выбывшие ОФ
Квыб = стоимость ОФ на начало года • 100. (1.4)
Вторая группа показателей оценки материально-техничес-кой базы характеризует техническую оснащенность торговли. Сюда относятся фондовооруженность труда, техническая во-оруженность труда, удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.
Фондовооруженность -- это отношение среднегодовой стои-мости основных фондов к числу работников.
Но данные показатели в процессе проведения анализа нам не понадобятся. Мы будем использовать третью группу показателей.
Третья группа показателей оценки основных фондов тор-говли характеризует эффективность их использования. Сюда относятся фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность.
Фондоотдача определяется путем отношения суммы роз-ничного товарооборота за год к среднегодовой стоимости основных фондов и показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль основных фондов.
Фондоемкость является обратным показателем фондоотдачи и отражает сумму основных фондов, приходящуюся на один рубль товарооборота.
Под фондорентабельностью понимается отношение при-были за отчетный период к стоимости основных фондов предприятия.
Обобщающая оценка материально-технической базы даётся на основе комплексного интегрального показателя фондоотдачи (Iфо), который рассчитывается путём извлечения квадратного корня из произведения показателя фондоотдачи и прибыли в расчёте на 1 рубль [11].
Интегральный показатель выражается формулой
Iфо = v ФО • ФР , (1.5)
где ФО - фондоотдача;
ФР - фондорентабельность.
Данный показатель отражает условный средний уровень обобщённого экономического эффекта (результата) в виде товарооборота и прибыли, приходящихся на каждый рубль средств, вложенных в основные фонды торговли.
1.4. Анализ издержек и прибыли торгового предприятия
1.4.1. Издержки обращения торгового предприятия
Издержки обращения -- это затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме. Издержки обращения представляют собой общес-твенно-необходимые затраты труда, обеспечивающие выпол-нение торговлей своих функций и задач [4].
Издержки обращения условно подразделяются на чистые и дополнительные. Чистые издержки -- это затраты по органи-зации процесса купли-продажи, содержанию административ-но-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением про-цесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразо-ванием производственного ассортимента в торговый.
Издержки бывают явные и неявные. Явные (бухгалтер-ские) издержки -- это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ре-сурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете и относятся, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции. Они делятся:
- на материальные затраты (стоимость товаров, сырья, ма-териалов, используемых для упаковки, хранения, обес-печения нормального торгово-технологического процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся пред-метов; стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех ви-дов и др.);
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды и другие отчисления;
- амортизация основных фондов;
- прочие затраты.
Неявные издержки -- это издержки, связанные с использо-ванием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неяв-ным издержкам можно отнести платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принад-лежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.
С точки зрения управления издержками обращения важно знать их классификацию на постоянные и перемен-ные (рис. 1.1) [11].
Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относи-тельного снижения издержек при росте выручки от реализа-ции. Во-вторых, такая классификация позволяет определить окупаемость затрат, то есть запас финансовой прочности предприятия. В-третьих, выделение постоянных затрат дает возможность использовать метод маржинального дохода (ва-ловой доход минус переменные затраты) для определения размера торговой надбавки.
Анализ издержек обращения направ-лен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия за счет более рационального ис-пользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и ор-ганизации торгового обслуживания потребителей.
Задачей полного анализа издержек обращения является определение:
- динамики и степени выполнения плана издержек по об-щему уровню и отдельным статьям расходов;
- размера и темпа изменения фактического (ожидаемого) уровня
издержек обращения по сравнению с их плано-вым уровнем и в динамике;
- величины экономии или перерасхода средств (по общему уровню издержек и отдельным статьям);
- изменений размера влияния основных факторов на от-клонение фактических затрат от плановых;
- уровня затрат на реализацию отдельных видов товаров;
- различий по сравнению с издержками конкурентов.
Издержки обращения
Условно-постоянные
Условно-переменные
транспортные расходы;
проценты за пользование краткосрочными ссудами;
расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;
потери товаров при переработке, хранении и реализации;
расходы по операциям с тарой;
платежи по страхованию имущества (в части страхования грузов и риска погашения кредитов);
расходы на дополнительную оплату труда;
начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный
(чернобыльский) налог) на переменную часть заработной платы;
налоги и отчисления, ставки которых рассчитываются в процентах к товарообороту
расходы на содержание и аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря и легкового транспорта;
износ посуды, столового белья и малоценного инвентаря и расходы по их содержанию;
расходы на рекламу;
расходы на ремонт основных средств;
платежи по страхованию имущества (кроме страхования грузов и риска погашения кредитов);
прочие материальные и приравненные к ним статьи;
расходы на постоянную часть оплаты труда;
начисления (отчисления на социальное страхование, в фонд занятости, Чрезвычайный (чернобыльский) налог) на постоянную заработную плату;
налоги и отчисления, не зависящие от размеров товарооборота
Рис. 1.1. Классификация постоянных и переменных издержек обращения
Абсолютное отклонение (экономия или перерасход) пред-ставляет собой разницу между фактической и плановой сум-мой издержек (или в динамике).
Изменение уровня издержек обращения рассчитывается как отклонение фактического уровня от плана или данных прошлого периода.
Темп изменения уровня издержек обращения определяется отношением размера изменения их уровня к базисному уровню, выраженным в процентах.
Относительная экономия (перерасход) определяется умножением размера изменения уровня издержек обращения на фактический розничный товарооборот и делением произведения на 100.
1.4.2. Прибыль, рентабельность и эффективность деятельности торгового предприятия
При-быль -- это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговым предприятием [6].
При анализе используются следующие показатели при-были: прибыль от реализации, балансовая (прибыль отчетно-го периода), налогооблагаемая, чистая прибыль.
Прибыль от реализации (торговая прибыль) определяется как разность между валовыми доходами и издержками обра-щения (рис. 1.2) [11].
Эффективность торгового предприятия можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые необходимы для осуществления этой деятельности.
Рентабельность - синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности торговых предприятий за определённый период. Это процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей: объёму товарооборота, издержкам обращения, средней стоимости основных и оборотных средств и т.п.
Валовой доход от реализации товаров (продукции, услуг) за вычетом 6 % на пополнение собственных оборотных средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13