.
Закон 20 февраля был первым решительным выраже-нием правительственного намерения отменить крепостное право.
Серьезные меры для улучшения положения крепост-ных крестьян были предприняты в эти годы лишь в При-балтийском крае. «Положениями», изданными для кресть-ян Лифляндской иЭстляндской губерний в 1804 и 1805 гг., запрещалась продажа крестьян без земли, крестьянам пре-доставлялись гражданские права, вводились крестьянское самоуправление и крестьянские суды; крестьяне станови-лись наследственными владельцами своих участков, раз-меры их повинностей и платежей в пользу господ должны были определяться особыми комиссиями.
Больших успехов достигло в эти годы правительство на поприще народного просвещения. Новоучрежденное ми-нистерство народного просвещения с состоящим при нем «главным правлением училищ» не только выработало, но, в значительной мере осуществило план довольно широкого развития среднего и высшего образования. План этот, из-ложенный в указе 26-го января 1803 г. устанавливает четыре рода училищ: сельские приходские, уездные, губернские училища или гимназии (с очень широкой программой преподавания), университеты.
Учреждение приходских училищ, отнесенное на местные средства и предоставленное местной инициативе, не получило широ-кого развития; остальных школ к 1805 г. было: 6 универ-ситетов, 42 гимназии (не считая польских и литовских губерний и Прибалтийского края) и 405 уездных училищ.
В 1804 г. были открыты Харьковский и Казанский уни-верситеты и педагогический институт в Петербурге, позже преобразованный в университет; в Вильне был учрежден университет с польским языком преподавания, в Юрьеве (Дерпте) был немецкий университет. Вся Россия была разделена на 6 учебных округов, с «попечителями» во главе. Фактическое руководство делом народного просве-щения (как и цензура выходящих книг) было в каждом округе предоставлено местному университету. Универси-тетский устав 1804 г. предоставил широкую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, деканов четырех факультетов и профессоров на вакантные кафедры.
Начало XIX века характеризуется быстрым культур-ным и политическим ростом русского общества. Издается масса новых книг, преимущественно переводных эконо-мических, политических, юридических и философских трактатов. Развивается русская литература (Карамзин, Жуковский, Крылов и др.), появляется ряд журналов раз-ных направлений («Вестник Европы», «Журнал Россий-ской Словесности», «Северный Вестник»).
Таковы были первые опыты перестройки управления и общественных отношений, они составляют первую эпоху преобразовательной деятельности Александра.
Опыты эти недостаточно обдумывались и страдали важ-ными недостатками: недостаточно соглашались одни с дру-гими, велись чрезвычайно торопливо; так, новые централь-ные ведомства, министерства явились единоличными учреж-дениями, а руководимые ими губернские учреждения сохра-нили прежний коллегиальный строй. Затем последовали известные внешние события, на некоторое время отвлек-шие императора от внутренних работ; то было участие в двух коалициях против Франции -- в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806--1807 гг.-- в союзе с Пруссией.
Во время войн против Франции -- в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806--1807 гг.-- в союзе с Пруссией расстроился интимный кружок первых советников императора. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Алек-сандра; наблюдения, им собранные, поселили в нем недо-вольство окружающим.
Члены неофициального комитета один за другим удали-лись от императора. Их места занял один человек М.М.Сперанский.
Сперанский (род. в 1772 г.) был сыном сельского священника и получил духовное образование, но затем перешел на гражданскую службу; он отличался большим и ясным умом, сильной и гибкой волей, необыкновенной трудоспособностью, большими познаниями, теоретическими и практическими, даром слова, умением четко и ясно излагать свои мысли в письменной форме. В 1806 г. он стал известен Алексан-дру, и после Тильзитского мира стал докладчиком и советником государя по всем делам управления и зако-нодательства. Александр поручил ему руководство Ко-миссией составления законов, а также дал ему поручение выработать общий план государственного преобразова-ния. План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений -- законодательных, судебных и исполнительных, или административных. Законодательный ряд образовали «думы» -- волостные, уездные, губернские и государст-венная; волостная дума составлялась из земельных соб-ственников волости и из депутатов от казенных кресть-ян" (по одному от 500 душ); она выбирала волостное правление и депутатов в уездную думу; уездная дума выбирала уездное правление и депутатов в губернскую думу; губернская дума выбирала губернское правление и депутатов в Государственную думу. Государственная Дума собирается ежегодно, рассматривает и одобряет вносимые правительством законопроекты и государствен-ный бюджет, делает представления о нуждах народа, об ответственности министров и о распоряжениях властей, нарушающих основные («коренные») государственные за-коны. Исполнительной властью являются правления -- волостные, уездные и губернские,-- избираемые мест-ными думами, а высшая исполнительная власть -- министры -- назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды (с третейским или мировым характером), затем -- уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Се-нат, члены которого избираются (пожизненно) Государ-ственной Думой и утверждаются императором. Для объединения и согласования действий высших государ-ственных учреждений учреждается Государственный Со-вет, состоящий из высших государственных сановников, по назначению монарха; он является совещательным учреждением, которое рассматривает новые законода-тельные предположения и финансовые мероприятия до их внесения в Государственную Думу, а также наблю-дает за исполнением законов во всех областях государ-ственного управления.
Александр одобрил в общем план Сперанского и пред-полагал начать его осуществление с 1810 года. Ввиду слож-ности и трудности дела преобразование было начато сверху. 1 января 1810 г. было издано Образование Госу-дарственного Совета. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департамен-тов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Совет должен был рас-сматривать все законы, уставы и важные мероприятия, и его решения представлялись на утверждение государя; «высочайше утвержденное мнение Государственного Со-вета» становилось законом Пушкарев С.Г.. Обзор русской истории. Ставрополь. «Кавказский край» 1993.
В 1810--1811 гг. последовало преобразование мини-стерств, учрежденных в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении земле-делия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» -- путей сообщения, ре-визии государственных счетов (т. е. государственный кон-троль) и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты -- на отделения. Из высших чиновников министерства со-ставлялся совет министра, а из всех министров -- комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств Пушкарев С.Г.. Обзор русской истории. Ставрополь. «Кавказский край» 1993.
При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский имел в виду заимствовать некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый Ко-декс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки. Однако преобразовательная деятель-ность Сперанского не получила дальнейшего развития и скоро была прервана внешними и внутренними обсто-ятельствами.
Во-первых, самое приближение к царю Сперанского, в котором высшие сановники государства видели «выскочку» и «поповского сына», вызывало про-тив него зависть и вражду в «высшем свете» Петербурга Там же..
Во-вторых, его французские симпатии вызывали недо-вольство во всем русском обществе, которое проникалось все более враждебным отношением к Наполеону и к Франции,-- и сам император Александр чувствовал всю непрочность французского союза и предвидел неизбеж-ность борьбы с Наполеоном в. недалеком будущем. Все-общее недовольство увеличивалось продолжающимся расстройством государственных финансов, которого фи-нансовый план Сперанского не мог остановить. В марте 1812 г. Сперанский был уволен со службы и выслан в Нижний Новгород, а потом в Пермь (хотя, как он спра-ведливо: писал в своем оправдательном письме, все, что он делал, он делал с согласия Александра или даже по его поручению).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7