5. Определение Е на основе объемов производства. Представляет собой метод расчета емкости рынка, основанный на определении уровня производства с учетом внешнеторговых операций, а также запасов продукции. Он приводится практически во всех учебниках по маркетингу и может быть выражен следующей формулой:
Е= П - Э + И + (Ок - Он) + (Зк - Зн), (6)
где П - объем производства за год по отдельному виду товаров или товарной группе;
Э - объем экспорта;
И - объем импорта;
Ок, Он - остатки продукции на конец и начало анализируемого периода;
Зк, Зн - государственный запас в начале и в конце периода (учитывается не всегда, а только для особых видов продукции).
Особенностями данного способа изучения емкости является то, что данные о государственных запасах и объемах производства в ряде отраслей доступны только официальным органам государственного управления. Помимо этого, как уже отмечалось выше, данные по объемам производства часто занижаются, а информация по объемам экспорта и импорта искажена из-за наличия нелегального и теневого товарооборота. Однако стоит отметить, что в данном случае не требуется проведения специальных маркетинговых исследований, что значительно удешевляет процесс и делает его доступным. И все же данный способ дает приблизительные результаты, которые следует уточнять с помощью других методов.
6. Способ определения Е, основанный на рекламе, ценах и номенклатуре. Заключается в определении емкости рынка, основанном на сравнении объема рекламы по отрасли с объемами рекламы известной фирмы или собственного предприятия с привязкой к объемам продаж. Методика основана на предположении, что объем рекламы, является величиной, зависимой от объемов продаж (товарооборота) и между этими показателями существует тесная корреляционная взаимосвязь.
Е = (Р1+ Р2+…+Рi)*По /Ро (7)
где Р1, Р2, …, Рi - рекламные бюджеты различных товаропроизводителей, которые могут быть определены из объемов рекламы различных марок товаров в натуральном выражении (рекламная площадь с учетом частоты рекламирования, длительность рекламного ролика с учетом частоты прокручивания), умноженных на стоимость рекламы в различных изданиях и средствах;
По - объем продаж известного или собственного предприятия;
Ро - объем рекламы известного или собственного предприятия.
Для того чтобы эффективно использовать данный способ, необходимо учитывать следующее:
- объем рекламы должен быть определен в стоимостном выражении, т.к. стоимость рекламы сильно отличается по разным изданиям и носителям;
- объем рекламы в периодической печати равен произведению площади рекламного блока на частоту повторения за месяц. Объем рекламы по радио и телевидению равен произведению времени на частоту повторения;
- в расчетах можно не учитывать наружную рекламу, если она одинаково распространена или не распространена среди предприятий региона и в известной фирме;
- способ справедлив лишь в тех случаях, когда существует корреляционная взаимосвязь между объемами рекламы и объемами продаж товара;
- не учитываются предприятия, которые не ведут активной рекламной кампании;
- объем рекламы в различные периоды года не одинаков, что должно быть учтено в расчетах.
По формуле (6) рассчитаем емкость основного сегмента ОАО «Нефтекамскшина» - внутренний рынок России, - в период с 2004 по 2006 годы:
В 2004 году она составила:
В 2005 году емкость рынка была равна:
В 2006 году ее показатель составил:
Изменения емкости сегмента можно пронаблюдать на «рисунке 3», на котором видно, что её показатель с каждым годом увеличивается и в 2006 году достигла уровня в 39904109 тыс. руб., что на 64,7% превышает уровень 2004 года и на 42,9% выше уровня 2005 года. В своих расчетах мы брали разницу государственных запасов на конец и начало периода за ноль, т.к. такие запасы создаются на случаи войны или каких-либо чрезвычайных происшествий, которых в анализируемый период не было.
Рис. 3. Динамика изменения емкости рынка
2.3 Экономическая оценка сегментов предприятия
Проводя экономическую оценку эффективности сегментов рынка, логика нашего исследования требует использования расчетов прибыли и рентабельности реализации выпускаемой продукции на каждом из выбранных сегментов.
Для расчета прибыли от реализации продукции используем формулу:
, (8)
где П - прибыли от реализации продукции в каждом сегменте;
VРП - объем реализованной продукции по каждому сегменту, тыс. шт.;
Ц - цена реализации продукции единицы продукции в каждом сегменте, тыс. руб.;
С - себестоимость производства единицы продукции для каждого сегмента, тыс. руб.
Среднюю цену реализации единицы продукции ОАО «Нефтекамскшина» по каждому сегменту рынка, которую определим по формуле (8):
, (9)
где ЦСР - средняя цена реализации единицы произведенной продукции по каждому сегменту рынка, тыс. руб.;
ВР - общая выручка от продажи продукции в каждом сегменте отдельно, тыс. руб.;
VРП - объем реализованной продукции по каждому сегменту, тыс. шт.
Среднюю себестоимость единицы продукции ОАО «Нефтекамскшина» для реализации на территории России, рассчитаем по формуле (9):
, (10)
где ССР - средняя себестоимость единицы произведенной продукции для реализации на территории России, тыс. руб.;
С - общая себестоимость проданной продукции на территории России, тыс. руб.;
VРП - объем реализованной продукции на территории России, тыс. шт.
Для определения величины средней себестоимости экспортной продукции ОАО «Нефтекамскшина» используем формулу (10):
, (11)
где ССРЭ - средняя себестоимость единицы экспортной продукции, тыс. руб.;
Сi - себестоимость i-го вида продукции, тыс. руб.;
n - количество видов продукции.
Для оценки рентабельности реализации продукции используем динамику прибыли по каждому сегменту в зависимости от затрат на производство единицы продукции и объем реализации на выбранных рынках:
, (12)
где Rр - рентабельность реализации продукции на территории России, %;
ПР - объем прибыли полученной от реализации продукции на территории России, руб.;
ЗР - затраты на производство единицы продукции для реализации на территории России, руб.;
VРПР - объем реализованной продукции на территории России, шт.
Анализ рыночных сегментов предприятия ОАО «Нефтекамскшина» начнем с рынка с наибольшей долей сбыта - с внутреннего рынка России.
Для начала определим размер средней цены реализации единицы продукции на территории России, рассчитанная по формуле (9) в 2004 году равна:
тыс. руб.
Средняя цена реализации единицы продукции на территории России, рассчитанная по формуле (9) в 2005 году равна:
Средняя цена реализации единицы продукции на территории России, рассчитанная по формуле (9) в 2006 году равна:
Как видим из расчетов размер цены реализации на единицу продукции в 2006 году на 325,7% ниже, чем в 2004 году и на 400,4% ниже, чем в 2005году. Данная ситуация характеризуется ростом поставок продукции в 2006 году, объем которой на 10,4% выше чем в 2004 году и на 8% выше, чем в 2005 году соответственно, и сокращением прибыли на 285% по сравнению с 2004 годом и на 363,6% с 2005 годом соответственно.
Далее рассчитаем величину средней себестоимости продукции, которую рассчитаем по формуле (10) в 2004 году равна:
Средняя себестоимость единицы продукции, рассчитанная по формуле (10) в 2005 году равна:
Средняя себестоимость единицы продукции, рассчитанная по формуле (10) в 2006 году равна:
Как видно из расчетов средняя себестоимость в 2006 году ниже на 152,6% чем в 2004 году и на 199,5%, чем в 2005 году, что свидетельствует о положительной динамике, но однако этого недостаточно для назначения товару более конкурентоспособной цены, т.к. из дальнейших расчетов следует, что объем прибыли сокращается за 2004 - 2006 года. Соотношение средней цены реализации единицы продукции на территории России и средней себестоимостью единицы продукции можно увидеть на «рисунке 4».
Определив показатели средней цены реализации и средней себестоимости продукции, рассчитаем объем полученной прибыли от реализации продукции на территории России по формуле (8) в 2004 году:
Рис 4. Соотношение средней цены реализации к средней себестоимости продукции
Определим объем полученной прибыли от реализации продукции на территории России по формуле (8) в 2005 году:
Произведем расчет объема полученной прибыли от реализации продукции на территории России по формуле (8) в 2006 году:
Из расчетов видно, что по итогам 2006 года предприятие понесло от реализации продукции на территории России убыток в размере 1380,372 тыс. руб., что на 157,75% ниже показателя прибыли от реализации в 2004 году и на 152,71% ниже уровня 2005 года. В основном изменение прибыли произошло из-за преобладания себестоимости над ценой реализации продукции: по итогам 2004 года соотношение цены реализации и себестоимости продукции было равно 1,10; в 2005 году этот показатель равнялся 1,08; в 2006 году - 0,65.
Далее определим рентабельность реализации на территории России по формуле (12) в 2004 году:
Рентабельность реализации на территории России в 2005 году составила:
Рентабельность реализации на территории России в 2006 году составила:
Проанализировав изменения уровня рентабельности реализации на территории России видно, что в 2006 году в виду понесенного предприятием ОАО «Нефтекамскшина» убытка в размере 1380,372 тыс.руб. показатель рентабельности реализации снизился по сравнению с 2004 годом на 24,7% и по сравнению с 2005 годом на 25,7%, и был равен -15,3%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13