Рефераты. Экономический анализ конкурентоспособности и качества продукции на примере ОАО "Горизонт"

замкнутость управленческого процесса, реализуемая выполнением в системе, подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включая прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и контроль. /5, с. 95/

Система управления качеством, как и другие системы управления, имеет объект и субъект. Субъектом управления являются руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне. Объектами управления выступают процессы, преобразующие исходные ресурсы в конечные результаты деятельности (производственный процесс, технологические процессы и др.); продукция как конечный результат деятельности предприятия; персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.

Взаимодействие между субъектом и объектом управления в системе управления качеством осуществляется, с одной стороны, в ходе реализации управляющего воздействия субъекта на объект управления путем принятия определенных управленческих решений в области качества; с другой стороны, посредством механизма обратной связи, благодаря которому субъект управления получает информацию о реализации принятых управленческих решений, а также о функционировании объекта, о его соответствии задаваемым параметрам.

Таким образом, управляющая и управляемая подсистемы представляют собой составные части системы, взаимодействующие друг с другом и взаимовлияющие друг на друга, что обеспечивает единство в рамках системы управления качеством.

Центральной частью системы качества является служба качества, в состав которой, как правило, включаются: отдел технического контроля, отдел (бюро) управления качеством, метрологическая служба, отдел стандартизации и централь-ная заводская лаборатория. Служба качества организует рабо-ту по качеству на предприятии (создает систему качества), контролирует качество продукции, обеспечивает производство средствами измерений, проводит внутренние проверки систе-мы качества, координирует, контролирует и осуществляет методическое руководство работой других структур, выполня-ющих функции в системе качества.

Цехи-изготовители, конструкторские и технологические отделы, отдел снабжения, отдел труда и заработной платы, отдел подготовки кадров, склады и другие подразделения фор-мируют качество и выполняют другие функции, которые ока-зывают существенное влияние на качество. Эти подразделе-ния в совокупности со службой качества и составляют ту ши-рокую организационную структуру, которую принято назы-вать системой качества. Эта система призвана уже не только управлять качеством, но и обеспечивать качество продукции. Ибо, кроме выполнения управленческих функций, она долж-на создавать необходимую материальную базу и решать про-блему заинтересованности и квалификации персонала.

Эта система и, в особенности, ее ядро - служба каче-ства -- как раз и является тем самым субъектом управления качеством, который воздействует на производственный процесс с целью обеспечения качества продукции.

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация -- это система мер и действий, подтверждаю-щих соответствие фактических характеристик продукции требова-ниям международных стандартов, технических условий и иных нор-мативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране-импортере продукции или услуг. Отсюда, чтобы продукция была сертифицирована, она должна соответствовать установленным требованиям, которые по мере прогресса науки и техники неуклонно повышаются. Стремление расширить рынки сбыта вынуждает предпринимателей заниматься разработкой но-вых, более совершенных конструкций изделий, внедрять прогрес-сивные технологии, оборудование, материалы, совершенствовать организацию производства и труда, т.е. осуществлять весь комп-лекс мер, направленных на повышение качества продукции.

Длительная оторванность наших предприятий от внешнего рынка привела к тому, что из-за незнания международных требо-ваний к качеству изделий и сертификации, отсутствия необходи-мых приборов и метрологического оборудования конкурентоспо-собность большинства продукции постоянно снижалась. Переход к рыночным отношениям, активизация внешнеэкономической де-ятельности настоятельно требуют проведения работ по сертифи-кации продукции, исходя из международных требований.

В основе сертификации лежат стандарты, соблюдение кото-рых является обязательным условием для успешной работы лю-бого предприятия, организации, учреждения.

В основе стандартизации -- технические возможности про-дукции и услуг, являющиеся результатом достижений науки, тех-ники и практического опыта.

В зависимости от круга заинтересованных сторон стандарти-зация может быть:

-- международной, участие в которой открыто для соответ-ствующих органов всех стран;

-- региональной -- для одного географического, экономичес-кого или политического района мира;

-- национальной, которая проводится на уровне одной страны, т.е. осуществляется по отраслям или секторам экономики, на местном уровне, на уровне ассоциации, объединения, фирмы, предприятия, учреждения и т.д.

Цели стандартизации вытекают из конкретных задач, обеспе-чивающих соответствие продукции, процесса или услуги своему назначению. Основные технические, экономические и экологи-ческие задачи сертификации: управление многообразием (уни-фикация), применяемость, совместимость, взаимозаменяемость, охрана здоровья, улучшение экономических показателей, обес-печение конкурентоспособности продукции.

Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является ИСО, в функции которого входит разработка, утверждение или принятие стандартов, дос-тупных широкому кругу потребителей.

Стоимость разработки стандартов высока и участвуют в этой работе обычно крупные фирмы, которые диктуют требования к стандартам. Разработчики стандартов предусматривают такие показатели, которые отражают интересы тех, кто финансирует затраты, ставя других в невыгодное положение. Поэтому в миро-вой практике широко практикуются двух-трехсторонние и более соглашения между изготовителями и потребителями по вопро-сам качества, стандартизации, а затем сертификации продукции.

Система сертификации является независимой, так как она не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Однако по свое-му статусу и структурам отличается в различных странах.

В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее рас-пространение получили системы, когда сертификационным орга-ном является национальная организация по сертификации (стан-дартизации).

В практике различных стран встречаются различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим направ-лениям. В зависимости от круга участников сертификация может быть: международной, региональной, многосторонней, двухсто-ронней и национальной. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по процедуре прове-дения -- самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или пока-затели качества, которые могут оказать нежелательное воздей-ствие на человека или окружающую среду, а также другие пока-затели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строитель-ные материалы и др.

Решение об обязательной сертификации принимает специаль-ный правительственный орган, который может поручить ее про-ведение как национальной организации по сертификации, так и отдельным лабораториям внутри страны или за ее пределами. /14, с. 143/

Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, продавать запрещено.

Добровольная сертификация базируется на стандартах и в основном уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долго-вечность, безотказность, эргономические и экономические пока-затели и др., т.е. показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.

Сертификация предполагает точные и полные требования к изделию, определенные нормативной документацией, высокий уровень контроля качества изделий, полную ответственность из-готовителя за качество сертификации и информированность из-готовителя о методах испытаний в системе контроля.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Японии, США, Германии, Канаде, Гол-ландии и др.

Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая серти-фикация, предусматривает участие сторонней организации, не-зависимой от участвующих в вопросе сторон. Сторонняя орга-низация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществ-ляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих вы-сокий международный авторитет. Выданный престижным испы-тательным центром сертификационный знак является лучшей рек-ламой продукции.

Сертификация третьей стороной, в свою очередь, подразделя-ется на системы, основой которых являются испытания.

Основой всех систем сертифи-кации являются испытания. Причем, в пяти из восьми систем про-водятся типовые испытания образцов в специально утвержден-ных испытательных организациях с последующим контролем качества продукции, а в шестой системе предпочтение отдается исключительно аттестации предприятия-изготовителя.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

-- выдается документ - сертификат соответствия;

-- продукция маркируется знаком соответствия;

-- продукция заносится в список изделий, разрешенных к про-даже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (авто-матическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен нано-ситься под контролем главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упа-ковку, или на то и другое.

1.5 Система управления качеством продукции в мировой практике

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.