34
Кафедра: экономики и менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Маркетинг»
Тема:
«Маркетинговые исследования рынка продовольственных товаров»
2000
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
2. Анализ рынка продовольственных товаров г. Новокузнецка. . . . . . . . .
5
2.1. Анализ основных конкурентов ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Методика и анализ проведенного маркетингового исследования .
9
3. Практические рекомендации для ТД «Сетан». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
22
3.1. Перспективы развития фирмы
и формирование стратегии развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Комплекс мер по организации сбыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
25
4. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
31
5. Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
33
В условиях перехода к рынку в стране получила широкую популярность рыночная концепция управления производством и сбытом, называемая маркетингом.
Основные функции маркетинга - изучение спроса, формирование товарного ас-сортимента, регулирование цен, стимулирование продажи товаров. Маркетинг харак-теризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с четко по-ставленной задачей - выявление и превращение покупательной способности потреби-теля в реальный спрос на определенный товар и полное удовлетворение этого спроса, обеспечение намеченных фирмой прибылей. Маркетинг предполагает гибкость орга-низационных форм управления, активную предприимчивость, постоянный поиск пу-тей эффективного приспособления к рынку и воздействия на потребителя. Маркетинг базируется не на спущенных сверху плановых заданиях, а прежде всего на глубоком знании объективной информации о рынке, о реальных запросах потребителя, инициа-тиве, предприимчивости торговых работников.
Ф.Котлер дает широкое понятие маркетинга, определяя его как «упорядоченный и целенаправленный процесс осознание проблем потребителей и регулирования рыноч-ной деятельности». Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - С-Пб, «Питер», 1998. - С.21. Принципы маркетинговой деятельности имеют отношение, не только к производству и сбыту товаров. В перечень объектов маркетинга автор вклю-чает практически все, что может удовлетворить самые разнообразные людские нужды и потребности, услуги и места их получения, организации, личности, виды деятельно-сти, идеи.
Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать послед-ствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
Актуальность проблемы формирования ассортиментной политики связанно с большим предложением товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Специфика российского аспекта проблемы за-ключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населе-ния, несовершенством рыночных отношении.
Важную роль в маркетинговой стратегии играет ассортиментная концепция. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потре-бительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, - необхо-димость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характери-зующих возможности оптимального развития ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и со-отношения цен на товары данного вида и др.
Но полнота ассортимента это не самоцель, важно насколько он способствует удов-летворению потребителя, а на удовлетворение влияет множество факторов.
Рассмотрим тенденции развития традиционной розничной и оптовой торговли в мире, наиболее точно ее состояние охарактеризовал Харрис Гордон, из компании оптово-розничной торговли Deloitte & louche, на вопрос: «Как бы вы описали нынешнее со-стояние розничной торговли?» ответил так:
В США 1970-е и 1980-е гг. были «временем грез» для розничных продавцов. С на-чала семидесятых совокупная площадь розничных магазинов выросла с 8 квадратных футов на душу населения до 18 - к концу восьмидесятых. Впрочем, несмотря на то, что площадь магазинов практически удвоилась, объем сбыта на квадратный фут тор-говой площади упал со 190 $ до 160 $. Причинами тому стали слишком бурное строительство, медленный рост населения, падение уровня личных доходов. Время, которое покупатель в среднем проводил в магазинах, сократилось с 12 до 4 часов в месяц, при-чем посещал он за эти дни вдвое меньше магазинов - не 7 как прежде, а всего 3,5. Энжел Д. Поведение потребителей. - С-Пб, «Питер», 1998. - С.579.
Харрис Гордон не упомянул, что начиная с 90-х годов начали применятся новые технологии продаж связанные с электронными средствами связи, также новые техно-логии стали внедрятся на местах продаж, что в свою очередь способствовало более полному удовлетворению потребителя и экономии средств. Теперь эффективность тор-говли определяется не столько количеством торговых точек и оптовых покупателей, сколько организацией труда и сервисом.
Россия - не исключение из этого правила, и те фирмы, что сейчас все сваливают на недостаточный спрос и не стремятся использовать новые возможности ведения бизне-са, неизбежно проиграют в будущем.
В работе используются как стандартные методы маркетингового управления, так и новые разработки, последние технологические нововведения.
Целью данной работы является выдача практических рекомендации по формирова-нию ассортимента Торгового Дома (ТД) «Сетан» (г. Новокузнецк). Для достижения этой цели были поставлены следую-щие задачи:
изучение теоретических аспектов формирования ассортиментной политики включает в себя: основные элементы товарных стратегий, управление товарными стратегиями на конкурентных рынках и управление товарным ассортиментом;
анализ рынка продовольственных товаров включает в себя: исследование по-ложения фирмы на рынке, сравнение торговых точек основных конкурирующих фирм, результаты исследования потребителей ТД «Сетан»;
анализ перспектив развития фирмы и формирование стратегии развития в со-ответствии с общими тенденциями в оптовой торговле;
разработка специальных рекомендаций относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. - в соответствии с результатами проведенного исследования.
2. Анализ рынка продовольственных товаров г. Новокузнецка
2.1 Анализ основных конкурентов Торгового Дома «Сетан»
ТД «Сетан» является торговой фирмой, специализирующейся на опто-вой и розничной торговле продовольственными товарами в городе Новокузнецке и Кемеровской области, причем основным рынком сбыта (80%) является Новокузнецк. Суть про-блемы ТД «Сетан» - это падение товарооборота в 1999 и 2000 годах по сравнению с предшествующим периодом.
1999
За время своего существования на рынке ТД «Сетан» зарекомендовал себя как престижная фирма с большим ассортиментом товаров ориентированным на покупате-лей со средним и высоким доходом (от 1500 руб. и выше на члена семьи). После 17 августа фирма столкнулась с обвальным снижением спроса, что было вызвано, с одной сторо-ны, бесконтрольным повышением цен производителями и, с другой стороны, падением реальных доходов покупателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6