Рефераты. Политические представления древних греков

Мы часто говорим между собой, что государство должно быть справедливым, но бабушки и дедушки наши, и наши родители, и мы сейчас и все мыслители всех веков на протяжении существования человечества говорят о том, что время, в которое они жили является несправедливым и недостойным. Поэтому, лицемерно рассуждающий о справедливости и несправедливости Фрасимах разве не прав, когда говорит о государстве следующее:

«Справедливость, утверждаю я, это то, что пригодно сильнейшему. ...

В каждом государстве силу имеет тот, кто у власти. ... Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия - демократические законы, тирания - тиранические, так же и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных - это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и справедливости. Так вот я и говорю, почтеннейший Сократ: во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти». Ну и как тут возразить! Вот фраза, которая разносит все размышления об идеальном государстве в пух и прах! Действительно. Была самодержавная Россия, где власть была в руках аристократии, не понравилось, - свершилась революция. Советская власть восхваляла себя, дальше некуда. Под эгидой движения к светлому будущему и морального кодекса строителя коммунизма ввели в законодательство 58-ю расстрельную статью и угробили миллионы. В 1991-93 для внедрения демократии расстреляли и поубивали сограждан. Обманули народ при приватизации, создали «продавцов воздуха» отдав в частные руки ресурсы и т.д. и т.п. Причем все законно, комар носа не подточит.

Так где этот вирус, который губит государства? Почему невозможно создание идеального государства? Казалось бы все так просто. Существует общность людей: первые - мудро управляют государством (жрецы), попасть в эту касту просто так нельзя, необходимо сдать сложнейшие экзамены на гибкость ума; вторые - великолепные воины, из рода в род передающие военное мастерство и искусство, грудью стоящие на защите отечества; третьи - прекрасные ремесленники, снабжающие товарами, орудиями труда и ратного дела соплеменников; четвертые - успешно реализуют товары не только внутри государства, но и за пределами его, разнося славу ремесла родной страны по миру. Чем не идеальное государство? Между тем не одна страна, как древнего мира, так и средневековья, и более позднего времени испытывала такой подъем. И это происходило как ни странно именно при выполнении условий идеального государства Платона. Месопотамия, Египет, Греция, Персия все имели достойных правителей, при которых начинался расцвет государства. Позднее Рим, Арабский халифат, Золотая орда, Османская империя, Петровская Россия, Англия, Франция, Германия - везде толчком к развитию служило мудрое правление и активизация общества. Там, где дольше всего держались законы установленные «любомудрами», дольше всего общество жило в благоденствии. Итак, где ржа, которая сжирает государство? Платон знал причины. Человек, прежде всего прагматик, поэтому ему не чуждо стремление к лености, неге, удовольствиям. Жизнь - это желания, стремление к удовлетворению желаний ведет к семи грехам, а «кто без греха, пусть первый бросит в меня камень». Желания, разум и страсть - три способности человеческой души.

Около четырехсот лет спартанцы не нарушали законов Ликурга. Не преследовали врага, когда он бежал с поля битвы, не мародерствовали, не носили золотых украшений, не вторгались в чужие земли без причины и для обогащения. Лисандр нарушил законы Ликурга, вкусив запретного плода роскоши и богатства. С момента оккупации греческих государств при нем, началось постепенное разложение Спарты. Пока Афины вели защитную войну против Персии, создав Первый Афинский союз на добровольном объединении греческих полисов, все шло нормально. Но как только Афины начали проводить по отношении к полисам политику выжимания денег - это послужило толчком к «началу конца» афинской демократии. Персидские войны и Пелопонесская война довершили разложение общества и падение нравов в государстве.

А ведь почти в это время в Риме законы Оппия запретили женщинам носить украшения, всех комедиантов выставили за ворота, был издан закон о роскоши. Под него, кстати, попал отец будущего императора Суллы, который был осужден. Его «роскошь» превысила 10 фунтов серебра. А затем были так называемые Лукулловы пиры, письма Саллюстия к Цезарю (который наплевал на них, собственно за что и поплатился) о падении нравов в римском обществе и почти тридцатилетняя гражданская война.

Итак, становится понятным, что человеческое эго, стремление к сладкой жизни расшатывают устои государства. Появление «лишних» денег, показное богатство одних и нищета другой стороны общества ведет к развалу, а затем и полному прекращению существования государства. Личное, начинает преобладать над общественным, патриотизм рассматривается, как нечто незначимое. Зачем нужно идти воевать за «олигарха»? Спутники роскоши и богатства - разврат и падение нравственности в обществе довершают падение государства. Затем оно завоевывается более сильным на данный момент времени государством и процесс повторяется. Человек, к сожалению, не усваивает уроки истории. Жизнь его относительно коротка и он по возможности стремится взять от нее все. Государственные деятели - те же люди с их слабостями. Умелая денежная политика персов во время Пелопонесской войны (помощь то одной, то другой стороне) полностью ослабила афинскую Грецию и подготовила ее сначала к завоеванию спартанцами, а затем македонцами. Такими же методами действуют американцы. Они быстро поняли, что всегда лучше купить одного правителя, чем завоевывать всю страну. Подкупая первых лиц государств и создавая «банановые республики», американские политики открывают путь к легкому проникновению своего капитала в эти страны.

К 245 г. до н.э. (правление царя Агиса) Спарта представляла собой жалкое государство и имела всего 700 граждан. Рим вскоре покорил всю Грецию. А затем наступила очередь Рима. Роскошь, разврат, падение нравственных норм развалило великое государство.

Но вернемся в древнегреческие полисы и попробуем провести анализ причин развала демократического государства Афин и олигархического Спарты.

4. Причины кризиса полисной системы Древней Греции.

Война…. Одно слово, но сколько смысла заключено в этом слове. Цветущие города, полные людского счастья, великолепные архитектурные ансамбли, личности, человеческие отношения, как зерно в жерновах перемалываются в этой страшной мельнице. Война … - кому беда, а кому мать родна. Это время испытания на прочность государственной системы и людей порожденной этой системой; это борьба идеологий и культур, нравственного и физического воспитания человека. Никакая беда не влияет на общество, так, как влияет она. Самые низшие человеческие инстинкты и самые высшие нравственные качества человека проявляются именно в это время. Греция V века, с ее высокоразвитой культурой, полисами-красавцами не могла не представлять собой лакомый кусок для сильнейшей близлежащей Персии. Сатрапы Ксеркса настаивали на реванше после Марафонской битвы, и наконец решение было принято. Многотысячное войско персидского царя вторглось в Грецию (480 г. до н.э.) и начало военные действия. Греция начала объединяться перед лицом всеобщей опасности нависшей над Аттикой. Собравшиеся в 480 г. в Коринфе представители ряда городов приняли решение прекратить войны между полисами. Другой победой греков было рациональное распределение военных усилий. Усиленными темпами был построен флот. Огромное моральное влияние на греческие военные формирования оказал подвиг 300 спартанцев во главе с царем Леонидом. По свидетельству Геродота персы потеряли при штурме Фермопильского ущелья до 8000 воинов. Но как бы там ни было, уже одно то, что кучка героев удерживала несколько дней многотысячное войско Ксеркса, повлияло на боевой дух объединенного греческого войска. Битва флотов при Саламине показала полную несостоятельность военной компании персов в Греции. В этот тяжелейший для эллинов период греческий народ сумел доказать, что свободный гражданин будет сражаться с врагом до смерти, но не поступится свободой. Ксеркс отправился восвояси, оставив продолжать войну своего опытнейшего полководца Мардония. Но в битве при Платеях греки наголову разбили захватчиков, то же постигло персов на море у мыса Микале. Следует подчеркнуть, что основную роль в борьбе за независимость Греции сыграли те полисы, где масса гражданства сама выступала вершителем своих судеб. Изгнание персов с территории Греции не означало конца войны. Она продолжалась, но уже в ином общеполитическом контексте, который определялся тремя основными событиями: отходом спартанцев от военных действий, созданием Делосского союза (симмахии) и переходом руководства к Афинам.

Разгром персов при Платеях и Микале, помимо чисто военного аспекта, имел еще и значительные моральные последствия. Персы окончательно лишились ореола непобедимости, что придало смелости их противникам. Греки перешли в наступление. Военные действия успешно развертываются на севере Эгеиды, в Пропонтиде и у берегов Фракии, где оставались еще персидские силы. Официальный лозунг войны этого этапа - "отмщение варварам". Но моральный аспект. Так например, после битвы при Платеях греки, по сведениям Геродота, «нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды, На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто не обращал внимания. Золота было взято так много, что его продавали так, как будто это была медь»

Полисы, решившие продолжить войну, в 478/7 г. собрались на о. Делосе и учредили новый союз, руководителем которого стали Афины - наиболее мощный среди союзников полис, обладавший самым большим флотом. Этот союз обычно называют Делосской симмахией, позднее - Афинским морским союзом. По решению союзников создается общая военная казна, куда каждому вменялось вносить определенную сумму (форос). Первую раскладку фороса произвел афинский политический деятель Аристид, известный своим бескорыстием и справедливостью. Но отсюда на мой взгляд начинается следующий этап «грехопадения» греческого общества. «Деньги, деньги, деньги всюду деньги господа…..», - так поется в известной веселой песенке. Пока казна находилась под контролем честных людей (Аристида и Кимона) союз греческих государств выполнял свои функции. Но вскоре Афины все более усиливают власть над союзниками. В 454 г. под предлогом защиты от персидской угрозы союзная казна переносится с Делоса в Афины, которые отныне стали беззастенчиво тратить союзные средства на собственные нужды. Делосская симмахия превращалась в Афинскую морскую державу (архэ), союзники - в подданных. Во-вторых, Афины активизировали военную и дипломатическую деятельность в Восточном Средиземноморье против Персии. В-третьих, большое значение отныне приобретает в политике Афин сама Греция - ее центральная часть и Пелопоннес. В современной литературе, очевидно, справедливо указывается, что афинская внешняя политика того времени производит впечатление несбалансированности, отсутствия четкой перспективы и выделения главного. К этому, по-видимому, следует добавить, что цели, которые ставили себе афиняне, отнюдь не всегда соответствовали тем средствам, которыми они располагали. Все более входя во вкус они практически из обороняющихся стали превращаться в захватчиков. Как в старой китайской сказке (на основе, которой снят и мультфильм и кино) Афины не смогли «победить в себе дракона» и начинают сами становиться драконом. Они залезли в Египет и на Кипр, но потерпели неудачу. Союзные полисы отказались платить форос, поскольку он официально предназначался для войны с Персией. Противники Афин внутри союза делали из факта заключения мира еще более далеко идущие выводы: речь теперь шла уже о роспуске самого союза. Афинам с большим трудом удалось справиться с этим кризисом и сохранить союз: противники союза объявлялись мятежниками, и против них посылались карательные экспедиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.