Рефераты. Экономический анализ конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Горизонт"

В каждом государстве в силу ряда причин формируется специфическая система управления качеством продукции. Практика управления качеством прошла несколько этапов. В 60-е годы при-менялась система бездефектного изготовления продукции и сдачи ее с первого предъявления. Она затрагивала только производственный процесс. В 70-е годы появилась система бездефектно-го труда, которая распространилась на сферу производства, раз-работку конструкторско-технологической документации и управление предприятием. В 80-е годы получила широкое рас-пространение комплексная система управления качеством про-дукции, которая включала все сферы производства и методы эко-номического воздействия (планирование, организация контроля и стимулирование повышения качества). В качестве базовых, для сравнения, применялись отечественные образцы лучшей продук-ции, а не мировые достижения. Основная масса продукции была неконкурентоспособна на мировом рынке. Не изменила положе-ние дел и государственная приемка продукции, которая была орга-низована в конце 80-х годов.

В последние годы, в связи с переходом к рыночной экономи-ке, больше внимания стали уделять международным стандартам ИСО серии 9000 по обеспечению качества продукции. Эти стан-дарты находят все большее применение при заключении контрак-тов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обес-печения качества продукции у поставщика.

Во многих странах международные стандарты приняты в каче-стве национальных (Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция и др.). Система управления качеством продукции отличается не только в каждом государстве, но и в фирме. Формирование ее зависит от задач, стоящих перед страной или фирмой, их спецификой и практическим опытом.

Нуждается в осмыслении американский вариант управления качеством продукции, когда считается нецелесообразным пла-нировать количественные показатели качества работникам внут-рипроизводственных подразделений предприятия и тем самым создавать барьеры между ними. Рекомендуется дать возможность каждому рабочему реализовать свое право на гордость и мас-терство, самому решать свои проблемы и исключить страх.

Рис. 1.2. «Кружки качества»

Условия, необходимые для существования менеджмента ка-чества.

1. Укрепление организационной структуры предприятия. Ре-организация в структуру, способную к постоянному процветанию на основе тотального контроля качества.

2. Участие в управлении всех работников. Сплочение усилий сотрудников фирмы дает возможность наиболее полного прояв-ления потенциала работников.

3. Качество превыше всего. Курс на обеспечение прибыли за счет приоритета качества.

4. Последовательная проверка, анализ циклов управления предприятием и качеством продукции.

5. Выделение важнейших вопросов и их последовательное решение.

6. Факт-контроль на основе строгих данных.

7. Процесс-контроль. Контроль работы, а не результата.

8. Ориентация на потребителя.

9. Работник на следующем за мной участке -- тот же клиент-покупатель. Не допускать просачивания брака и неполадок на следующие фазы производства.

10. Своевременная корректировка управленческой политики.

11. Функциональный контроль. Развитие горизонтальных орга-низационных связей, разрушение узковедомственной замкнутости.

12. Приоритет человеческих качеств. Полное раскрытие человеческого потенциала на основе уважения человеческих качеств.

Особое место в мировой практике управления качеством про-дукции занимают кружки качества как форма привлечения работ-ников предприятия к осознанному участию в процессе повыше-ния качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 году и стали важным фактором повышения качества и конкурен-тоспособности продукции, что в значительной мере способство-вало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке то-варов. С конца 70-х годов движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (США, Фран-ции, ФРГ, Швеции, Югославии, Венгрии и др.). Широкому их рас-пространению способствовала активная пропаганда, многочис-ленные публикации, устройство конференций и семинаров.

Кружок качества -- это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделе-ния, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в тече-ние часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникшие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера находят пути решения производственных задач и претво-ряют их в жизнь сами или с помощью специалистов.

Основные цели кружков качества сформулированы Японским союзом ученых и инженеров.

1. Содействовать вкладу в рост и развитие компании.

2. Создавать атмосферу, в которой проявляется уважение к каждому члену трудового коллектива.

3. Активизировать использование человеческого фактора.

В 1980 году Американское общество по контролю качества образовало специальный технический комитет по контролю каче-ства, в состав которого вошли консультанты, ученые, специалис-ты. Комитет издает и распространяет литературу, анализирует деятельность кружков качества, консультирует фирмы по вопро-сам их организации.

Зарубежный опыт показывает, что при видимой простоте ра-боты кружков, их создание не проходит гладко. Здесь бывает много неудач. Среди главных причин формальной деятельности кружков качества -- поспешность, отсутствие стимулов и долж-ного стиля руководства. Единой универсальной модели создания и функционирования кружков качества для каждой страны и фир-мы не существует. Везде они имеют свои особенности и мотивационный механизм. Однако есть основные принципы организа-ции кружков качества:

1. Добровольное участие в кружках.

2. Отношение к рабочим (служащим) со стороны менеджеров и специалистов как к активным членам трудового коллектива, ко-торые хотят содействовать процветанию своей фирмы и лучше знают, как выполнять свою работу.

3. Создание атмосферы доверия и уважения к каждому работ-нику фирмы.

2. Система управления качеством продукции ОАО «Горизонт»

2.1 Краткая характеристика предприятия

ОАО «Горизонт», выпускающее телевизоры одноименной марки, является одним из крупнейших предприятий промышленности Республики Беларусь, специализируется на массовом производстве теле-, радиоаппаратуры.

В состав ОАО «Горизонт» входят предприятия, имеющие самостоятельный баланс с правом юридического лица:

- головной завод ОАО «Горизонт» - специализиру-ется на производстве товаров народного потребления телевизионной тематики, уставный фонд - 200,9 млрд.руб.;

- Научно-исследовательский институт цифрового телевидения (НИИ ЦТ), уставный фонд - 11,6 млрд.руб.;

- Государственный центр испытаний и сертификации бытовой техники "Белли с" (ГИЦ "Беллис"), уставный - 2,7 млрд.руб.;

- научно-производственный комплекс "Сигнал", выпускающий изделия микро-электроники, детали и блоки, для телевизоров, радиоприемники, уставный фонд - 55,5 млрд.руб.;

- завод "Альмагор", изготавливающий телевизионные футляры, мебель, уставный фонд - 55,4 млрд.руб.;

- специализированное предприятие "Кабельно-спутникового телевидения", выпускающее аппаратуру для построения систем коллективного приема, кабельного и спутникового телевидения, блоки для телевизионной продукции, радио-приемники, изделия спецтехники, уставный фонд -- 2,4 млрд. руб.;

- Поставский завод "Белит" выпускающий трансформаторы, уставный фонд 19,3 млрд.руб.;

- Подсобное сельское хозяйство "Горизонт", Копыльский р-н, уставный фонд - 2,9 млрд.руб.;

-КОП, уставный фонд 50,2 млн. руб..

В производственной кооперации задействован целый ряд предприятий республики, осуществляющих выпуск полупроводниковых приборов, радиодеталей и некоторых комплектующих изделий:

ПО “Интеграл” - интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы , пульты дистанционного управления;

ПО “Коралл” - кинескопы и кварцевые резонаторы;

ПО “Белвар” - всеволновые селекторы телевизионных каналов;

ПО “Монолит” - керамические конденсаторы;

Завод радиодеталей (г. Пружаны) - резисторы;

Завод “Термопласт” - разъёмные электрические соединители

и многие другие объединения.

Научно-исследовательский институт цифрового телевидения, который входит в состав объединения и является крупнейшей в СНГ проектно-конструкторской организацией этого профиля. Только за последние 7 лет им было разработано в тесном сотрудничестве с фирмой “PHILIPS” и внедрено в серийное производство более 10-ти базовых моделей современных телевизоров 4-6 поколений с общим числом их модификаций более 80-ти. Среди них широко пользующиеся спросом в Беларуси 51/54ТЦ418 , 51/54ТЦ441 , 51/54ТЦ510 , а также освоенные в последнее время современные модели 51/54ТЦ601-603 , 51/54ТЦ655 , 51/54ТЦ675- первый серийный телевизор с цифровой обработкой сигнала, часть которых выпускается с кинескопами 61 см по диагонали.

Основные технико-экономические показатели работы предприятия представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Основные показатели хозяйственной деятельности

НАИМЕНОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ЕД. ИЗМЕР.

2001

год

2002

год

ТЕМП РОСТА

2003

год

ТЕМП РОСТА

1.

Объем доходов - всего

млн. руб.

1624,7

5886,2

362.3%

19260.1

327.2%

1.1

в т. ч. выручка от реализации

млн. руб.

1590,4

5822

366, 1%

16898.8

290.3%

1.2

Прочие доходы

млн. руб.

34,3

64,2

187,2%

2361,3

3678.0%

2.

Себестоимость реализ. продукции

млн. руб.

1318.5

4762.1

361.2%

14746.1

309,7%

3.

Прочие расходы

млн. руб.

738.4

551,6

74,7%

2524.7

457,7%

4.

Прибыль от реализации продукции

млн. руб.

239

940.6

393.6%

2069.0

220.0%

5.

Рентабельность реализованной продукции

%

18.1%

19,8%

109.0%

14.0%

71.0%

6.

Балансовая прибыль

млн. руб.

-432,1

572.6

-132.5%

1905.5

332.8%

7.

Налоги из прибыли

млн. руб.

6

206.7

3445.0%

582.2

281.7%

8.

Среднесписочная численность

человек

2686

2680

99.8%

2614

97.5%

9.

Среднемесячная зарплата

руб.

8566

32014

373.7%

83256

260.1%

10.

Восстановит. стоимость ОПФ (на кон. года)

млн. руб.

2384

16322

684.6%

Нд

11.

Коэф-т текущей ликвидности (норма >=1,7)

0.676

1.073

158.7%

0.777

72,4%

12.

Собственный оборотный капитал (СОС)

-363,7

225.6

296.3

131.3%

13.

Коэф-т обеспеченности СОС (норма >=0,3)

-1.712

-0.547

32.0%

-0.309

56.5%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.