на независимость от развития экономического цикла.10

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.