Рефераты. Анализ деятельности универмага "Крыница"

Из данных таблицы 9.2 видно, что универмаг «Крыница» специализируется на реализации непродовольственных товаров, доля которых за III - IV кварталы 2009 г. составила 89,93 % (в абсолютном выражении 57403,3 млн. руб.), что по сравнению с их удельным весом за 6 мес. 2008 г. меньше на 0,03 %-ых пункта. Наибольшую часть розничного товарооборота по непродовольственным товарам в III - IV кварталах 2009 г. обеспечивают такие товарные группы, как одежда и белье (12871,1 млн. руб. или 16,3 % в общем объеме товарооборота), трикотаж (9704,7 млн. руб. или 12,29 % в общем объеме товарооборота), обувь (7659,6 млн. руб. или 9,7 % в общем объеме товарооборота), галантерейные товары (6554,1 млн. руб. или 8,3 % в общем объеме товарооборота), а также электро- и телерадиотовары (5369,7 млн. руб. или 6,8 % в общем объеме товарооборота).

При этом за 6 мес. 2009 г. в сравнении с 6 мес. 2008 г. наблюдается рост удельных весов по первым двум из вышеперечисленных товарных групп (по одежде и белью - на 0,35 %-ых пункта, по трикотажу - на 0,95 %-ых пункта) и снижение долей в розничном товарообороте по обуви (на 0,08 %-ых пункта), галантерее (на 0,36 %-ых пункта) и электро- и телерадиотоварам (на 0,34 %-ых пункта).

Доля продовольственных товаров в общем розничном товарообороте за III - IV кварталы 2009 г. составила 10,1 %, что на 0,03 %-ых пункта больше, чем за 6 мес. 2008 г. Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота в III - IV кварталах 2009 г. занимают такие группы продовольственных товаров, как мясо и птица (1508 млн. руб. 1,91 % в общем объеме товарооборота), спиртные напитки (2289,6 млн. руб. 2,9 % в общем объеме товарооборота) и молочная продукция (1381,5 млн. руб. 1,75 % в общем объеме товарооборота). При этом за 6 мес. 2009 г. в сравнении с 6 мес. 2008 г. наблюдается снижение удельного веса по первой из вышеперечисленных товарных групп (по мясу и птице - на 0,06 %-ых пункта) и увеличение долей в розничном товарообороте по спиртным напиткам (на 0,05 %-ых пункта) и молочной продукции (на 0,09 %-ых пункта).

Проанализируем влияние факторов товарного обеспечения, а именно величин товарных запасов на начало и конец года, объемов поступления товаров и прочего выбытия товаров, на величину розничного товарооборота универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг. используя формулы товарного баланса (9.1) - (9.2).

Зн + П = Р + Пв + Зк, (9.1)

Следовательно, реализация продукции составит:

Р = Зн + П - Пв - Зк, (9.2)

где Р - объем розничного товарооборота, р.;

Зн, Зк - товарные запасы на начало и конец отчетного периода, р.;

П - поступление товарных запасов, р.;

Пв - прочее выбытие (естественная убыль, уценка товаров), р.

Данные для анализа и значения влияния каждого из вышеназванных факторов приведены в таблице 9.3.

Таблица 9.3. Расчет влияния товарного обеспечения на розничный товарооборот универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг

Показатели

6 месяцев 2008 г.

6 месяцев 2009 г.

Отклонение (+/-)

Влияние на динамику товарооборота

Товарные запасы на начало года, млн. руб.

29856,4

35148,2

+5291,8

+5291,8

Поступление товаров, млн. руб.

65364

80208

+14844

+14844

Розничный товарооборот, млн. руб.

63831,1

78962,6

+15131,5

+15131,5

Прочее выбытие товаров, млн. руб.

1263,6

+1260

-3,6

+3,6

Товарные запасы на конец года, млн. руб.

30125,7

35133,6

+5007,9

-5007,9

Из данных таблицы 9.3 видно, что увеличение товарооборота универмага «Крыница» в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+14844 млн. руб.), остатков на начало периода (+5291,8 млн. руб.) и прочего выбытия товаров (-3,6 млн. руб.). Снижению товарооборота универмага «Крыница» способствовало увеличение запасов на конец периода (-5007,9 млн. руб.).

Определим средние товарные запасы:

6 месяцев 2008 г.:

(

29856,4 + 30125,7) / 2 = 29991,05 млн. руб.

6 месяцев 2009 г.:

(35148,2 + 35133,6) / 2 = 35140,9 млн. руб.

Время обращения товаров в днях товарооборота рассчитывается по формулам:

, (9.3)

или (9.4)

где - длительность одного оборота;

- средние товарные запасы (определяются по формулам средней хронологической или средней арифметической);

- количество дней анализируемого периода;

- объем реализации (или товарооборота);

- однодневный товарооборот.

Скорость обращения в количестве оборотов () определяется по формулам:

, (9.5)

или . (9.6)

Проведем анализ товарооборачиваемости универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг. (таблица 9.4).

Таблица 9.4. Анализ товарооборачиваемости универмага «Крыница» за III - IV кварталы 2008-2009 гг

Показатель

6 месяцев 2008 г.

6 месяцев 2009 г.

Отклонение (+,-)

Темп роста, %

Розничный товарооборот, млн. руб.

63831,1

78962,6

+15131,5

123,7

Средние товарные запасы, млн. руб.

29991,05

35140,9

+5149,85

117,2

Товарооборачиваемость, дни

84,57

80,11

-4,46

-

Скорость оборота, обор.

2,13

2,25

+0,12

-

В универмаге «Крыница» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 4,46 дн. и за 6 мес. 2009 г. составила 80,11 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, выросло с 2,13 до 2,25, или на 0,12 оборота.

На размер изменения среднего товарного запаса оказали влияние два фактора: рост объема товарооборота и замедление товарооборачиваемости. Розничный товарооборот универмага «Крыница» в динамике вырос на 23,7 %, а средние товарные запасы на 17,2 %. Товарные запасы в данном случае вследствие роста товарооборота увеличились на 7107,9 млн. руб. (29991,05 ? (+23,7) / 100), а за счет ускорения товарооборачиваемости средние товарные запасы снизились на 1958,05 млн. руб. (5149,85млн. руб. - 7107,9 млн. руб.).

С увеличением товарооборота товарные запасы растут более медленными темпами, то есть в размере корня квадратного из темпов прироста товарооборота. Следовательно, в связи с ростом товарооборота на 23,7 % товарные запасы должны были возрасти только на 4,87 % и составить за 6 мес. 2009 г. 31451,6 млн. руб. (29991,05 ? 104,87 / 100).

Также необходимо рассчитать влияние факторов товарного обеспечения на величину прибыли от реализации рассматриваемого торгового предприятия. Влияние факторов товарообеспечения на прибыль рассчитывается по формуле:

Пi = РТОi ? Уп / 100%, (9.7)

где Пi - величина изменения прибыли за счет i-го фактора товарообеспечения, млн. руб.;

РТОi - величина влияния i-го фактора товарообеспечения на товарооборот, млн. руб.;

Уп - удельный вес прибыли в розничном товарообороте базисного года (т.е. в данном случае - III - IV кварталы 2008 г.), %.

Результаты расчета влияния факторов на прибыль представлены в таблице 9.5.

Таблица 9.5. Расчет влияния факторов товарообеспечения на прибыль от реализации за III - IV кварталы 2009 г

Фактор

Величина влияния на розничный товарооборот, млн. руб.

Расчет влияния на прибыль от реализации

Величина влияния на прибыль от реализации, млн. руб.

1. Розничный товарооборот

+15131,5

(+15131,5) ? 1,77% / 100%

+267,8

2. Товарные запасы на начало года

+5291,8

(+5291,8) ? 1,77% / 100%

+93,6

3. Поступление товаров

+14844

(+14844) ? 1,77% / 100%

+262,7

4. Прочее выбытие

+3,6

(+3,6) ? 1,77% / 100%

+0,1

5. Товарные запасы на конец года

-5007,9

(-5007,9) ? 1,77% / 100%

-88,6

Из данных таблицы 9.5 видно, что за счет изменения общего розничного товарооборота рассматриваемого торгового предприятия прибыль от реализации за III - IV кварталы 2009 г. по сравнению с за III - IV кварталами 2008 г. возросла на 267,8 млн. руб., в том числе за счет увеличения товарных запасов на начало года на 5291,8 млн. руб. данный показатель вырос на 93,6 млн. руб., за счет увеличения поступления товаров на 14844 млн. руб. прибыль от реализации увеличилась на 262,7 млн. руб., а за счет снижения прочего выбытия товаров на 3,6 млн. руб. данный показатель вырос на 0,1 млн. руб. За счет увеличения товарных запасов на конец года на 5007,9 млн. руб. данный показатель снизился на 88,6 млн. руб.

Необходимо отметить, что отрицательно влияние фактора товарных запасов на конец года на объемы розничного товарооборота и прибыли от реализации говорит о том, что основным направлением совершенствования товарообеспечения универмага «Крыница» является снижение величины данного фактора.

10. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проведенный анализ показал, что в целом универмаг «Крыница» функционирует достаточно эффективно. Структура управления универмага «Крыница» отвечает предъявляемым к ней требованиям с соблюдением норм управляемости, оптимального числа звеньев и уровней управления.

Универмаг по степени специализации - универсальный, имеющий широкий ассортимент товаров. В универмаге «Крыница» реализуются следующие группы товаров: кожгалантерейные товары; электротовары и бытовая техника; одежда и обувь для мужчин и женщин; одежда и обувь для детей; продовольственные товары. Все помещения универмага «Крыница» взаимосвязаны и обеспечивают кратчайший путь движения товаров от места разгрузки транспорта до торгового зала.

Повышение конкурентоспособности реализуемых в универмаге «Крыница» товаров, должно проводиться в следующих направлениях: активное использование различных средств продвижения товаров, решение вопросов по поводу возможности приобретения товаров в кредит, а также совершенствование механизма ценообразования, поскольку именно по данным параметрам значение параметра в универмаге «Крыница» в баллах уступают параметрам универмага «Слуцк».

Закупочная политика универмага «Крыница» в большей степени ориентированна на работу с постоянными поставщиками продукции, чем на поиск новых, с возможно более выгодными условиями сотрудничества. По прямому каналу нулевого уровня в универмаг «Крыница» поступают товары отечественного производства непосредственно с заводов-изготовителей. По косвенному каналу распределения в универмаг «Крыница» поступают товары российских и украинских производителей, это в основном такие товары, как швейные, бытовая техника, а из продовольственных товаров - кондитерские изделия, вино-водочные товары, в незначительном количестве мясные товары и морепродукты. Поставка товара в универмаг «Крыница» осуществляется на основании заключенных договоров с поставщиками. Товары доставляются в универмаг «Крыница» централизованным и децентрализованным методами.

На предприятии постоянно проводится работа по обновлению торгово-технического оборудования, внедрению новых методов обслуживания покупателей, расширению торговых и складских площадей. В настоящее время структура торгового процесса универмага «Крыница» выглядит следующим образом: на четырех этажах торговых залов размещены 7 товарных отделов, организованных по потребительскому назначению. По методу самообслуживания работают 15 секций. Универмаг «Крыница» можно отнести к торговому объекту с высокой культурой обслуживания.

Контроль за деятельностью в универмаге «Крыница», а также директора и должностях лиц осуществляет ежегодно избираемая собранием акционеров ревизионная комиссия. Отчетность о налогах предоставляется в налоговую инспекцию в сроки и по формам, определяемым налоговым законодательством. На предприятии бухгалтерский учет ведется с использование программы «1С. Бухгалтерия - проф. 7.7».

Универмаг «Крыница» специализируется на реализации непродовольственных товаров, доля которых за III - IV кварталы 2009 г. составила 89,93 % (в абсолютном выражении 57403,3 млн. руб.), что по сравнению с их удельным весом за 6 мес. 2008 г. меньше на 0,03 %-ых пункта.

Увеличение товарооборота универмага «Крыница» в динамике произошло за счет роста поступления товаров (+14844 млн. руб.), остатков на начало периода (+5291,8 млн. руб.) и прочего выбытия товаров (-3,6 млн. руб.). Снижению товарооборота универмага «Крыница» способствовало увеличение запасов на конец периода (-5007,9 млн. руб.).

В универмаге «Крыница» товарооборачиваемость в динамике ускорилась на 4,46 дн. и за 6 мес. 2009 г. составила 80,11 дн. В отчетном периоде в результате ускорения товарооборачиваемости количество оборотов, совершаемых средним товарным запасом, выросло с 2,13 до 2,25, или на 0,12 оборота.

Для совершенствования работы универмага необходимо проводить работу в следующих направлениях:

- добиваться должного внимания со стороны промышленных предприятий к вопросам, касающимся обновления устаревших образцов и моделей товаров;

- разработать систему отборки товаров непосредственно на предприятии-изготовителе;

- установить четкий контроль за наличием необходимого ассортимента на предприятиях-изготовителях и в секциях универмага путем дополнительных проверок товароведами;

- наладить работу с товаров, не пользующимся спросом (замена товара на предприятиях);

- своевременно предъявлять претензии к изготовителям продукции за поставку некачественных товаров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Баканов М. И. Экономический анализ в торговле / М. И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 397 с.

2. Брагин Л. А. Экономика торгового предприятия. Торговое дело. Учебник / Л. А. Брагин. - М.: Инфра-М, 2006. - 313 с.

3. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие. - Мн.: Выш.шк., 2008. - 276 с.

4. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.

5. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление / В. К. Козлов, С. А. Уваров, Н. В. Яковлева и др. - СПб.: Политехника, 2000. - 322 с.

6. Лебедева С. Н., Казиначикова Н. А., Гавриков А. В. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 240 с.

7. Организация и технология торговли: Учебник / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова, С. П. Гурская и др.; Под общей редакцией С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2002 - 460 с.

8. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие / С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова и др.; Под общ. ред. С. Н. Виноградовой. - Мн.: Выш. шк., 2000. - 464 с.

9. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2001. - 450 с.

10. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов по спец. "Коммерция" / Ф. Г. Панкратов, Т. К. Серегина. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Маркетинг, 2002. - 579 с.

11. Пигунова О. В., Аниськова О. Г. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М.: Маркетинг, 2002. - 117 с.

12. Половцева Ф. П. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов / Половцева Ф. П.. - М.: Инфра-М, 2000. - 247 с.

13. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: учебник. - М.: Юрист, 2000. - 659 с.

14. Соломатин А. Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения: Учебник для ВУЗов. - М.: Инфра-М, 2001. - 220 с.

15. Экономика предприятий торговли: Учеб. пособие / Н. В. Максименко, Е. Е. Шишкова, Т. В. Емельянова и др. - Мн.: Вышэйшая школа, 2007. - 542 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.