Рефераты. Анализ и планирование оптового оборота предприятия

2. Оптовый оборот по формам продажи - отражает способ перемещения товаров при посредничестве опта и его партнеров-производителей и поставщиков - клиентам: розничной торговле, общественному питанию, промышленности, бюджетным организациям и т.д. [15. С.127].

2.1. Складской оптовый оборот представляет собой продажу товаров со складов оптовых баз, для чего оптовое предприятие закупает и концентрирует товары на своих складах, обеспечивает их хранение и формирование товарного ассортимента по заказам покупателей.

2.2. Транзитный оптовый оборот представляет собой продажу товаров непосредственно клиентам оптового предприятия, минуя различные промежуточные звенья, то есть без завоза на свои склады. Выделяют следующие виды транзитного оборота:

2.2.1. Транзитный оборот без участия в расчетах оптовой базы, то есть оптовое предприятие получает вознаграждение за организацию продвижения товаров, организацию посреднических услуг;

2.2.2. Транзитный оборот с участием в расчетах, то есть оптовое предприятие получает вознаграждение как собственник, оплативший стоимость товаров.

3. Оптовый оборот по клиентуре:

3.1. Оптовая продажа товаров предприятиям розничной торговли;

3.2. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров предприятиям общественного питания;

3.3. Оптовая продажа потребительских товаров промышленным предприятиям;

3.4. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров внерыночным предприятиям;

3.5. Оптовая продажа потребительских товаров другим предприятиям оптовой торговли;

3.6. Оптовый оборот по реализации потребительских товаров зарубежным клиентам.

4. Оптовый оборот по формам собственности:

4.1. Оптовый оборот государственных (муниципальных) предприятий;

4.2. Оптовый оборот частных предприятий;

4.3. Оптовый оборот предприятий смешанной формы собственности.

5. Оптовый оборот по масштабу:

5.1. Национальный оптовый оборот;

5.2. Оптовый оборот регионов, субъектов РФ;

5.3. Оптовый оборот городов, районов;

5.4. Оптовый оборот отдельных предприятий, организаций.

6. Оптовый оборот по товарной структуре:

6.1. Оптовый оборот по реализации продовольственных товаров;

6.2. Оптовый оборот по реализации непродовольственных товаров;

6.3. Смешанный оптовый оборот.

7. Оптовый оборот по видам цен:

7.1. Оптовый оборот в действующих ценах;

7.2. Оптовый оборот в сопоставимых ценах.

8. Оптовый оборот по измерителям:

8.1. Оптовый оборот в натуральных показателях;

8.2. Оптовый оборот в условных показателях;

8.3. Оптовый оборот в стоимостных показателях [7. С.23].

Оптовый оборот - это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности оптового предприятия и от него зависит объем валовой и чистой прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности.

Оптовый оборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров. Оптовый оборот также используется для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота [12. С. 85].

О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары [6. С.63]. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.

1.2. Методика планирования оптового оборота

Планирование представляет собой процесс формирования планов развития торгового предприятия на основе анализа результатов его деятельности за предшествующие периоды и стратегии работы на будущий период [С. 11].

Планирование продаж является необходимым и обязательным элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

Планирование оптового оборота является одним из основных этапов в системе планов оптового предприятия, так как от его плановой величины зависят все основные показатели деятельности предприятия - доходы, издержки, чистая прибыль и в конечном итоге развитие предприятия [7. С. 46].

Основой планирования оптового оборота является всесторонний экономический анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и выводы служат основой составления прогнозов.

Планирование оптового оборота осуществляется по следующим этапам (рис. 1).

Основной целью планирования оптового оборота предприятия является обоснование объема, состава и структуры объема оптового оборота на планируемый период с целью его оптимизации. При этом основными задачами планирования оптового оборота являются:

· определение потребностей существующих и потенциальных покупателей, оценка их спроса,

· изучение товарного предложения и тенденций его развития,

· изучение экономических предпосылок планирования,

· расчет общего планового объема планового оптового оборота;

· планирование оборота по формам и видам продаж;

· планирование товарных запасов и товарного обеспечения оптового оборота,

· разработка рекомендаций по росту оптового оборота и оптимизации его состава и структуры.

Рис.1 - Этапы планирования оптового оборота [7. С.47]

Выбор объекта и предмета планирования зависит от поставленной цели. Соответственно, предметом планирования является оптовый оборот, а объектом - какое-либо конкретное предприятие торговли.

Качество результатов анализа и оценки также во многом зависит от полноты и достоверности собранной информации, правильности первичного анализа и синтеза информационных показателей.

Подготовительный этап включает в себя и такое направление, как изучение экономических предпосылок, которое заключается:

· в изучении законодательных, нормативных документов по вопросам учета и регламентации оптового оборота торговых предприятий, решений правительства и местных органов власти по вопросам социального и экономического развития страны;

· в изучении социально-экономических показателей развития отдельных регионов страны;

· степень развития рынка потребительских товаров и оценка его конъюнктуры;

· анализ основных показателей деятельности торгового предприятия за предшествующий ряд лет, оказывающих влияние на оптовый оборот предприятия;

· оценка проводимой торговым предприятием стратегии на потребительском рынке;

· анализ возможностей предприятия торговли (материально-техническая база, состояние трудовых, финансовых материальных и нематериальных ресурсов) и оценка перспектив деятельности предприятий торговли.

На основном этапе планирования оптового оборота, во-первых, необходимо провести планирование общего объема оптового оборота, для чего нужно осуществить планирование оптового оборота по видам и формам продаж.

Планирование оптового оборота по видам продаж включает в себя планирование оптового оборота по реализации, межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оборота.

Планирование оптового оборота по формам продаж включает в себя планирование складского и транзитного оборотов.

Далее проводится распределение оптового оборота во временном и ассортиментом аспектах, а также планируются товарные запасы и рассчитывается товарное обеспечение оптового оборота.

На заключительном этапе планирования оптового оборота осуществляется SWOT - анализ деятельности оптового предприятия, выявляются резервы роста оптового оборота и оптимизации его структуры и состава, разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины оптового оборота [7. С. 62].

1.3. Методы планирования оптового оборота

Основной этап планирования оптового оборота предприятия, главным образом, заключается в расчете планируемого объема оптового оборота торгового предприятия на будущий год. Планирование оптового оборота торгового предприятия имеет свою специфику и осуществляется с применением различных методов.

Для планирования оптового оборота по видам продаж используются различные методы, выбор которых зависит как от наличия необходимой информации, требований точности и достоверности плана, так и от наличия квалифицированных специалистов, программного обеспечения и т.д.

Методы планирования оптового оборота по реализации представлены в приложении 1.

Для планирования межрегионального, межгосударственного и внутрисистемного оптового оборота целесообразно применение следующих методов:

· метод прямого счета, основанного на расчете плановой суммы объема оптового оборота на основе заключенных договоров поставки товаров, государственных программ и заказов;

· метод экспертных оценок, основанного на плановом расчете объема и структуры отдельных видов оптового оборота на основе суждений высококвалифицированных специалистов [7 C.54].

Для планирования оптового оборота по формам продаж, включающего в себя планирование складского и транзитного оборотов, используются методы, представленные в приложении 2.

При планировании оптового оборота по формам продажи следует учитывать следующие условия:

· увеличение доли складского оборота, чтобы повысить удельный вес товарных запасов в оптовой торговли;

· рациональнее распределить их между оптовыми и розничными предприятиями;

· создать благоприятные условия для маневрирования товарными ресурсами;

· обеспечение постоянного наличия на складах оптовых предприятий товаров в количестве и ассортименте, достаточном для своевременной подсортировки и снабжения розничной торговли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.